Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 мая 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "СМУ-61" на действия Заказчика - Отдела образования Администрации Морозовского района при проведении конкурса с ограниченным участием N 0358300355314000004 "Строительство дошкольной образовательной организации на 160 мест (1-я очередь) в г. Морозовске, Морозовского района" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Перепилица Е.В.), Заявителя (Пипенов П.Ю.), Правительства Ростовской области - Привлеченного лица (Новикова М.А.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заявитель полагает, что Заказчиком фактически не установлены срок действия банковской гарантии, требования о предоставлении в полном объеме документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 (в частности, документов по п.п. 3, 4 данного Постановления).
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик считает, что срок действия банковской гарантии определен однозначно.
Учитывая природу данной закупки, Заказчик полагает отсутствие требования о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям по п.п. 3, 4 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089, правомерным.
Представитель Привлеченного лица поддержал позицию Заказчика, просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
31.03.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса N 0358300355314000004.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно изменениям к извещению для закупки N 0358300355314000004 от 14.04.2014 г.: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 151137290.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 30.04.2014 12:00.
1) Из ч. 4 ст. 56 Закона следует, что в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, дополнительные требования, в том числе к наличию на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 утверждены Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации (далее - Дополнительные требования).
Из п. 2 Дополнительных требований следует, что одним из таких требований является наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно ч. 6 ст. 56 Закона заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.
В соответствии с ч. 3 ст. 31 Закона перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок Дополнительным требованиям, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из Перечня документов, которые подтверждают соответствие участников закупки Дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки отдельных товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 1089, к таким документам, в том числе, относятся:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе) (п. 3);
копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением копии свидетельства о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества, переданный в аренду, или выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе) (п. 4).
Проектной документацией не предусмотрена необходимость владения Подрядчиком недвижимым имуществом.
Заявитель не указал на положения проектной документации, согласно которым Подрядчик обязан обладать объектами недвижимости.
В рамках исполнения контракта не предполагается использование никакого объекта недвижимости в производственных целях равно как недвижимого имущества, используемого в производственных целях, на праве аренды.
Требования к предоставляемым участниками закупки документам, подтверждающим соответствие участников дополнительным требованиям, установлены Заказчиком в п. 15 Информационной карты документации.
Данные требования установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1089 и учетом объекта данной закупки.
2) В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона исполнение контракта может обеспечиваться представлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований ст. ст. 44 и 96 Закона.
Согласно п. 10. 8 документации "срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на два месяца".
Согласно п. 6. 3. 25 проекта контракта "срок действия обеспечения исполнения обязательств по контракту (безотзывной банковской гарантии) до 01.03.2016 г.".
Согласно п. 4. 5 проекта контракта "срок действия настоящего Муниципального контракта - с момента его подписания и до 31.12.2015 г.".
Согласно ст. 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.
Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.
Заказчиком фактически не установлен срок действия банковской гарантии, что является нарушением ч. 3 ст. 96 Закона.
3) Положения ч. ч. 6 - 8 ст. 34 Закона регламентируют ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом:
в указанных случаях заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней);
пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством РФ, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Банка России от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 7 ст. 34 Закона).
Согласно п. 16. 3 проекта контракта за нарушение обязательств по выполнению сроков производства (сдачи) работ согласно графика производства работ, Подрядчик уплачивает заказчику неустойку (пеню). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных подрядчиком. Неустойка начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного графиком производства сроков исполнения обязательства.
Условия ответственности Подрядчика, установленные Заказчиком в конкурсной документации, не соответствуют требованиям законодательства.
Заказчиком нарушена ч. 7 ст. 34 Закона.
4) Согласно протоколу предквалификационного отбора для участия в конкурсе с ограниченным участием от 05.05.2014 г. для участия в конкурсе поданы заявки от ООО "Электромонтажавтоматика", ООО "ТЭКО".
Как предусмотрено в ч. 7 ст. 56 Закона Заказчиком проводится предквалификационный отбор с целью выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 56 Закона в отношении участников конкурса с ограниченным участием предъявляются дополнительные требования в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора.
Согласно п. 15 Информационной карты заявка на участие в конкурсе должна содержать, наряду с прочим, документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов: перечень оборудования и других материальных ресурсов, сформированный в зависимости от вида работ.
Согласно п. 13 Информационной карты дополнительным требованием к участникам закупки является наличие у них собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта оборудования и других материальных ресурсов, в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для исполнения контракта.
Согласно п. 4. 5 проекта контракта срок выполнения работ составляет в 2014 г.: начало работ - 1 июня 2014 г., окончание работ - 31 декабря 2014 г.; в 2015 г.: начало работ - 1 января 2015 г., окончание работ - 31 марта 2015 г.
ООО "Электромонтажавтоматика" в составе заявки на участие в конкурсе предоставило:
договор аренды оборудования N б/н от 23.04.2014 г., в соответствии с которым срок аренды заявленных машин и механизмов составляет с 01.06.2014 г. по 01.06.2015 г.;
договор аренды строительных машин и иной техники б/н от 23.04.2014 г., в соответствии с которым техника предоставляется в аренду на срок 6 месяцев;
Предоставленные договора аренды не покрывают срок выполнения работ по контракту.
Из фактических обстоятельств дела следует, что ООО "Электромонтажавтоматика" не соответствует дополнительным требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Заказчиком правомерно принято решение о признании ООО "Электромонтажавтоматика", не соответствующим требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-61" частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 7 ст. 34, ч. 3 ст. 96 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание:
привести проект контракта в соответствие с требованиями ст. ст. 34, 45, 96 Закона путем установления в проекте контракта конкретного срока действия банковской гарантии, условий об ответственности Поставщика и, впоследствии, контракт с внесенными в него изменениями направить победителю торгов (единственному участнику закупки) для его заключения.
4. Оператору электронной площадки обеспечить Заказчику, комиссии Заказчика возможность исполнения выданного предписания.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 12 мая 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014