Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Частное охранное предприятие "Служба комплексной безопасности" (далее - Заявитель) на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звездный" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации охраны и контрольно - пропускного режима, противопожарного наблюдения с подключением на пульт централизованного наблюдения (далее - ПЦН) системы охранно-пожарной сигнализации в помещениях и территории МБОУ "СОШ ЗАТО Звездный" (извещение N 0356300152914000007),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика. При составлении документации о торгах Заказчиком в техническом задании установлены незаконные требования к участнику размещения закупки, а именно: наличие лицензии на осуществление "Деятельности по тушению пожаров" (п.3), наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора, в том числе наличие в штате не менее 500 лицензированных сотрудников охраны для оказания услуг, подтверждаемых справкой из Центра лицензионно-разрешительной работы.(п. 4).
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действие (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300152914000007, Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по организации охраны и контрольно - пропускного режима, противопожарного наблюдения с подключением на пульт централизованного наблюдения (далее - ПЦН) системы охранно-пожарной сигнализации в помещениях и территории МБОУ "СОШ ЗАТО Звездный".
Согласно Главе 2 Технической части документации об электронном аукционе Заказчиком установлены основные требования к участнику размещения заказа, в том числе:
- наличие лицензии на осуществление "Деятельности по тушению пожаров" (п. 3);
- наличие необходимых трудовых ресурсов для исполнения договора, в том числе наличие в штате лицензированных сотрудников охраны для оказания услуг, подтверждаемых справкой из Центра лицензионно-разрешительной работы (п. 4).
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона (ч.3 ст. 64 Закона о закупках).
Согласно ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
2) правомочность участника закупки заключать контракт;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о закупках).
В соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия установила, что предметом торгов является оказание охранных услуг, кроме того, в аукционной документации отсутствуют виды работ, для выполнения которых необходима лицензия на деятельность по тушению пожаров (за исключением деятельности добровольной пожарной охраны).
Также комиссией установлено, что Заказчик изменил требование о наличии в штате не менее 500 лицензированных сотрудников охраны для оказания услуг, подтверждаемых справкой из Центра лицензионно-разрешительной работы (п. 4), из данного требования исключено "не менее 500".
Из изложенного следует, что Заказчик, установив требование к участникам закупок о наличии лицензии на осуществление "Деятельности по тушению пожаров", а также о наличии в штате лицензированных сотрудников охраны для оказания услуг, подтверждаемых справкой из Центра лицензионно-разрешительной работы, нарушил требование ч. 6 ст. 31 Закона о закупках.
Кроме того, Комиссией установлено, что требование к составу первой части заявки на оказание услуг не соответствует Закону о закупках.
В документации установлено:
Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
При составлении документации об электронном аукционе установлено требование к первой части заявки на поставку товара, при проведении закупки, тогда как предмет закупи оказание услуг, следовательно, Заказчиком нарушено требование п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
Согласно документации об электронном аукционе начальная (максимальная) цена контракта определена методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из коммерческих предложений 4 поставщиков.
В представленных Заказчиком документах не содержатся коммерческие предложения, на основании которых произведен расчет начальной (максимальной) цены контракта, кроме того, представитель Заказчика пояснил, что расчет производился только из анализа рыночных цен (анализа рынка).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
При указанных обстоятельствах в действиях Заказчика содержится нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Частное охранное предприятие "Служба комплексной безопасности" на действия МБОУ "Средняя общеобразовательная школа ЗАТО Звездный" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по организации охраны и контрольно - пропускного режима, противопожарного наблюдения с подключением на пульт централизованного наблюдения (далее - ПЦН) системы охранно-пожарной сигнализации в помещениях и территории МБОУ "СОШ ЗАТО Звездный" (извещение N 0356300152914000007) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1, 2 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленные в ходе проведения внеплановой проверки.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений требований Закона о закупках.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 3 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2014