Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 апреля 2014 г. N 419-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Волкова С.Н. - заместителя руководителя Управления, Председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Смирнова А.С. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
проведя внеплановую проверку действий (бездействий) заказчика в лице Управления Судебного департамента Тюменской области, его комиссии при осуществлении отбора поставщика (исполнителя, подрядчика) способом электронного аукциона на "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области" (извещение N0167100002214002142) и
при участии представителей:
- заказчика в лице - Управления Судебного департамента Тюменской области Тызиной Е.А. (доверенность Nб/н от 10.01.2014 года),
- заявителя в лице ОАО "Согаз" Трофимова А.В. (доверенность N66 АА 2208508 от 04.02.2014 года),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ОАО "Согаз" Тюменский филиал (вх. N01-5788 от 03.04.2014 года) о нарушении заказчиком в лице Управления Судебного департамента Тюменской области, его комиссией при размещении заказа путем электронного аукциона на "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области" (извещение N0167100002214002142) в части нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N3993 от 04.04.2014 года), а также публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети "Интернет".
По мнению заявителя, у заказчика отсутствовали правовые основания для выбора данного способа закупки, как аукциона. Кроме того, заявитель считает, что отбор на "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области" путем проведения открытого конкурса позволил бы страховым компаниям - участникам закупки конкурировать между собой по качественным характеристикам предоставляемой услуги.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласилась, жалобу просила признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
27.03.2014 года в сети "Интернет" на сайте zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0167100002214002142 "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет -360279.00 руб.
В соответствии с п. 1 , 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, в информационной карте документации об аукционе установлено следующее требование:
первая часть заявки должна содержать: согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Кроме того, в разделе IV документации об аукционе "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе;
- конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 07.04.2014 года на участие в аукционе поступило 6 заявок, все заявки признаны соответствующими документации об аукционе.
Вместе с тем, в первых частях заявок участников закупки содержится только согласие на "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области".
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Таким образом, заказчиком в документации об аукционе в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено требование к содержанию первой части заявки, При этом, данное нарушение не повлияло на права участников закупки.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховой тариф - ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска. Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.
Из изложенного следует, что если Правительство Российской Федерации установило порядок формирования цен на отдельные виды услуг, то заказчик должен проводить обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цен лота) в соответствии с данным порядком.
Организация и осуществление услуг страхования производится и регулируется:
- Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" N 40-ФЗ от 25.04.2002;
- "Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденными постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 г. N 263;
- Страховыми тарифами по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структурой и порядком применения страховщиками при определении страховой премии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии";
- "Правилами организации и проведения технической экспертизы транспортных средств при решении вопроса о выплате страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства", утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2003 г. N 238.
- действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии со пп. б ч. 2 ст. 9 Закона РФ N40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств":
Коэффициенты, входящие в состав страховых тарифов, устанавливаются в зависимости от:
- наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев данного транспортного средства, а в случае обязательного страхования при ограниченном использовании транспортного средства, предусматривающем управление транспортным средством только указанными страхователем водителями, наличия или отсутствия страховых выплат, произведенных страховщиками в предшествующие периоды при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности каждого из этих водителей.
В соответствии со ст. 10.1. Закона РФ N40-ФЗ от 5 апреля 2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств": Заключение договора обязательного страхования без внесения сведений о страховании в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, и проверки соответствия представленных страхователем сведений содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования и в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра информации не допускается.
Так, в соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" - Коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ).
В соответствии с примечанием к пункту 3 постановления Правительства РФ от 08.12.2005 г. N 739 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" информация о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимая для определения класса собственника транспортного средства (водителя), может быть получена из представленных страхователем сведений о страховании и (или) на основании имеющихся у страховщика данных о наличии (отсутствии) страховых выплат.
В силу Постановления Правительства РФ N739 от 08.12.2005 "Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии" установлены страховые тарифы, которые обязаны соблюдать страховщики при установлении цены на страхование услуги.
Таким образом, данные тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов, которые устанавливаются в зависимости от:
1. территории преимущественного использования транспортного средства (КТ);
2. наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - договор обязательного страхования) (КБМ)
3. наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством (КО)
4. технических характеристик транспортных средств;
5. иных существенно влияющих на величину страхового риска обязательств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Свердловского УФАС России не находит в действиях заказчика нарушений, а действия участников на предмет соблюдения ими установленного порядка ценообразования не входит в предмет данной проверки.
Касательно довода жалобы о неправомерности установления начальной (максимальной) цены контракта, в связи с тем, что имеются утвержденные базовые страховые тарифы, и их изменение является неправомерным, Комиссия Свердловского УФАС России приходит к следующим выводам:
Согласно ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе в соответствии Законом контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
- Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 настоящего Федерального закона, и обоснованности закупок;
2) соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 настоящего Федерального закона;
3) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
На основании вышеизложенного, контроль в сфере закупок за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, рассмотрение доводов жалобы относительно нарушения требований Закона о контрактной системе при осуществлении обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входят в полномочия ФАС России, в частности Свердловского УФАС России.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ОАО "Согаз" Тюменский филиал признать необоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления Судебного департамента Тюменской области, его комиссии при размещении заказа путем электронного аукциона на "Предоставление услуги обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств для Управления Судебного департамента в Тюменской области" (извещение N0167100002214002142) выявлено нарушение п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Управления Судебного департамента Тюменской области, его комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, т.к. выявленное нарушение не повлияло на права участников закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С.Н. Волков
Члены Комиссии О.В. Литяева
А.С. Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 10 апреля 2014 г. N 419-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2014