Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2014 г. N 691\03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
|
Председатель Комиссии К.А. Коренченко, |
|
Члены Комиссии А.Д. Кравцов, В.Е. Шолохова, |
рассмотрев дела NN691\03, 720\03 о нарушении норм Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении конкурса с ограниченным участием N0158300052114000016 "Строительство межпоселковой автомобильной дороги от х.Крюков к х.Назаров в Дубовском районе Ростовской области, в присутствии: от Заказчика и Спецорганизации - В.П. Лагутина, от ООО "Спецснаб" - Н.О. Скляренко, от ООО "Таганрогское ДСУ" - М.А. Калашников, от Привлеченного лица - И.А. Бадуры,
УСТАНОВИЛА:
1. В Ростовское УФАС России поступили жалобы:
- 03.04.2014 г. (вх.N5787) - ООО "Спецснаб", с указанием на нарушение Заказчиком порядка разъяснения положений конкурсной документации;
- 04.04.2014 г. (вх.N5980) - ООО "Таганрогское ДСУ", содержавшая довод о невозможности перечисления денежных средств в порядке, предусмотренном конкурсной документацией.
Заказчик в возражении от 10.04.2014 г.:
- указал на непоступление запросов о разъяснении конкурсной документации, отвечающих требованиям ч.7 ст.50 Закона;
- констатировал факт подачи ООО "Таганрогское ДСУ" конкурсной заявки.
Представитель Привлеченного лица не изложил правовую позицию по существу рассматриваемых дел.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка порядка осуществления закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно "Изменениям извещения о проведении конкурса с ограниченным участием" (далее - Извещение) от 20.03.2014 г. N0158300052114000016:
- установлены дата и время окончания подачи заявок - 07.04.2014 г. в 12-00;
- начальная (максимальная) цена контракта составила 144 370 290 руб.
2. Согласно жалобе ООО "Спецснаб", этим обществом 25.03.2014 г. и 27.03.2014 г. были направлены Заказчику запросы о разъяснении положений конкурсной документации, по которым Заказчиком не даны разъяснения конкурсной документации.
В силу ч.3 ст.56 Закона при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст.56 Закона.
Согласно ч.7 ст.50 Закона:
- любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации;
- в течение 2 рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
В ходе рассмотрения дела установлено, что названные запросы поступили Заказчику не в письменной форме, а по электронной почте, в виде сканированных писем, без электронной подписи.
Кроме того, в подтверждение единственного довода своей жалобы ООО "Спецснаб" сочло необходимым представить в материалы настоящих дел данные запросы, не содержащие подписи лица, уполномоченного на осуществление действий от имени ООО "Спецснаб", что также указывает на несоблюдение письменной формы.
Помимо того, в запросах требуется разъяснение о том:
- в чем состоит техническая и (или) технологическая сложность, инновационный, высокотехнологичный или специализированный характер работ, составивших объект закупки?
- какие конкретно работы, составившие объект закупки, обладают технической и (или) технологической сложностью, "инновационным (каким именно?)", высокотехнологичным или специализированным характером? В чем конкретно состоит техническая и (или) технологическая сложность?
В этой связи следует указать, что в силу ч.2 ст.56 Закона, "Перечня случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089 (далее - Перечень N1089), отнесение работ, составивших предмет закупки, к таким работам, осуществляется Правительством РФ, а не заказчиками.
Следовательно, запросы ООО "Спецснаб" являлись запросами не о разъяснении положений конкурсной документации, а о степени обоснованности внесения работ, составивших предмет закупки, в Перечень N1089, утвержденный Правительством РФ, а не Заказчиком.
По изложенным основаниям названные запросы ООО "Спецснаб" не породили в соответствии с ч.7 ст.50 Закона обязанность Заказчика по направлению разъяснений положений конкурсной документации.
Жалоба ООО "Спецснаб" является необоснованной.
3. В соответствии с ч.5 ст.56 Закона:
- извещение о проведении конкурса с ограниченным участием должно содержать в т.ч. информацию, предусмотренную ст.49 Закона;
- конкурсная документация к конкурсу с ограниченным участием должна содержать в т.ч. информацию, предусмотренную ст.50 Закона.
В силу п.9 ч.3 ст.49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает реквизиты счета для внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок участников конкурса.
В соответствии с ч.1 ст.50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе.
Конкурсная документация (в редакции N3) утверждена Главой Дубовского района 20.03.2014 г.
Согласно п.9 главы 2 конкурсной документации Заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в конкурсе = 2 887 405,8 руб.
В Извещении приведены реквизиты счета, указанные в п.9 ч.3 ст.49 Закона
- номер расчетного счета 40703810760151000481;
- номер лицевого счета 03583120520;
- БИК 046015001.
Те же реквизиты указаны в п.9 главы 2 конкурсной документации.
ООО "Таганрогское ДСУ" в жалобе указало, что:
- 04.04.2014 г. платежным поручением N975 внесло 2 887 405,8 руб. в качестве обеспечения заявки, по реквизитам счета, указанным в Извещении и конкурсной документации;
- "через час после осуществления платежа ООО "Таганрогское ДСУ" получило отказ из банка о том, что платежное поручение не исполнено, платеж не осуществлен в связи с несоответствием корсчета или лицевого счета, указанных в платежном поручении;
- сразу после отказа, полученного из банка, в связи с несоответствием реквизитов для уплаты, мы связались с контактным лицом Заказчика, указанным в Извещении, нам пояснили, что реквизиты изменились".
