Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Партнер МБ" (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы (далее - Уполномоченный орган), ГКУ "СМЭУ Пермского края" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "Арена" (извещение N 0156200009914000108),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156200009914000108 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "Арена".
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с п.1 ч. 15 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные частью 1 настоящей статьи критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные частью 6 настоящей статьи величины значимости критериев.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Так, одним из критериев является критерий "Квалификация участника конкурса", включающий следующий показатель:
2.1 Наличие у участника конкурса или работающих у него сотрудников навыков по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС"П" и "АРЕНА" (С1i).
При этом, установлены следующие показатели, раскрывающий содержание поименованного нестоимостного критерия:
Максимальное количество баллов по критерию оценки "Квалификация участника открытого конкурса" составляет 100 баллов.
Предмет оценки - количество сотрудников участников конкурса имеющих навыки по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС"П" и "АРЕНА".
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие у участника конкурса или работающих у него сотрудников навыков по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС"П" и "АРЕНА") к работе, в том числе проверке работоспособности, контроля за работой комплексов, извлечению информации, проведении инструктажа по работе с данным оборудованием.
Документами подтверждающими наличие у участника конкурса и(или) работающих у него сотрудников навыков по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "АРЕНА" являются:
- сертификат и(или) удостоверение и(или) письмо и(или) другой документ, подтверждающий прохождение обучения по работе с указанным оборудованием, выданные лицом, обладающим исключительными правами на производство комплексов либо уполномоченным им лицом.
- документ, подтверждающий наличие трудовых отношений участника конкурса с лицом, прошедшим указанное обучение (копия трудовых книжек или иных документов (копии приказов (распоряжений) о приеме на работу, копии трудовых договоров), подтверждающих работу по совместительству)) с отметкой кадровой службы на дату подачи заявок.
Расчет баллов производится следующим образом:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя (КЗ = 1);
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки
- количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю).
При отсутствии у участника конкурса или работающих у него сотрудников навыков по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "АРЕНА" и (или) вышеназванных подтверждающих документов заявке на участие в конкурсе по данному показателю присваивается 0 баллов.
Наличие у участника конкурса или работающих у него сотрудников навыков по подготовке передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "АРЕНА" считается не подтвержденным в случаях:
- отсутствие копий сертификата и/или удостоверения и/или письма и/или другого документа, подтверждающего прохождение обучения и (или) трудовых книжек или иных документов (копии приказов (распоряжений) о приеме на работу, копии трудовых договоров), подтверждающих работу по совместительству);
и (или)
- отсутствие на копиях трудовых книжек или иных документов (копии приказов (распоряжений) о приеме на работу, копии трудовых договоров), подтверждающих работу по совместительству) отметки кадровой службы о работе специалистов в организации участника конкурса на дату подачи заявок.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям Раздела 7 документации об открытом конкурсе, заявка должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса, в том числе, сертификат и(или) удостоверение и(или) письмо и(или) другой документ, подтверждающий прохождение обучения по работе с передвижными комплексами фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "АРЕНА", выданные лицом, обладающим исключительными правами на производство комплексов либо уполномоченным им лицом.
Комиссия отмечает, что из анализа приведенных выше норм Закона о закупках следует, что порядок оценки заявок должен содержать требования к тем документам, которые должны быть представлены в составе заявки для подтверждения квалификации участника конкурса.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения жалобы (и подтверждается материалами жалобы), конкурсная документация в нарушение требований п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках не содержит требований, установленных надлежащим образом, к тем документам, которые должны быть представлены в составе заявки для подтверждения квалификации участника конкурса.
Так, в документации не указано, какое лицо является обладателем исключительными правами на производство комплексов либо уполномоченным им лицом на выдачу сертификата и (или) удостоверения и (или) письма и (или) другого документа, подтверждающего прохождение обучения по работе с передвижными комплексами фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "АРЕНА".
Кроме того, поскольку перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки по спорному критерию, не является исчерпывающим, а именно, указано, в том числе, "другой документ", участник закупки на этапе подачи заявки не может установить, какие конкретно документы будут оцениваться Конкурсной комиссией.
Комиссия отмечает, что установление показателя спорного критерия таким образом, не дает возможности Конкурсной комиссии дать оценку заявкам по критерию "Квалификация участника закупки", и, соответственно, единственным критерием оценки будет являться критерий "Цена договора", что не соответствует п.8 Правил, согласно которому, количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух.
Таким образом, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение требования п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о закупках, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.2 Технического задания срок (период) оказания услуг: по истечении трех рабочих дней с момента передачи комплексов по 30 ноября 2014 г.
Согласно п.3 Технического задания (которое, в свою очередь, согласно требованиям документации о закупке, содержит показатели, характеризующие услуги), объем услуги: 21 355 часов функционирования комплексов в течение срока (периода) оказания услуг.
Комиссия отмечает, что срок, необходимый для оказания услуги, определяет необходимость наличия более одного комплекса, соответственно, при количестве часов функционирования комплексов, отсутствие количества передаваемых комплексов, не дает возможность определить порядок оказания услуги.
При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших надлежащим образом требования к описанию объекта закупки, имеется нарушение п.1 ч.1 ст.50 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Партнер МБ" на действия Министерства по регулированию контрактной системы, ГКУ "СМЭУ Пермского края" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотофиксации нарушений правил дорожного движения "КРИС" П" и "Арена" (извещение N 0156200009914000108) обоснованной.
2. Признать в действиях Министерства по регулированию контрактной системы, ГКУ "СМЭУ Пермского края" нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Признать в действиях Министерства по регулированию контрактной системы, ГКУ "СМЭУ Пермского края" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Министерству по регулированию контрактной системы, ГКУ "СМЭУ Пермского края" предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Министерства по регулированию контрактной системы, ГКУ "СМЭУ Пермского края" к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2014