Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 марта 2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии: |
М.А. Благодарев |
Члены Комиссии: |
Т.С. Акопян Ю.В. Моргунова, |
по итогам рассмотрения жалобы ООО "Клеомед-хирургические материалы" на действия Заказчика - Муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Центральная районная больница" Кагальницкого района Ростовской области при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300295914000019 "Размещение заказа на право заключения договора на поставку шовных материалов в течение 2014 года" (далее - аукцион) по признакам нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика, Правительства Ростовской области - Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
По мнению подателя жалобы, объект закупки сформирован Заказчиком таким образом, что удовлетворить его может товар конкретного производителя; Заказчиком установлены излишние требования к поставляемым товарам.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы, в которых указал о том, что требования к поставляемым товарам сформированы с учетом имеющейся у Заказчика потребности.
Представитель Привлеченного лица пояснений по существу спора не представил.
В соответствии с ч.ч. 1, 3, 15 ст. 99 Закона, Комиссией Ростовского УФАС России проведена внеплановая проверка заказа, в ходе которой установлено:
До ввода в эксплуатацию единой информационной системы в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок, порядок функционирования которой будет установлен Правительством РФ (ч.ч. 1, 2 ст. 4 Закона), информация, которая должна в ней содержаться, будет размещаться на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (ч. 5 ст. 112 Закона).
19.03.2014 г. на официальном сайте Российской Федерации, электронной площадке ООО "РТС-Тендер" http://www.rts-tender.ru Заказчиком опубликовано извещение о проведении аукциона N 0358300295914000019.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0358300295914000019: 1) начальная (максимальная) цена контракта составляет 604687.57 рублей; 2) дата и время окончания подачи заявок: 27.03.2014 09:00.
1) Согласно п.1 ч. 1 ст. 64 Закона документация об электронном аукционе должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Правила описания объекта закупки установлены ст. 33 Закона.
Согласно ст. 33 Закона в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака.
Описание объекта закупки согласно ст. 33 Закона должно носить объективный характер, содержать указания на функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости).
Следуя ст. 33 Закона, в документации о закупке нужно привести показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут быть изменены.
Согласно данной норме при описании объекта закупки следует использовать по возможности стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
Глава N 4 документации об аукционе содержит требования к необходимым Заказчику товарам.
При описании объектов закупки - шовных материалов Заказчиком не использованы товарные знаки, указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей и значения показателей, которые не могут быть изменены, указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товаров.
В рамках формирования заказа Заказчик руководствовался существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности.
Соответствие предъявляемым Заказчиком характеристикам товаров только одного производителя не лишает участников закупки возможности участвовать в аукционе, то есть не ограничивает число потенциальных участников торгов, поскольку предметом аукциона является поставка, а не изготовление товаров.
Обстоятельства, свидетельствующие об ограничении количества потенциальных участников закупки, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, в материалы дела не представлены.
Учитывая приведенные нормы права и фактические обстоятельства дела, при описании Заказчиком объекта закупки нарушений законодательства в сфере закупок не установлено.
2) Согласно 8. 14 проекта контракта Заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов. При этом, поставка товара должна осуществляться в полном объеме в соответствии с поданными заявками.
Согласно ст. 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 72 БК РФ).
Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 ст. 72 БК РФ).
Согласно нормам ст. ст. 516, 525 ГК РФ Заказчик оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных государственным контрактом.
По правилам статьи 781 ГК РФ обязанность по оплате за оказанные услуги возникает непосредственно в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 34 Закона при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.
Часть 4 ст. 34 Закона предусматривает включение в контракт обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В положениях ч. 5 ст. 34 Закона регламентирована ответственность заказчика в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.
Понятие непреодолимой силы содержится в п. 3 ст. 401 ГК РФ, под которой понимаются чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. Иными словами, обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть и предотвратить. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Не признается в качестве обстоятельств непреодолимой силы невыплата средств из бюджета на предусмотренные им цели, недостаточное финансирование учреждения. Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Уральского округа от 10.03.2010 по делу N А60-23313/2009-С1, ФАС Дальневосточного округа от 23.11.2009 по делу N А51-3309/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2010 по делу N А40-5968/10-97-57.
Формулировка, приведенная в первом предложении п. 8. 14 проекта контракта "Заказчик не несет ответственности за несвоевременную оплату в связи с несвоевременным поступлением денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов" снимает с Заказчика какие-либо обязательства и освобождает от ответственности, предусмотренной законодательством.
Установление данного пункта в проекте контакта является нарушением со стороны Заказчика ч. 5 ст.34 Закона.
В этой связи, на основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Клеомед-хирургические материалы" необоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 5 ст.34 Закона.
3. Выдать Заказчику предписание об исключении второго предложения пункта 8. 14 проекта контракта на стадии его заключения между сторонами.
Председатель Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок М.А. Благодарев
Члены Комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере закупок Т.С. Акопян
Ю.В. Моргунова
В силу ч. 9 ст. 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Исп. Моргунова Ю.В.; тел.: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 31 марта 2014 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014