Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 марта 2014 г. N 140
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Тыченок Г.Н. - руководитель Сахалинского УФАС России;
Члены Комиссии:
Савчук К.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
Морозова С.В. - главный государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
в присутствии:
Абол А.А., Мельникова П.Ю. - представителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области;
Журавлева В.А., Ким В.К. - членов аукционной комиссии Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области,
рассмотрев дело N 140/14 о нарушении Управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области (далее - заказчик) положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона по предмету: "Оказание услуг по обучению слушателей в соответствии с государственными требованиями, учебным планом программы повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками", в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в количестве 40 человек" (извещение N 0161100003814000004),
УСТАНОВИЛА:
05 марта 2014 года в управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ИП Зиборовских А.С. (далее - заявитель) о признании заказчика нарушившим законодательство о размещении заказов при проведении вышеуказанного аукциона.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе (далее - документация об аукционе) содержит незаконное требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства о государственной аккредитации, лицензии на право осуществления образовательной деятельности на территории Российской Федерации.
Представитель заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились по основаниям, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что просили в удовлетворении жалобы отказать.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено следующее.
В соответствии с извещением о проведении аукциона, документацией об аукционе, протоколами, составленными в ходе закупки:
1) заказчиком данного аукциона является Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Сахалинской области;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 800 000 рублей;
3) на участие в аукционе было подано 2 заявки, первые части которых признаны не соответствующими требованиям документации об аукционе;
4) единственное ценовое предложение о цене контракта поступило от участника закупки, заявке которого присвоен N 1, и составило 796 000 руб.;
5) вторая часть заявки N 1, поданная Автономной некоммерческой организацией высшего профессионального образования "Дальневосточный институт международных отношений", признана соответствующей требованиям документации об аукционе;
6) на момент рассмотрения жалобы сведения о контракте на официальном сайте не размещены.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения сторон, осуществив в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия приходит к следующим выводам.
В ч. 3 ст. 64 Закон о контрактной системе указано, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 данной статьи информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 31 (при наличии таких требований) данного закона.
Исчерпывающий перечень требования к участникам закупки определен ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Так, в согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного закона.
Согласно ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.
В соответствии с Государственными требованиями к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - Требования), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 362, дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования, а также непосредственно в государственных органах или иных организациях, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации.
В п.п. 20, 21 Требований указано, что освоение гражданскими служащими образовательных программ повышения квалификации по программам повышения квалификации объемом свыше 72 часов завершается обязательной государственной итоговой аттестацией, предусматривающей экзамен в форме тестирования и защиту итоговой работы.
По результатам проведения обязательной государственной итоговой аттестации выдаются документы государственного образца:
- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 18 до 72 часов;
- свидетельство о повышении квалификации - гражданским служащим, прошедшим обучение по программам объемом от 73 до 144 часов.
Как указано выше, предметом проводимой закупки является оказание услуг по обучению слушателей в соответствии с государственными требованиями, учебным планом программы повышения квалификации "Управление государственными и муниципальными закупками", в рамках Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Требования к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закон о контрактной системе определены в п. 1.6 ч. 1 документации об аукционе.
При этом, в п. 15 раздела 1.3 документации об аукционе установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "Исполнитель должен иметь действующую лицензию на право осуществления образовательной деятельности на территории Российской Федерации, а также действующее свидетельство о государственной аккредитации".
В разделе 1 проекта контракта указано, что программа разработана Исполнителем на основе и в соответствии с учебно-тематическим планом. Обучение слушателей будет осуществляться по очной форме обучения. Продолжительность обучения составляет не менее 144 аудиторных часа занятий в соответствии с учебным планом Программы.
Обучение включает в себя в соответствие с учебным планом Программы:
- лекции;
- семинарские (практические) занятия.
Анализ приведенных положений документации об аукционе показал, что требования к участникам закупки о наличии действующего свидетельства о государственной аккредитации, не нарушают положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 91 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 3 Положения о лицензировании установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Перечень образовательных услуг, подлежащий лицензированию, включает в себя основные образовательные программы и дополнительные образовательные программы, в том числе дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (п. 18 Приложения к Положению о лицензировании).
Системный анализ приведенных положений нормативных актов позволяет сделать вывод, что лицензированию подлежат исключительно образовательные программы.
В п. 9 ст. 2 Закона об образовании определено понятие образовательной программы - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Приказом Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 утвержден "Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам" (далее - Порядок).
В соответствии с п. 9 Порядка структура дополнительной профессиональной программы включает цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты.
Согласно п. 12 Программы минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
В силу п. 19 Порядка освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно, и выдачей документа о квалификации на бланке, являющемся защищенным от подделок полиграфической продукцией.
Таким образом, курсы повышения квалификации продолжительностью более 16 часов и завершающиеся итоговой аттестацией относятся к образовательным программам и, как следствие, подлежат лицензированию.
Учитывая изложенное, требования к участникам закупки, установленные в п. 15 раздела 1.3 документации об аукционе не нарушают положений Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного заявителем не представлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ИП Зиборовских А.С. признать необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.Н. Тыченок
Члены Комиссии К.В. Савчук
С.В. Морозова
Савчук К.В. (4242) 424241
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 марта 2014 г. N 140
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2014