Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия
рассмотрев жалобу ООО ПСК "Николаев Посад" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Дирекция единого заказчика" (далее - Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме "Строительные, монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные с капитальным ремонтом помещений" (извещение N 0356300003514000003),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком было размещено извещение N 0356300003514000003 о проведении аукциона в электронной форме "Строительные, монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные с капитальным ремонтом помещений".
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.3 ст.64 Закона о закупках документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 6 ст. 66 Закона о закупках, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Согласно требованиям документации о закупке (пункт 24) вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица);
2) копию свидетельства выданного саморегулируемой организацией на виды работ предусмотренные настоящей аукционной документацией;
3) документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено учредительными документами юридического лица и для участника закупки заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в Аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
Заявитель полагает, что Заказчику необходимо было установить требование о наличии у участника закупки копии свидетельства о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное саморегулируемой организацией, на следующие виды работ: п.33.3. - Жилищно-гражданское строительство.
Виды работ, которые необходимо выполнить потенциальному подрядчику, поименованы в документации о закупке, в локальном сметном расчете. Так, локально сметный расчет, проектная документация включают в себя, в том числе, следующие виды работ:
- устройство фундаментов-стобов: бетонных;
- усиление конструктивных элементов фундаментов стальными балками;
- устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом: до 25 м3;
- устройство полов из керамического гранита.
Между тем, Заявитель указывает на то, что согласно проектной документации нужно пробить низ оконного проема с устройством наружной двери, что само по себе подразумевает то, что будет выполняться капитальный ремонт, при проведении которого затрагиваются конструктивные характеристики надежности и безопасности.
Статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 г. N190-ФЗ (далее - Градостроительный кодекс) лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства (ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса).
Согласно ч. 4 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В указанном перечне должны быть определены виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается самостоятельно, и виды работ, выполнение которых индивидуальным предпринимателем допускается с привлечением работников, а также должны учитываться особенности выполняемых гражданами для собственных нужд работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов индивидуального жилищного строительства и предназначенных для проживания не более чем двух семей жилых домов.
Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства"(далее - Приказ N 624).
Приказ N 624 содержит, в том числе, п.33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчикомп.33.3 - Жилищно-гражданское строительство.
Исходя из смысла указанных норм права, Комиссия приходит к выводу о том, что если условия документации о закупке предусматривают проведение работ, которые содержатся в Приказе N 624, следовательно, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, то участник аукциона должен предоставить свидетельство о допуске к названным работам.
Комиссии отмечает, что в соответствии с проектной документацией, локально сметному расчету нужно выполнить работы, в том числе, которые содержаться в Приказе 624:
- устройство фундаментов-столбов: бетонных (п.7.1 Приказа 624);
- усиление конструктивных элементов фундаментов стальными балками (п.7.1 Приказа 624);
- устройство бетонных фундаментов общего назначения объемом: до 25 м3 (п.7.1 Приказа 624);
Комиссия отмечает, что свидетельство СРО, в частности, п.33.3, требуется для выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ), и, как следствие, содержатся в Приказе N 624, тогда как представитель Заказчика не смог доказать тот факт, что работы предусмотренные аукционной документацией, техническим заданием, локально-сметным расчетом не оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Кроме того, документация содержит требования о наличия во второй части заявки копии свидетельства выданного саморегулируемой организацией на виды работ предусмотренные настоящей аукционной документацией в соответствии с ч.6 ст.66 Закона о закупках, так же положениями документации предусмотрено привлечение подрядчиком субподрядчиков, что в совокупности свидетельствует, о том, что свидетельство СРО должно содержать п.33.3, наличие которого является достаточным и не требует наличия иных пунктов, однако данное положение надлежащим образом Заказчиком не соблюдено.
Довод Заказчика о том, что работы предусмотренные техническим заданием аукционной документации не влияют на безопасность объектов капитального строительства является не состоятельным, так же, в связи с тем, что аукционной документацией предусмотрено наличия у участника закупки свидетельства СРО.
Таким образом, в действиях Заказчика имеется нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с п.1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявленные к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией (ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ).
При этом согласно ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Вместе с тем, в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются разделы в соответствии с ч.12 ст.48 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Комиссией установлено, что представленная Заказчиком проектная документация составлена не в соответствии с положениями Градостроительного кодекса, а также не утверждена Заказчиком.
Вместе с тем, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Таким образом, поскольку в ходе рассмотрения жалобы установлено, что работы, являющиеся предметом аукциона, оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и при выполнении данных работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (иного не доказано), наличие проектной документации в данном конкретном случае является обязательным, в связи с чем, в действиях Заказчика установлено нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО ПСК "Николаев Посад" на действия МКУ "Дирекция единого заказчика" при проведении аукциона в электронной форме "Строительные, монтажные, пусконаладочные и иные работы, неразрывно связанные с капитальным ремонтом помещений" (извещение N 0356300003514000003) обоснованной.
2. Признать в действиях МКУ "Дирекция единого заказчика" нарушение ч.3 ст.64 Закона о закупках.
3. Признать в действиях МКУ "Дирекция единого заказчика" нарушение ч.1 ст.64 Закона о закупках.
4. В целях устранения нарушения требований Закона о закупках, выдать предписание МКУ "Дирекция единого заказчика", Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан".
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении ответственных должностных лиц МКУ "Дирекция единого заказчика" к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2014