Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 февраля 2014 г. N 139/03
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю в сфере размещения заказов в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев
Члены Комиссии: Т.С. Акопян
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 138/03, 139/03 по жалобам Заявителя-1, Заявителя-2 о нарушении Заказчиком при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0358300334614000001 "Капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ремонтненская средняя общеобразовательная школа N2 с. Ремонтное, ул. Первомайская, 20 Ремонтненского района Ростовской области" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии представителей Заказчика (Корчакова Р.А., Перепелица Е.В.), в отсутствии представителей Заявителя-1, Заявителя-2, привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступили жалобы Заявителя-1, Заявителя-2, в которых обжаловались положения документации об аукционе.
По мнению Заявителя-1 и Заявителя-2, документация об аукционе не соответствует требованиям Закона.
Заказчик в возражениях на жалобы отрицал нарушения Закона при проведении аукциона, просил признать жалобы необоснованными.
В соответствии с п.3.32 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений", утвержденного Приказом ФАС РФ от 24.07.2012 года N 498 (далее - Регламент):
- комиссия органа ФАС России при рассмотрении жалоб осуществляет в соответствии с ч.3 ст.99 Закона и Регламентом внеплановую проверку соблюдения законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о закупках при осуществлении закупки, являющейся предметом рассмотрения жалоб;
- внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалоб;
- при этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) заказчика, в т.ч. не указанных в жалобах, а также всех документов по организации и проведению торгов, относящихся к осуществлению закупки, являющейся предметом жалоб, требованиям законодательства РФ и иных нормативных правовых актов РФ о закупках.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона и п.3.32 Регламента, по данным жалобам проведена внеплановая проверка закупки, в результате которой установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0358300334614000001 от 24.01.2014 года:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 31 002 900 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 03.02.2014 года в 09 часов 00 минут.
Согласно доводам жалобы Заявителя-1 Заказчик нарушил действующее законодательство в сфере закупок и неверно обосновал цену капитального ремонта здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ремонтненская средняя общеобразовательная школа N2.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона Ростовское УФАС России не осуществляет контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Указанный довод жалобы Заявителя-1 Комиссией Ростовского УФАС России не рассматривается.
Доводом жалобы Заявителя-1 является одновременное употребление Заказчиком в различных разделах документации об аукционе понятий "договор" и "контракт", что, по мнению Заявителя-1, является нарушением Закона.
Однако в соответствии с п.8 ст.4 Закона понятия "договор" и "контракт" являются тождественными.
Доводом жалобы Заявителя-1 является, незаконное, по его мнению, установление Заказчиком пункта 5.1.5 в проекте контракта, согласно которому исполнитель обязан: "разработать и предоставить на согласование заказчику суточно-месячный график производства работ по объекту в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения договора".
Согласно требованиям ч.1 ст.95 Закона изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных Законом.
В соответствии с требованиями документации об аукционе, приложением N2 к проекту контракта является "график производства работ", в котором отражены основные этапы работ и сроки их выполнения в месяцах. Согласно п. 5.1.5 проекта контракта исполнитель должен разработать и представить Заказчику суточно-месячный график выполнения работ, являющихся предметом контракта. При этом существенные условия договора не изменяются. Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя-1 является не обоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-1 является, незаконное, по его мнению, установление Заказчиком пункта 5.1.6 в проекте контракта, согласно которому исполнитель обязан: "выполнить входной контроль переданной для исполнения проектно-сметной документации по объекту".
В соответствии с ч.ч. 3-6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской от 21.06.2010 года N 468 "О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства" N468 от 21.06.2010 года (далее - Постановление N468) строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля. Кроме того, согласно п.а ч.5 Постановления N468 строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение, в том числе, контрольных мероприятий по проверке "качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно - продукция, входной контроль)".
Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя-1 является не обоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-1 является отсутствие в документации об аукционе следующего положения Закона: "в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта", что, по мнению Заявителя-1, нарушает права участников закупки.
Однако в п. 7.1.4 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" документации об аукционе Заказчик установил, что "в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта". Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя-1 является не обоснованным.
По мнению Заявителя-1, Заявителя-2, Заказчик при проведении аукциона не разместил в полном объеме на официальном сайте Российской Федерации проектно-сметную документацию (далее - ПСД).
Внеплановой проверкой установлено, что на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru размещены следующие разделы ПСД: сметная документация, в том числе сводный сметный расчет, объектные сметы, локальные сметы; комплект чертежей проекта в составе раздела "элктроснабжение" и раздела "автоматическая пожарная сигнализация и оповещение людей при пожаре".
