Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Донстройинвест" на действия Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Отдел заказчика" Кашарского района Ростовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300213114000014 "Изготовление проектной документации по объекту: "Строительство автоматизированной газовой блочно-модульной котельной для теплоснабжения здания МБДОУ Кашарский детский сад "Сказка", расположенного по адресу: ул. Парковая, 3, сл.Кашары, Кашарского района, Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика, Правительства Ростовской области - Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заявитель указывает, что при формировании конкурсной документации Заказчиком нарушены положения действующего законодательства в сфере закупок.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Заказчик согласился с доводом Заявителя о неопубликовании на официальном сайте предмета запроса, однако указал, что данное нарушение Закона не повлекло нарушений прав и интересов участников закупки.
Отсутствие в конкурсной документации условий о сроке возврата Заказчиком денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, Заказчик обосновал наличием данного требования в Законе, а следовательно, безусловного исполнения данного обязательства.
В части доводов жалобы относительно отсутствия предмета закупки, установления непредусмотренных Законом критериев оценки заявок, отсутствия конкретной даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, отсутствия сроков и условий оплаты работ, отсутствия сроков и условий возврата денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, отсутствия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с требованиями законодательства Заказчик не согласился.
Представитель Привлеченного лица пояснений по существу спора не представил.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
04.03.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса N 0358300213114000014.
В указанное извещение внесены изменения.
Согласно изменениям извещения о проведении конкурса N 0358300213114000014: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 018 697.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 28.03.2014 09:00.
1) Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Такие критерии оценки как срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в Законе не указаны.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 и 8 ст. 32 Закона, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 указанной статьи.
В случае, если проводится запрос предложений заказчик имеет право не применять вышеперечисленные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, а также установить иные величины значимости критериев (ч. 2 ст. 32 Закона).
Согласно приложению к информационной карте "оценка заявок производится на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в конкурсной документации, в соответствии с Законом и Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
Для определения лучших условий исполнения муниципального контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки, в том числе, по критерию "срок выполнения работ" (значимость критерия составляет 20%).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Данными Правилами критерий "срок выполнения работ" не предусмотрен.
Заказчик, установив в конкурсной документации критерий оценки, не предусмотренный Законом, Постановлением N 1085, нарушил ч. 9 ст. 32 Закона.
2) Любой участник открытого конкурса может направить заказчику в письменной форме запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации.
В течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без лица, от которого он был получен. Разъяснения положений конкурсной документации не должны менять ее суть (ч. 8 ст. 50 Закона).
20.03.2014 г. на официальном сайте Заказчиком опубликовано разъяснение положений конкурсной документации.
Заказчиком предмет запроса не указан.
Указанные обстоятельства указывают на нарушение Заказчиком ч. 8 ст. 50 Закона.
Данное нарушение Закона имеет формальный состав и не требует установления причинно-следственных связей между совершенным нарушением Закона и наступлением неблагоприятных последствий для участников закупки.
3) Согласно п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. ст. 33 Закона Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Согласно ч. 3 ст. 49 Закона в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: информацию, предусмотренную статьей 42 Закона.
Согласно ст. 42 Закона в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно извещению предметом закупки является "изготовление проектной документации по объекту: "Строительство автоматизированной газовой блочно-модульной котельной для теплоснабжения здания МБДОУ Кашарский детский сад "Сказка", расположенного по адресу: ул. Парковая, 3, сл.Кашары, Кашарского района, Ростовской области".
Из конкурсной документации следует, что контракт по итогам конкурса может быть заключен либо на выполнение указанных работ, либо "в целях обеспечения нужд в услугах по аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с определенным по итогам проведенного открытого конкурса исполнителем".
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
Учитывая фактические обстоятельства дела, предмет контракта - наименование объекта закупки Заказчиком фактически не определено, ввиду чего им нарушена ч. 1 ст. 50 Закона.
