Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 апреля 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "РостДорПроект" на действия комиссии Заказчика - Муниципального учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства и транспорта Миллеровского района" при проведении открытого конкурса N 0358300077314000003 "Разработка проектной документации на строительство автомобильной дороги подъезд от а/д "Дон" сл. Криворожье - сл. Позднеевка к х.Тарадинка Миллеровского района Ростовской области" (далее - конкурс) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Ильченко А.А.), Правительства Ростовской области - Привлеченного лица (Бадура И.А.), Заявителя (Конорев А.С.),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении указанного конкурса.
Заявитель полагает, что комиссия Заказчика при проведении процедуры оценки и сопоставления конкурсных заявок нарушила положения законодательства в сфере закупок.
Заказчик письменных пояснений не представил.
При установлении показателя по критерию "квалификация участников закупки" ответственным лицом Заказчика допущена техническая ошибка.
Фактически оценка заявок производилась по иному показателю приведенного критерия.
Привлеченное лицо пояснений не представил.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
14.03.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации, электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении конкурса N 0358300077314000003.
Согласно извещению о проведении конкурса для закупки N 0358300077314000003: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 963 708.00 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 03.04.2014 11:00.
1) Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона конкурсная документация должна содержать в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев и порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом.
На основании ч. 4 ст. 32 Закона в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости.
Такие критерии оценки как срок (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок и объем предоставления гарантии качества товара, работ, услуг, в Законе не указаны.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Закона не допускается использование заказчиком не предусмотренных ст. 32 Закона критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 и 8 ст. 32 Закона, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 указанной статьи.
В случае, если проводится запрос предложений заказчик имеет право не применять вышеперечисленные критерии, а установить по своему усмотрению иные критерии оценки заявок, окончательных предложений, а также установить иные величины значимости критериев (ч. 2 ст. 32 Закона).
В пункте 5.3.1 конкурсной документации указано, что "оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется в порядке, установленном Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для определения лучших условий исполнения муниципального контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по следующим критериям:
критерий N 1 - "цена контракта" (значимость критерия (Каi) составляет - 60%);
критерий N 2 - "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия (Ксi) составляет 30%);
критерий N 3 (Кfi) - "срок выполнения работ" (значимость критерия составляет 10%).
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Данными Правилами критерий "срок выполнения работ" не предусмотрен.
Заказчик, установив в конкурсной документации критерий оценки, не предусмотренный Законом, Постановлением N 1085, нарушил ч. 9 ст. 32 Закона.
2) Согласно ч. 4 ст. 34 Закона в контракт обязательно включается условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Заказчик несет ответственность в виде неустойки (пени или штрафа) за просрочку исполнения обязательства, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 5 ст. 34 Закона).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства. Ее размер должен быть определен контрактом в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты пени.
Штраф взимается за ненадлежащее исполнение обязательства. Размер штрафа должен быть установлен контрактом в соответствии с порядком, определенным в Постановлении Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем)), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
В частности, размер штрафа для заказчика предусмотрен в п. 5 указанного Постановления:
а) 2,5% цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн руб.;
б) 2% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 до 50 млн руб.;
в) 1,5% цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 до 100 млн руб.;
г) 0,5% цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн руб.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) несет ответственность в виде неустойки (пени или штрафа) за просрочку исполнения обязательства, в том числе гарантийного, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств (ч. 6 ст. 34 Закона).
Пеня начисляется за каждый день просрочки обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона). Ее размер устанавливается контрактом согласно порядку, указанному в п. п. 6, 7, 8 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063. При этом размер не может быть менее 1/300 действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования ЦБ РФ, которая уменьшается на сумму, пропорциональную объему обязательств, фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Штраф начисляется за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (ч. 8 ст. 34 Закона). Его размер определяется контрактом в виде фиксированной суммы в соответствии с порядком, установленным п. 4 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В проекте контракта Заказчиком установлено следующее:
За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом, за исключением просрочки исполнения исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Подрядчик обязан уплатить в местный бюджет штраф, размер штрафа устанавливается 5% от цены заключенного контракта __________ рублей (п. 6.3).
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Подрядчик вправе потребовать уплату штрафа, размер штрафа устанавливается 2% от цены контракта _________ рублей (п. 6.4).
В случае нарушения сроков завершения Работ, установленных настоящим Контрактом, по вине Проектировщика он выплачивает Заказчику неустойку. Неустойка начисляется за каждый день просрочки, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, в размере не менее 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день уплаты неустойки. Проектировщик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Заказчика. Уплата неустойки не освобождает Сторону от исполнения обязательств по настоящему Контракту (п. 6.5).
Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, установленная для сторон, не соответствуют требованиям действующего законодательства в сфере закупок.
Учитывая фактические обстоятельства дела и приведенные нормы права, Заказчиком нарушены ч.ч. 5, 6, 7, 8 ст. 34 Закона.
3) Согласно ч. 1 ст. 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Размер обеспечения исполнения контракта составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта (п. 8. 22 Информационной карты).
Проект контракта к данной закупке не содержит условий о сроках возврата Заказчиком исполнителю денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, что является нарушением ч. 27 ст. 34 Закона.
4) Согласно ч. 1 ст. 49 Закона извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком в единой информационной системе не менее чем за двадцать дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
При определении порядка исчисления срока размещения извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, исходя из части 1 статьи 2 Закона, согласно которой законодательство о размещении заказов основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), подлежат применению, в том числе, ст. ст. 190, 191, 194 ГК РФ.
Согласно статье 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало (статья 191 ГК РФ).
Частью 1 статьи 194 ГК РФ установлено что, если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока. Если это действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции.
Дата и время публикации извещения (по местному времени организации, осуществляющей закупку): 14.03.2014 19:14.
Дата и время начала подачи заявок: 14.03.2014 19:00.
Дата и время проведения вскрытия конвертов, открытия доступа к электронным документам заявок участников: 03.04.2014 11:00.
Срок на подачу заявок на участие в конкурсе составляет 19 полных дней, а не 20 как то предусмотрено Законом.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, Заказчиком сокращен срок на подачу заявок на участие в конкурсе, что является нарушением ч. 1 ст. 49 Закона.
5) Заявителем оспаривается процедура оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе по критерию квалификация участника закупки.
Согласно ч. 12 ст. 99 Закона при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Речь идет о следующих критериях: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Учитывая приведенные нормы права, Ростовское УФАС России не наделено полномочиями по контролю результатов оценки заявок участников закупки.
Вместе с тем, представить Заказчика пояснил следующее:
при установлении показателя по критерию "квалификация участников закупки" ответственным лицом Заказчика допущена техническая ошибка;
фактически оценка заявок производилась по иному показателю приведенного критерия.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РостДорПроект" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 2 ст. 32, ч.ч. 5, 6, 7, 8, 27 ст. 34, ч. 1 ст. 49 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное к исполнению предписание об аннулировании указанной закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 21 апреля 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2014