Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО ПСК "Николаев Посад" (далее - Заявитель) на действия МКОУ "Березовская СОШ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (извещение N 0356300185214000002),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300185214000002 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по текущему ремонту.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно требованиям документации о закупке (пункт 24) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника закупки или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника закупки (для иностранного лица) идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника закупки;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям технических регламентов, национальных стандартов, сводов правил, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 01.12.2009 N982 и от 17.03.2009 N241 установлены требования к товару;
3) документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт;
4) декларация о соответствии участника закупки требованиям, указанным в пункте 18 настоящего раздела;
5) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в Аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Заявитель полагает, что Заказчику необходимо было установить требование о наличии у участника закупки копии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ: п.33.3. - Жилищно-гражданское строительство.
Виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному подрядчику, поименованы в документации о закупке, в частности, в ведомости объемов работ, локальном сметном расчете. Так, необходимо выполнить работы по разборке деревянных заполнений проемов, облицовке стен, по установке оконных блоков, окраске стен и т.д.
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"(далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит, в том числе, п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчикомп.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о закупке предусматривают проведение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Комиссия отмечает, что свидетельство СРО, в частности, п.33.3, требуется для выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ), и, как следствие, содержатся в Приказе N 624, тогда как представитель Заявителя не смог пояснить, какие виды работ, содержащиеся в документации о закупке, коррелируют с соответствующими пунктами приказа N 624. Более того, подтвердил то обстоятельство, что виды работ, которые необходимо выполнить, не влияют на безопасность объектов капитального строительства.
Довод Заявителя о том, что, не смотря на то, что работы, являющиеся предметом электронного аукциона, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, потенциальный участник все равно должен иметь допуск с п.33.3, отклоняется Комиссией, как противоречащий нормам действующего законодательства. Уже само по себе нахождение п.33.3 в Приказе N 624, в котором, как указано выше, поименованы виды работ, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, свидетельствует о том, что наличие данного допуска необходимо исключительно при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Ссылка Заявителя на Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением СССР от 29.12.1973 г. N 279, на Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 г. N 312, как на документы, анализируя которые, Заявитель пришел к выводу о том, что работы, являющиеся предметом контракта, относятся к капитальному ремонту, и, как следствие, по мнению Заявителя, требуют допуск СРО с п.33.3, отклоняется Комиссией, поскольку, как указано выше, во исполнение требований норм Градостроительного кодекса утвержден именно Приказ N 624, положения которого, в свою очередь, содержат виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.
Довод Заявителя о том, что поскольку в документации об аукционе отсутствует проектная документация, невозможно достоверно определить начальную (максимальную) цену контракта также является не состоятельным.
Согласно положениям о закупке, начальная (максимальная) цена контракта 1 689 219,12 руб. Начальная (максимальная) цена контракта определена проектно-сметным методом в соответствии с федеральными единичными расценками на строительные и специальные строительные работы (ФЕР-2001), в редакции Минрегиона РФ 2009 года и текущего индекса инфляции Федерального центра по ценообразованию в строительстве по Пермскому краю.
В соответствии с п.1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявленные к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Вместе с тем, поскольку в ходе рассмотрения жалобы установлено, что работы, являющиеся предметом аукциона, не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и при выполнении данных работ не затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (иного не доказано), наличие проектной документации в данном конкретном случае обязательным не является. Показатели же материалов, используемых при выполнении работ, установлены Заказчиком в Разделе 14 документации об аукционе.
При указанных выше обстоятельствах в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках не может быть установлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО ПСК "Николаев Посад" на действия МКОУ "Березовская СОШ" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту (извещение N 03563001852140000021) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 15 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.05.2014