Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 мая 2014 г. N 575-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" - Хмеленко Ф.А. (доверенность N 6 от 12.02.2014 г.), Кулаковской А.В. (доверенность от 29.04.2014 г.),
- в отсутствии заявителя в лице ООО "МонтажПрофСтрой", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ООО "МонтажПрофСтрой" (620075, г. Екатеринбург, ул. Адмирала Ушакова, 35-1) о нарушении, допущенном заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" (624030, Свердловская обл, Белоярский рп, Ленина, 263) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на расширение газораспределительных сетей в с. Черноусово Белоярского района Свердловской области (ул. Школьная, Ананьина, Ленина, Исетская, Заречная) (0362300131714000015) Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "МонтажПрофСтрой" (вх. N01-7563 от 28.04.2014 г.) о нарушении, допущенном заказчиком в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на расширение газораспределительных сетей в с. Черноусово Белоярского района Свердловской области (ул. Школьная, Ананьина, Ленина, Исетская, Заречная) (0362300131714000015), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "МонтажПрофСтрой" указал, что в пунктах 1, 2, 26, 15, 14, 13 технического задания документации об аукционе заказчик установил требования к используемому товару при выполнении работ на расширение газораспределительных сетей в с. Черноусово Белоярского района Свердловской области (ул. Школьная, Ананьина, Ленина, Исетская, Заречная), которые не позволяют определить потребность заказчика.
Представители заказчика с доводами жалобы согласились в отношении двух позиций и установленных по ним требованиям к используемому товару при выполнении работ по закупке.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
14 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0362300131714000015 и документация об аукционе (действующая редакция от 18.04.2014 г.). Начальная максимальная цена контракта составила 26385000 рублей 00 копеек.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункта 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В приложении N3 "Техническое задание" к муниципальному контракту, являющемся неотъемлемой частью документации об аукционе, содержится описание объекта закупки, при этом, в приложение N 1 к Техническому заданию документации об аукционе заказчик установил показатели используемого при выполнении работ товара, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, указав при этом максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Так, в приложении N 1 к техническому заданию документации об аукционе заказчик установил следующие требования к показателям и их значениям:
N п/п |
Техническое требование заказчика (функциональные характеристики (потребительские свойства) и качественные характеристики товара) |
Предложение участника размещения заказа (конкретные характеристики материала) |
|
Наименование |
Технические характеристики материалов и оборудования Заказчика/ характеристики эквивалентности |
||
1. |
Труба полиэтиленовая для газопровода |
Наружный диаметр более 90 мм менее 125 мм Толщина стенки более 8,2 мм менее 11,4 мм Относительное удлинение при разрыве не менее 350% Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не менее + 20 0С не, при напряжении в стенке трубы не менее 10 МПа не более 12 МПа - не менее 100 ч Стойкость к газовым составляющим при температуре не менее + 80 0С, при напряжении в стенке трубы не более 2 МПа - не менее 20 ч (согласно паспорта) Термостабильность труб при температуре не менее + 200 0С не менее 20 мин Стойкость к медленному распространению трещин при температуре не более + 80 0С, при толщине стенки трубы не менее 5 мм, при напряжении стенки трубы не более 4 МПа - не менее 165 ч Труба должна соответствовать ГОСТ Р 50838-95 |
|
2. |
Полиэтиленовая труба для газообразных веществ |
Наружный диаметр не более 36 мм не менее 26 мм Толщина стенки не менее 2,2 мм не более 3,0 мм Максимальное рабочее давление при температуре не более + 20 0С более 1 МПа Относительное удлинение при разрыве не менее 250% Стойкость при постоянном внутреннем давлении, при температуре + 80 0С, при напряжении в стенке трубы менее 5 более 4 МПа - не менее 165 ч Труба должна соответствовать ГОСТ 18599-2001 |
|
13. |
Труба стальная оцинкованная газопроводная |
Стенка трубы легкая, обыкновенная, усиленная Среднее давление не менее 0,3 МПа Условный проход менее 60 мм Наружный диаметр не менее 60 мм Толщина стенки не менее 3,8 мм Масса одного метра трубы не менее 6,16 кг Труба должна соответствовать ГОСТ 3262-75 |
|
14. |
Песок средний для строительных работ |
Песок 1 или 2 класс Модуль крупности песка не менее 2-2,5 Содержание зерен крупность св. 10, 5 и не менее 0,16 не белее 0,5, 5, 5 Марка прочности песка не должна быть не менее 400 менее 600, предел прочности при сжатии горной породы в насыщенном водой состоянии не менее 40 МПа менее 60 МПа Песок должна соответствовать ГОСТ 31424-2010 |
|
15. |
Кран шаровый |
Среда: газ Температура не менее - 40 °С - + 80 °С Присоединение к трубопроводу фланцевое по ГОСТ 12815-80 Материал корпуса - сталь Привод - ручной Давление не менее 16 МПа Диаметр условного прохода менее 150 мм
Н менее 355 мм, L менее 280 мм Масса менее 63 гр |
|
26. |
Асфальтобетон |
Асфальтобетон для верхних слоев покрытий. Дорожно-климатическая зона II, III. Категория дорог III. Марка I или II, холодного типа Бх или Вх или горячего типа Б или В. Асфальтобетон должен иметь остаточную пористость менее 12,0 %. Размер зерен для верхних слоев покрытий мельче 10 мм, % не менее 70 - 100 Предел прочности при сжатии при температуре + 20 °С до прогрева в сухом состоянии, МПа, более 1 Пористость минеральной части асфальтобетона должна быть, %, не более 23 Водонасыщение не более 10 % Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в щебне и гравии должно быть, % по массе, не более 35 Щебень из плотных горных пород и гравий, щебень из шлаков, входящие в состав смесей, должны соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344. Марка битума СГ 70/130 или БН 90/130 или БНД 60/90 Асфальтобетон должен соответствовать ГОСТ 9128-97 |
