Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 1 апреля 2014 г. N 44-16/14
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Лисицы Д.Н.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Иванова Н.Н.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Юркиной Н.Ю.,
при участии представителей ООО "Медком-МП" - Васильевой И.В., ГБУЗ ПО "Псковская детская городская поликлиника N 2" - Новиковой Е.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Медком-МП" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ГБУЗ ПО "Псковская детская городская поликлиника N 2" (далее - Аукционная комиссия) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для нужд ГБУЗ "Псковская детская городская поликлиника N2" (номер извещения: 0357300006814000001) (далее - Электронный аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Псковское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Аукционной комиссии.
Заявитель подал заявку на участие в Электронном аукционе. Решением Аукционной комиссии заявка была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе. Заявитель считает данное решение незаконным и просит его отменить.
Представитель Аукционной комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил следующее.
В заявке Заявителя отсутствовала декларация о соответствии участника аукциона требованиям п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и декларация о принадлежности к субъектам малого предпринимательства, в связи с чем, она законно была признана несоответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1. В соответствии с ч.1 ст.69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч.2 ст.69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст.69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п.1, 3 - 5, 7 и 8 ч.2 ст.62, ч.ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Решением Аукционной комиссии, оформленным протоколом подведения итогов электронного аукциона N 0357300006814000001-П3 от 21.03.2014 г., заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, в связи с непредставлением документов и информации, предусмотренных пп.5 п.2.2 р.2 инструкции для участников закупки и п.п.2,5 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием декларации о соответствии участника аукциона требованиям п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе и отсутствием декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства (основание п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе).
Комиссия считает вышеуказанное решение Аукционной комиссии необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.п.1 и 2 ч.1 и ч.2 ст.31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
П.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе определена обязанность заказчика установить единые требования к участникам закупки, в том числе:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Также ч.8 ст.31 Закона о контрактной системе предусмотрено право комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участников закупок вышеуказанным требованиям и запрет на возложение обязанности подтверждения соответствия данным требованиям на участника закупки.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена обязанность заказчика установить требование о соответствии участника закупки требованиям п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, право комиссии по осуществлению закупок проверять соответствие участников закупок данным требованиям, а также запрет на установление формы декларирования участником закупки соответствия данным требованиям.
П.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе не содержит прямого указания на форму декларирования участником закупки соответствия требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Из буквального прочтения п.2 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе следует, что заявка должна содержать документы, а также "декларация", что указывает на противопоставление "декларация" понятию документ и лишает "декларация" признаков материального объекта, содержащего информацию в зафиксированном виде и специально предназначенного для её передачи во времени и пространстве, в отличие от документа.
При данных обстоятельствах подача заявки на участие в электронном аукционе является одной из форм акцепта и означает подтверждение участником закупки своего соответствия требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно п.10.7 Регламента электронной площадки "Сбербанк-АСТ" на электронной площадке в форме подачи заявки на участие в электронном аукционе предусмотрена унифицированная форма согласия участника с требованиями, установленными в аукционной документации и извещении.
П.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе предусмотрено признание заявки на участие в аукционе не соответствующей требованиям документации в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены п.п.1, 3 - 5, 7 и 8 ч.2 ст.62, ч.ч.3 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе
В условиях отсутствия привязки "декларация" к понятию документ и независимости понятия информация от формы представления у аукционной комиссии не было оснований для признания заявки Заявителя не соответствующей требованиям документации об аукционе на основании п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, в связи с отсутствием "декларация" требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. Доказательств несоответствия Заявителя требованиям п.п.3-9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией не представлено.
Кроме того, Комиссией установлено, что во второй части заявки Заявителем было продекларировано соответствие требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе в отдельном документе.
Отсутствие во второй части заявки Заявителя декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства также не является основанием для признания заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об аукционе в связи с тем, что объявленный электронный аукцион не является закупкой для субъектов малого предпринимательства, а также по вышеизложенным основаниям в отношении декларации соответствия требованиям, установленным п.п.3 - 9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией принято решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
2. В результате внеплановой проверки закупки установлены следующие нарушения.
В нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе Аукционной комиссией принято решения о несоответствии заявок ООО "РиА Фарма", ООО "Атекс Групп", ООО "Трамплин" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией об аукционе, по основаниям, не предусмотренным ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
Основания для признания данных действий Аукционной комиссии незаконными изложены в п.1 настоящего решения.
В нарушение ч.2 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Так пп.5 п.2.2 р.2 Инструкции для участников закупки установлено требование о предоставлении декларации о соответствии участника закупки требованиям п.п.1.3-1.8 р.1 Инструкции в форме информационных справок.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п.5 ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст.28 - 30 Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
При этом преимущества, предоставляемые в соответствии со ст.28 - 30 Закона о контрактной системе ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в документации об аукционе не установлены.
Согласно п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
В нарушение требований п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об аукционе содержит требования к содержанию, составу заявки, не соответствующие ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе. Так согласно разделу 2 Инструкции для участников закупки первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать информацию, предусмотренную пп. "а" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную пп. "б" п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, информацию, предусмотренную п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, что противоречит требованию п.1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе о выборе одного из подпунктов.
Таким образом, в нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к составу заявки, несоответствующие ч.ч.3 - 6 ст.66 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь ч.1 ст.2, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.7 ст.69 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях ГБУЗ ПО "Псковская детская городская поликлиника N 2" нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Аукционной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Выдать ГБУЗ ПО "Псковская детская городская поликлиника N 2" обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
6. Передать материалы дела уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии Члены Комиссии: |
Лисица Д.Н. Иванов Н.Н. Юркина Н.Ю. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 1 апреля 2014 г. N 44-16/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.04.2014