Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 апреля 2014 г. N 766/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 766/03 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0158300043514000002 "Электронный аукцион, проводимый с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест г.Зерноград" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителя Специализированной организации (Козырь М.И.), в отсутствие представителей Заявителя, Заказчика и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик в возражениях на жалобу отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобу необоснованной.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона по данной жалобе проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0158300043514000002 в редакции N5 от 08.04.2014 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 134 536 210,00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.04.2014 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя между извещением о проведении электронного аукциона и информационной картой документации об аукционе имеются разночтения.
В извещении в "Наименовании объекта закупки" Заказчик указал следующее: "Электронный аукцион, проводимый с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест г.Зерноград".
В п. 3 Информационной карты документации об аукционе Заказчик также установил: "Электронный аукцион, проводимый с целью определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения муниципального контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест г. Зерноград".
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, положения документации об аукционе противоречат п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, поскольку "в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Предметом аукциона является "Строительство дошкольной образовательной организации на 220 мест г. Зерноград", соответственно, документация об аукционе может содержать указание на товарные знаки. В соответствии с технической частью документации об аукционе: "В случае, если в техническом задании содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, использование которых осуществляется в ходе исполнения контракта, применительно к таким товарным знакам следует читать "или эквивалент".
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п. 1.3.5 общей части документации об аукционе содержатся положения, противоречащие Закону.
В данном пункте документации Заказчик, в том числе, установил: "все ссылки в технической части документации об электронном аукционе на наименования фирм поставщиков или производителей оборудования или материалов, используемых для исполнения работ приведены исключительно для обоснования цены таких материалов или оборудования, включенной в расчет сметной стоимости и соответственно начальной (максимальной) цены договора".
Все ссылки в технической части документации об электронном аукционе на страну производителя оборудования или материалов, используемых для выполнения работ приведены исключительно для обоснования принятых технических решений и применения соответствующей единичной расценки.
Указанная формулировка не противоречит п.1 ч.1 ст.33 Закона, согласно которому в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя_, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования, установленные Заказчиком в п. 12 Информационной карты документации об аукционе противоречат требованиям Закона.
В соответствии с п. 12 Информационной карты документации об аукционе Заказчик установил следующее: "Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать сведения и документы, указанные в пункте 3.2.3 Раздела I.2. "Общие условия проведения аукциона", в том числе содержать:
а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В соответствии с ч.3 ст.66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
"
(см. текст в предыдущей редакции)
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
В технической части документации об аукционе имеются как товары, в отношении которых имеется указание на товарный знак, так и товары, в отношении которых отсутствует указание на товарный знак.
В соответствии с инструкцией: "в случае, если в документации об аукционе содержится указание на товарный знак предлагаемого к использованию при выполнении работ товара, участник размещения заказа выражает свое согласие, на использование товарного знака, указание на который содержится в документации об аукционе.
В случае, если участник размещения заказа предлагает к использованию при выполнении работ товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, по которому имеется указание на товарный знак, участник размещения заказа указывает товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого к использованию при выполнении работ товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным в документации об аукционе.
В случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак, участник размещения заказа указывает товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого к использованию при выполнении работ товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе.
Таким образом, заявитель может подготовить заявку в соответствии с инструкцией, в которой установлено требование указания товарного знака при его наличии.
Следовательно, требования, установленные Заказчиком к первой части заявки, соответствуют Закону.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, указанные в п. 13 информационной карты затраты на определенные виды работ, не учтены в сводном сметном расчете.
Внеплановой проверкой установлено, что затраты на энергоресурсы в период строительных, пуско-наладочных и режимных работ; на пуско-наладочные работы и подключение (врезку) к существующим инженерным коммуникациям; на ревизию оборудования; на соблюдение норм и правил технической, пожарной безопасности, соблюдение экологических и санитарно - эпидемиологических норм и охрану объекта; на выполнение геодезических работ, разбивок и исполнительных съемок, которые производит Подрядчик собственными или привлеченными силами; затраты на изготовление исполнительной и технической документации, необходимой для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; на возмещение коммунальных услуг строящегося объекта, указанные в п.13 Информационной карты должны быть учтены в цене контракта, поскольку входят в состав накладных расходов, которые, в свою очередь, входят в сумму каждого локального сметного расчета. Суммы локальных сметных расчетов представлены в сводном сметном расчете.
В соответствии с действующим МДС 81-33.2004 "Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве" к накладным расходам относят:
- расходы на содержание и эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, занимаемых и используемых административно-хозяйственным персоналом (отопление, освещение, энергоснабжение, водоснабжение, канализация и содержание в чистоте), а также расходы, связанные с платой за землю.
- расходы по геодезическим работам, осуществляемым при производстве строительных работ. По этой статье учитываются расходы на оплату труда (с отчислениями на ЕСН от расходов на оплату труда) работников, занятых на геодезических работах, стоимость материалов, амортизационные отчисления, износ, расходы на все виды ремонтов (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) и на перемещение геодезического оборудования, инструментов и приборов, транспортные и другие расходы по геодезическим работам, включая приемку от проектно-изыскательских организаций геодезической основы.
- расходы на типографские работы, на содержание и эксплуатацию машинописной и другой оргтехники.
- расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий.
- расходы на охрану труда и технику безопасности.
- содержание пожарной и сторожевой охраны.
- другие расходы, возмещаемые заказчиками в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пуско-наладочные работы учтены в п. 20 сводного сметного расчета, размещенного в составе документации об аукционе.
Таким образом, все указанные в п. 13 информационной карты документации об аукционе затраты учтены в структуре начальной (максимальной) цены контракта.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил в документации об аукционе трехмерные изображения товаров, используемых при выполнении работ.
В соответствии с ч.3 ст.33 Закона описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии. Следовательно, законодателем не установлены ограничения в плане включения в документацию об аукционе трехмерных изображений товара.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик в разъяснениях положений документации об аукционе изменил суть данной документации.
В соответствии с ч.4 ст. 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.5 ст.65 Закона разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На официальном сайте Заказчиком 06.03.2014, 12.03.2014, 13.03.2014, 18.03.2014, 31.03.2014 года опубликованы ответы на запросы участников о разъяснении положений документации об аукционе.
Указанные разъяснение положений документации об аукционе размещены Заказчиком с соблюдением требований ч.ч.4, 5 ст.65 Закона.
Таким образом, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя, проект контракта содержит противоречивые требования к обязанностям генерального подрядчика.
В п. 8.3.1 проекта контракта Заказчик установил обязанность генподрядчика выполнить все работы "своими силами и средствами". При этом с учетом п. 8.4.1 проекта контракта генподрядчик вправе заключать договора со специализированными организациями. Однако в этом случае он несет полную ответственность перед Заказчиком. Данная норма установлена также в п.10 Информационной карты документации об аукционе. Таким образом, в проекте контракта отсутствуют разночтения относительно обязательств генподрядчика.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
Согласно ч.23 ст.34 Закона в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 года N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта превышающей 100 млн. рублей при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 134536210,00 рублей и данная закупка осуществляется для муниципальных нужд, в проекте контракта должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта.
Указанное положение в проекте контракта отсутствует. Таким образом, Заказчик нарушил ч.23 ст.34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.23 ст.34 Закона.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание о приведении проекта контракта в соответствие с ч.23 ст.34 Закона на стадии направления контракта победителю аукциона.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 22 апреля 2014 г. N 766/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2014