Представитель Заказчика и Спецорганизации при рассмотрении дела:
- признал факт изменения не позднее 04.04.2014 г. указанных реквизитов счета, вследствие чего по этим реквизитам нельзя было перечислить обеспечение заявки;
- более точную информацию о дате и времени изменения реквизитов сообщить отказался, сославшись на незнание.
4. Представитель ООО "Таганрогское ДСУ" при рассмотрении дела представил в материалы дела копии:
- платежного поручения от 04.04.2014 г. N975 о перечислении ООО "Таганрогское ДСУ" 2 887 405,8 руб. на реквизиты счета, указанные в Извещении и конкурсной документации;
- письмо ОАО "Номос-банк" от 04.04.2014 г. NАФ-л/49097 в адрес ООО "Таганрогское ДСУ" о возврате денежных средств и данного платежного поручения с обоснованием причины: "лицевой счет или корсчет получателя отсутствует в ПБР получателя";
- платежного поручения от 04.04.2014 г. N980 о перечислении ООО "Таганрогское ДСУ" 2 887 405,8 руб. на иные (по сравнению с указанными в Извещении и конкурсной документации) реквизитами счета: номер расчетного счета 40302810560153001089; номер лицевого счета 05583120520; БИК 046015001.
Кроме того, представителем Заказчика в материалы дела представлена копия письма 04.04.2014 г. N70\1470 на бланке Заказчика, не имеющее адресата, за подписью и.о. Главы Дубовского района и главного бухгалтера Заказчика.
В данном письме приведены те же реквизиты, что и в платежном поручении ООО "Таганрогское ДСУ" от 04.04.2014 г. N980: номер расчетного счета 40302810560153001089; номер лицевого счета 05583120520; БИК 046015001.
При рассмотрении дела представителем Заказчика и Спецорганизации было указано на направление Заказчиком в адрес ООО "Таганрогское ДСУ" данного письма 04.04.2014 г., тогда как представитель ООО "Таганрогского ДСУ" подтвердил факт получения обществом 04.04.2014 г. этого письма от Заказчика.
Копии названных документов приобщены к материалам настоящих дел.
Таким образом, начиная с даты не позднее 04.04.2014 г. Извещение и конкурсная документация содержали ошибочные, ненадлежащие реквизиты для перечисления денежных средств в качестве обеспечения конкурсной заявки, а попытка ООО "Таганрогское ДСУ" перечислить денежные средства по этим реквизитам завершилась отказом банка от исполнения платежного поручения именно ввиду ненадлежащих реквизитов счета получателя платежа, т.е. Заказчика.
Следовательно, не позднее 04.04.2014 г. Заказчиком были нарушены п.9 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 Закона.
Жалоба ООО "Таганрогское ДСУ" является обоснованной.
5. В силу ч.6 ст.50 Закона:
- заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе;
- в течение 1 дня с даты принятия решения о внесении изменений в конкурсную документацию такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса, и в течение 2 рабочих дней с этой даты направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам, которым была предоставлена конкурсная документация;
- при этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе этот срок составлял не менее чем 10 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Заказчиком изменения в конкурсную документацию, отражающие изменение указанных в Извещении и конкурсной документации реквизитов, не были внесены, а соответственно и не были размещены "в порядке, установленном для размещения извещения".
Комиссия Ростовского УФАС России полагает необходимым отметить, что:
- впервые извещения и конкурсная документация размещены Заказчиком на официальном сайте 06.03.2014 г.;
- Заказчиком дважды - 13.03.2014 г. и 20.03.2014 г. вносились изменения в конкурсную документацию и извещение;
- решением Ростовского УФАС России от 20.03.2014 г. по делу N529/03 Заказчик был признан нарушившим ч.5 ст.56 Закона; п.2 "Дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N1089;
- предписание об устранении данных нарушений Заказчику по делу N529\03 выдано не было ввиду добровольного устранения Заказчиком выявленных по делу N529/03 нарушений, до рассмотрения дела 529/03.
Несмотря на изложенное, Заказчиком допущены новые нарушения Закона, не устраненные до рассмотрения дел N691/03, 720/03.
В частности, названным изменением реквизитов счета без внесения изменений в конкурсную документацию Заказчик поставил возможность перечисления обеспечения заявки, а следовательно, и подачи конкурсной заявки, в зависимость от того:
- получил ли, в т.ч. успел ли получить, потенциальный участник закупки (в не предусмотренном Законом порядке) информацию о факте изменения реквизитов и "новые" реквизиты;
- готов ли участник закупки подать заявку с перечислением обеспечения заявки по иным (чем указаны в извещении в конкурсной документации) реквизитам счета, с учетом того, что в силу ч.1 ст.51 Закона заявки на участие в открытом конкурсе представляются по форме и в порядке, которые установлены в конкурсной документации;
Таким образом, нарушения Заказчиком п.9 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 Закона имели прямое, непосредственное влияние не только на результаты определения поставщика (т.е. данного конкурса), но и более того - на состав участников конкурса.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии со ст.ст.99, 106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Спецснаб" необоснованной; жалобу ООО "Таганрогское ДСУ" - обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим п.9 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании названного конкурса.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии К.А. Коренченко
Члены комиссии А.Д. Кравцов
В.Е. Шолохова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 10 апреля 2014 г. N 691\03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2014