Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Буматика"" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Содержание муниципального имущества" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по сносу объектов нежилого муниципального фонда по адресу: Пермь, Пихтовая, 22 (извещение N 0356300030514000059),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356300030514000059 Заказчиком проводился электронный аукцион на право заключить контракт на выполнение работ по сносу объектов нежилого муниципального фонда по адресу: Пермь, Пихтовая, 22.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Выслушав доводы и возражения представителей лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав и оценив представленные документы, Комиссия Пермского УФАС России установила следующее.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.2 ч.5 ст.66 Закона о закупках, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В Разделе 4 документации о закупке Заказчиком установлены требования к составу второй заявки. Заявитель полагает, что Заказчиком, не включившим в документацию об электронном аукционе требование о предоставлении в составе второй части заявки копии лицензии заявки на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, нарушены требования Закона о закупках.
Требования к предмету закупки установлены в Техническом задании, являющимся Приложением N 1 к документации о закупке. Так, потенциальному участнику необходимо выполнить следующие работы: полная разборка (демонтаж) объектов; очистка территории от образовавшегося строительного лома и мусора; вывоз строительного лома и мусора для размещения на специализированном полигоне; планировка территории; получение акта обследования на предмет фиксации сноса объекта (для объектов капитального строительства), справки о сносе (для временных и вспомогательных построек, объектов внешнего благоустройства) в органе технической инвентаризации, аккредитованном в Пермском крае на осуществление технического учета объектов недвижимости и имеющем допуск СРО на проведение работ по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Согласно п.3.2.5, п.3.2.6 проекта контракта Подрядчик обязан обеспечить вывоз строительного лома и мусора для размещения на специализированном полигоне; произвести очистку территории от строительного лома и мусора,образовавшегося в период производства работ.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.03.2012 N255.
В силу положений Закона N 89-ФЗ обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
С учетом анализа приведенных выше норм права, в т.ч. об отходах производства и потребления, применительно к обстоятельствам данного дела, Комиссия приходит к выводу о том, что размещение отходов является самостоятельным видом деятельности при обращении с отходами по отношению к деятельности по сносу объекта, сбору, погрузке и перевозке отходов.
Как указано ранее, предметом спорного аукциона является выполнение работ по сносу объектов нежилого муниципального фонда, в соответствии с Техническим заданием в состав работ входит, в том числе, вывоз строительного лома и мусора для размещения на специализированном полигоне.
То есть целью проведения электронного аукциона является именно снос объектов, а вывоз будущих отходов, которые, возможно, образуются в результате сноса, для размещения их на специальном полигоне, имеет характер обязательного, но все же дополнительного этапа. Причем по условиям аукционной документации непосредственно работы по размещению отходов в перечень осуществляемых подрядчиком работ по контракту не включены, обязанностью подрядчика является вывоз строительного лома и мусора для размещения на специализированном полигоне.
Таким образом, документацией об электронном аукционе предусмотрены работы, которые могут выполнять организации, не имеющие лицензий на размещение отходов. Требование о выполнении работ по размещению отходов непосредственно подрядчиком документация не содержит.
Заявитель полагает, что документация об электронном аукционе должна содержать требование о предоставлении в составе второй части заявки лицензии на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности, поскольку передать отходы, образовавшиеся после сноса, возможно только собственником отходов для дальнейшего их размещения.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать сове имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статья 4 Закона N 89-ФЗ предусматривает, что собственник отходов 1-4 классов опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В соответствии с п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N93-ФЗ) лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Ранее лицензированию подлежала также деятельность по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности, но в результате принятия Закона N 99-ФЗ и внесения в него изменений Федеральным законом от 25.06.2012 N93-ФЗ указанные виды деятельности из числа лицензируемых исключены. Однако в ст. 4 Закона N 89-ФЗ, предусматривающую наличие у лица, которому могут быть переданы отходы 1-4 класса опасности их собственником, лицензии на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, соответствующие изменения внесены не были.
Учитывая исключение из числа лицензируемых видов деятельности по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности, собственник таких отходов вправе отчуждать или передавать отходов любому лицу, осуществляющему данные виды деятельности. Довод о том, что с учетом исключения из числа лицензируемых видов деятельности по сбору, транспортированию и использованию отходов 1-4 классов опасности отходы могут быть переданы исключительно лицу, имеющему лицензию на обезвреживание и размещение отходов 1-4 классов опасности, отклоняется как несостоятельный. При таком подходе наличие названной лицензии обязательно и в случаях, когда обезвреживание и размещение отходов не предполагается, а отходы передаются в целях их дальнейшего использования (к примеру, в производственных целях, для переработки и т.д.), что грубо нарушает права и интересы хозяйствующих субъектов.
Комиссия отмечает, что отходы 1-4 класса опасности, являющиеся муниципальной собственностью, передаются подрядчику для вывоза для последующего размещения на специализированном полигоне, осуществление же размещения отходов непосредственно подрядчиком документацией не предусмотрено, с учетом чего со стороны собственника отходов нарушения требований ст. 4 Закона N 89-ФЗ не усматривается.
Существование при такой схеме отношений возможности ненадлежащего размещения отходов, отсутствия контроля Заказчика за соблюдением требований к размещению отходов не означает, что аукционная документация, не предусматривающая такое требование к участникам размещения заказа как наличие лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, не соответствует требованиям Закона о закупках.
Более того, на момент проведения электронного аукциона отходы, как таковые, отсутствуют, и, как следствие, невозможно определить класс опасности отходов, что также опровергает довод Заявителя о том, что для выполнения работ, являющихся предметом закупки, необходима спорная лицензия.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона о закупках, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
Согласно положениям документации об электронном аукционе, при определении начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком был использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием коммерческих предложений.
С учетом изложенного выше, Заказчиком выполнены требования Закона о закупках, касающиеся необходимости наличия в документации об электронном аукционе обоснования начальной (максимальной) цены контракта, указания метода, которым данная цена была определена.
Комиссия отмечает, что ООО "Буматика" является коммерческой организацией, осуществляющей на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Помимо прочего, отсутствие требования о наличии у участника закупки спорной лицензии не является препятствием для участия в закупке данного хозяйствующего субъекта, поскольку даже в случае образования отходов и необходимости их захоронения, такая лицензия у ООО "Буматика" имеется.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Буматика"" на действия МКУ "Содержание муниципального имущества" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по сносу объектов нежилого муниципального фонда по адресу: Пермь, Пихтовая, 22 (извещение N 0356300030514000059) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 24 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2014