|
В доводах жалобы заявитель ООО "МонтажПрофСтрой" указал, что заказчиком в рамках опубликованной документации установлены требования к пункту 1, 2, 13, 26, которые не позволяют однозначно определить требуемые характеристики товара, а именно:
1. |
Труба полиэтиленовая для газопровода |
Наружный диаметр более 200 мм менее 25 мм Толщина стенки не более 19 мм менее 2,2 мм Относительное удлинение при разрыве не менее 350% Стойкость при постоянном внутреннем давлении при температуре не менее + 20 0С не, при напряжении в стенке трубы не менее 10 МПа не более 12 МПа - не менее 100 ч Стойкость к газовым составляющим при температуре не менее + 80 0С, при напряжении в стенке трубы не более 2 МПа - не менее 20 ч (согласно паспорта) Термостабильность труб при температуре не менее + 200 0С не менее 20 мин Стойкость к медленному распространению трещин при температуре не более + 80 0С, при толщине стенки трубы не менее 5 мм, при напряжении стенки трубы не более 4 МПа - не менее 165 ч Труба должна соответствовать ГОСТ Р 50838-95 |
|
2. |
Полиэтиленовая труба для газообразных веществ |
Наружный диаметр не более 175 мм не менее 145 мм Толщина стенки не менее 13 мм не более 15,0 мм Относительное удлинение при разрыве не менее 350% Стойкость при постоянном внутреннем давлении, при температуре + 80 0С, при напряжении в стенке трубы не менее 5,5 МПа - не менее 165 ч Термостабильность труб при температуре не менее + 200 0С не менее 20 мин Стойкость к медленному распространению трещин при температуре не более + 80 0С, при толщине стенки трубы не менее 5 мм, при напряжении стенки трубы не более 4 МПа - не менее 165 ч Труба должна соответствовать ГОСТ 50838-95 |
|
13. |
Труба стальная оцинкованная водопроводная |
Стенка трубы легкая, обыкновенная, усиленная Условный проход более 130 мм Толщина стенки не менее 4,5 мм Масса одного метра трубы не менее 17,81 кг Труба должна соответствовать ГОСТ 3262-75 |
|
26. |
Битум нефтяной вязкий |
Марка БН 60/90 или БН 90/130 или БН 130/200 Глубина проникновения иглы 0,1 мм, при температуре + 25 0С не более 90 Температура размягчения по кольцу и шару не более 47 0С Растяжимость при температуре + 25 0С менее 80 см Средняя температура наиболее холодного времени года не выше - 20 0С Битум должен соответствовать ГОСТ 22245-90 |
|
Таким образом, заявитель ООО "МонтажПрофСтрой" ссылается на позиции документации, которые заказчиком в аукционной документацией не были установлены.
При этом установлено, что в пункте 14 Приложения N 1 к Техническому заданию заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установил не стандартный показатель песка "белее", который не предусмотрен ГОСТ 31424-2010, при этом, не указав в документации о закупке обоснование необходимости использования такого показателя. Кроме того, согласно ГОСТ 31424-2010 такой показатель как "содержание зерен крупностью не менее 0,16" отсутствует, существует "содержание зерен крупностью менее 0,16", кроме того не указал единицы измерения показателя "содержание зерен крупностью".
В пункте 15 приложения N 1 к техническому заданию заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установил показатель "масса", указав его измерение в "гр", а не в "кг" как предусмотрено ГОСТ 12815-80.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
Кроме того, 05 мая 2014 г. комиссией была проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по ее итогам составлен протокол, подписанный присутствующими на заседании членами комиссии. В соответствии с указанным протоколом до участия в аукционе были допущены заявки с порядковым номером 1, 6. Заявки с порядковым номером 2, 3, 4, 5, 7 отклонены на основании непредставления или предоставления недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 22 раздела 2 информационной карты документации об аукционе первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе в электронной форме;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Указанное требование установлено в соответствии с положениями пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
При этом, первые части заявок с порядковыми номерами 1, 6 не содержат указание на наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для использования товара.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса, Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1516 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование места происхождения товара является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами.
Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе установлено, что участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Таким образом, по итогам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе принято решение о допуске к участию в аукционе участников закупки, подавших заявки с порядковыми номерами 1, 6 в нарушение требований пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее пяти тысяч рублей и не более тридцати тысяч рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "МонтажПрофСтрой" признать обоснованной в части установления не стандартных показателей по двум позициям используемого товара при выполнении работ.
2. В действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" признать нарушение пункта 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В действиях аукционной комиссии заказчика в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства" признать нарушение пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения Белоярского городского округа "Отдел капитального строительства, газификации и жилищно-коммунального хозяйства", его аукционной комиссии выдать предписание.
5. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.2 и ч.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 мая 2014 г. N 575-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2014