4) Частью 3 ст. 49 Закона установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает: место, дату и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов этим заявкам, дату рассмотрения и оценки таких заявок.
Конкурсная документация должна содержать, в том числе, информацию, указанную в извещении о проведении открытого конкурса (ч. 1 ст. 50 Закона).
Согласно п. 8. 19 Информационной карты документации об аукционе "вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе состоится, начиная с 11:00 часов по московскому времени "28" марта 2014 г. по адресу: 346200, Ростовская область, Кашарский район, сл. Кашары, ул. Ленина,58, каб.310".
Согласно извещению данная процедура состоится 28.03.2014 09:00.
Заказчиком на заседании Комиссии Ростовского УФАС России заявлено о том, что процедура вскрытия конвертов с заявками состоялась 28.03.2014 г. в 09:00.
Заказчиком нарушены ч. 3 ст. 49, ч. 1 ст. 50 Закона.
5) В соответствии с требованиями ч. 13 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
На основании ч. 2 ст. 50 Закона к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч. 1 ст. 54 Закона по результатам конкурса контракт заключается на условиях, указанных в заявке на участие в конкурсе, поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, и в конкурсной документации.
При проведении открытого конкурса в соответствии с положениями Закона Заказчик обязан указывать в конкурсной документации конкретные условия и сроки оплаты работ.
Согласно п. 8. 8 Информационной карты "расчет за выполненные работы за счет средств, предусмотренных в бюджете 2014 года будет произведен Заказчиком в течении 30 рабочих дней после подписания уполномоченными представителями сторон Акта сдачи-приемки выполненных Работ, подписания уполномоченным представителем Заказчика акта о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) по предоставлению счета, счет-фактуры путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика".
Согласно п. 2. 3 проекта контракта "оплата за выполненные Работы будет производиться после выполнения работ в полном объеме, предусмотренном заданием на проектирование, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта и заключения о достоверности сметной документации.
Условиями платежей является представление Проектировщиком Заказчику:
(а) акта сдачи-приемки выполненных проектных работ (проектной документации);
(б) справки о стоимости выполненных проектных работ;
(в) счета и счета-фактуры в 2-х экземплярах с указанием стоимости выполненных работ.
Согласно п. 2. 4 проекта контракта при соблюдении указанных в пункте 2.3. условий Заказчик в течение 60 дней акцептует счет Проектировщика и направит платежное поручение в Отделение Федерального казначейства для оплаты".
Учитывая фактические обстоятельства дела, Заказчиком фактически не установлены условия и сроки оплаты работ, чем нарушена ч. 2 ст. 50 Закона.
6) В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Проект контракта к данной закупке условий о сроках возврата Заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не содержит, что является нарушением ч. 27 ст. 34 Закона.
7) Часть 4 ст. 34 Закона предусматривает включение в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В положениях ч. 5 ст. 34 Закона регламентирована ответственность заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Положения ч. ч. 6 - 8 ст. 34 Закона регламентируют ответственность поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии со статьей 34 Закона Правительством Российской Федерации утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Проект контракта по данному конкурсу не содержит условий об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, что является нарушением Заказчиком ч.ч. 5, 6, 7, 8 ст. 34 Закона.
8) При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования ко всем ее участникам. Данные требования предусмотрены ч. 1 ст. 31 Закона.
Пунктом 1.6.4.7 документации установлено следующее требование к участникам закупки: "соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание аудиторских услуг, являющихся предметом конкурса_".
Данное требование не относится к единым требованиям к участникам закупки, предусмотренным Законом.
Заказчиком нарушена ч. 6 ст. 31 Закона, согласно которой Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Донстройинвест" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 9 ст. 32, ч.ч. 1, 2, 8 ст. 50, ч. 3 ст. 49, ч.ч. 5, 6, 7, 8, 27 ст. 34, ч. 6 ст. 31 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки.
4. Рассмотреть вопрос об административной ответственности виновного лица Заказчика.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 14 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2014