Данные разделы ПСД, размещенные на официальном сайте, соответствуют разделам, указанным в положительных заключениях государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства "Капитальный ремонт здания Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Ремонтненская средняя общеобразовательная школа N2 с. Ремонтное, ул. Первомайская, 20 Ремонтненского района Ростовской области", номер в реестре 3-6-1-0031-13 от 24.01.2013 года и номер в реестре 3-12-1-0010-13 от 24.01.2013 года.
Таким образом, довод жалоб Заявителя-1 и Заявителя-2 о неполном размещении ПСД Заказчиком на официальном сайте, является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2 п.10.4 проекта контракта не соответствует требованиям Закона.
В п.10.4 проекта контракта Заказчик установил: "за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по договору, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель вправе требовать уплаты штрафа. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы в размере 2% от цены договора. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных договором, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы".
Данное положение проекта контракта соответствует требованиям ст. 34 Закона, согласно частей 4 и 5 которой в контракт включается обязательное условие об ответственности Заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2 Заказчик в документации об аукционе не установил требования к антидепинговым мерам.
Внеплановой проверкой установлено, что антидемпинговые меры указаны Заказчиком в п.7.4 раздела 7 "Обеспечение исполнения контракта" документации об аукционе. Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-2 является необоснованным.
Согласно доводам жалобы Заявителя-2 Заказчик в документации об аукционе не установил порядок информирования участников закупки об отказе в принятии банковской гарантии. Статья 64 Закона не предусматривает обязательного включения в содержание документации об электронном аукционе указанного выше информирования участников закупки об отказе в принятии банковской гарантии.
Таким образом, данный довод жалобы Заявителя-2 является необоснованным.
Доводом жалобы Заявителя-2 является, незаконное, по его мнению, установление Заказчиком п.7.13 в проекте контракта, согласно которому "случае, если скрытые работы не были освидетельствованы заказчиком, а также специалистами, осуществляющими авторский надзор, Исполнитель должен за свой счет открыть любую часть или участок скрытых работ, согласно указаниям представителя Заказчика и затем восстановить ее".
В соответствии с ч.ч. 3-6 Постановления N468 строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и Заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля. Таким образом, указанный довод жалобы Заявителя-2 является не обоснованным.
Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3.3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе" документации об аукционе Заказчик установил требования к содержанию и составу первой части заявки:
"3.3.2.2. согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3.3.2.3. при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 3.3.2.2, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 3.3.2.2, указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает
для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости
указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 3.3.2.2, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара".
К составу и содержанию второй части заявки Заказчик установил следующие требования:
"3.3.3.1. наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица);
3.3.3.2. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. п. 3 - 8 ч. 1 ст. 31 этого Закона;
3.3.3.3. копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
3.3.3.4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
3.3.3.5. документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов;
3.3.3.6. документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона о контрактной системе, или копии этих документов".
Однако согласно ч.3 ст. 66 Закона первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
"2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
3) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ);
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
В соответствии с п.1 ч.5 ст. 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, "идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона" (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ).
В документации об аукционе указанное требование к содержанию второй части заявки отсутствует.
Учитывая, что требования к содержанию и составу заявки, установленные Заказчиком не соответствуют ч.ч.3, 5 ст.66 Закона (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ), Заказчик нарушил требования ч.1 ст.64 Закона.
В соответствии с ч.3 ст. 63 Закона документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона.
Однако требования к участникам аукциона, предусмотренные п.9 ч.1 ст.31 Закона, а именно: "отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов", Заказчиком в документации об аукционе не установлены.
Таким образом, Заказчик нарушил ч.3 ст.64 Закона.
В соответствии с п. 3.37 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных нарушений Закона, так как они не повлияли на результат проведения торгов.
Согласно "Протоколу рассмотрения первых частей заявок" от 04.02.2014 года по аукциону N0358300334614000001:
- на участие в аукционе подано 4 заявки под номерами: 1,2,3,4;
- участникам закупки, подавшим заявки NN3,4, отказано в допуске к участию в аукционе;
- участники закупки, подавшие заявки NN1 и 2, допущены к участию в аукционе.
На основании изложенного и в силу указанных норм Закона, Комиссия Ростовского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 года N 94, ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобы ООО "Рост-Сервис" и ООО "ЮгСтрой" частично обоснованными.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.ч.1,3 ст.64 Закона.
3. В соответствии с п. 3.37 Регламента, комиссия Ростовского УФАС России не выдает предписание об устранении указанных нарушений Закона, так как они не повлияли на результат проведения торгов.
Председатель комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов М.А. Благодарев
Члены комиссии Ростовского УФАС
России по контролю в сфере размещения
заказов Т.С. Акопян
В.В. Моргунов
В силу ч.9 ст.106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) Заказчика может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Исп. Моргунов В.В.; тел: (863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 февраля 2014 г. N 139/03
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2014