Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2014 г. N 324-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии представителей:
- заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа - Е.М. Свердлова (доверенность N121 от 12.03.2014 г.);
- заявителя в лице ООО "Талицкая строительная компания-2" - Н.Г. Яровиковой (доверенность N1345/2014 от 13.03.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Талицкая строительная компания-2" (623640, Свердловская область, г. Талица, ул. Труда, д. 34) на действия (бездействие) заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа (623640, Свердловская область, г. Талица, ул. Луначарского, 57) при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью (N0162300010313000050) в части наличия нарушений Федерального закона N 94 -ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Талицкая строительная компания-2" (вх.N01-3822 от 05.03.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью (N0162300010313000050) в части наличия нарушений Закона о размещении заказов.
Заявитель в лице ООО "Талицкая строительная компания-2" в своей жалобе указал следующее:
Аукционная документация содержит противоречивые данные относительно условий исполнения контракта, что препятствует подготовке заявки на участие в аукционе и ограничивает количество его участников.
Также заявитель указывает, что относительно ряда характеристик, по которым участником должны быть предложены в составе первой части конкретные показатели, исходя из паспорта производителя и здравого смысла значения должны выражаться одним конкретным числом, а не диапазоном значений. Аналогично ряд характеристик по паспорту производителя и по здравому смыслу должны выражаться диапазоном значений, а не одним числом, однако инструкцией заказчика предусмотрено, что участник должен предложить в качестве ответа именно 1 число.
Кроме того, по тексту документации неоднократно встречается ряд противоречий. При этом требуется, чтобы одна и та же характеристика была указана в одном случае в виде диапазона, в другом - в виде конкретной величины. В ряде случаев заказчиком установлены заведомо ошибочные требования. Для некоторых параметров заказчиком не установлены единицы измерения, что вводит участников размещения заказа в заблуждение, в некоторых случаях заказчиком пропущены границы требуемых диапазонов и указаны разные единицы измерения у одного числа.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что аукционная документация является противоречивой, не точной, препятствует подготовке надлежащей заявки и, как следствие, ограничивает количество участников размещения заказа.
Представитель заказчика по доводам жалобы пояснил, что согласно пункту 3.2.2.3 АДЭФ в первой части заявки участник аукциона должен представить: Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником размещения заказа к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Техническом задании (часть III Задание на аукцион) документации об аукционе и технической документации (технический паспорт, ГОСТ и т.п.) на предлагаемый товар. Сами тех. паспорта, ГОСТы и т.п. предоставлять не требуется. Таким образом заказчик не считает, что данный пункт усложняет задачу участника аукциона.
Также представитель заказчика указал, что действительно имеется разночтение информационной карты и муниципального контракта в части порядка оплаты. В данном случае при составлении аукционной документации была допущена техническая ошибка, которую заказчик обязуется устранить при заключении муниципального контракта.
Относительно характеристик товаров, используемых при выполнении работ, представитель заказчика указал, что данные были взяты из сети интернет, ГОСТов и т.п.. В случае не согласия с предложенным показателем, участник вправе указывать предлагаемое значение, сопровождая его комментариями.
Также при повторной проверке документации заказчиком были выявлены некоторые ошибки, однако они, по мнению заказчика, являются не существенными и не дают повода отклонить заявку участника.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила:
09.12.2013 года на официальном сайте в сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документация на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по разработке проектной документации, рабочей документации и строительству объекта: "Детский сад на 270 мест по адресу: Свердловская область, Талицкий район, г. Талица" на условиях "под ключ", включая оснащение здания технологическим, в том числе не монтируемым, оборудованием и мебелью (N0162300010313000050).
Начальная (максимальная) цена контракта: 182 196 217,00 рублей.
В соответствии с ч. 7 ст. 41.7 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о разъяснении положений документации об открытом аукционе в электронной форме вправе принять решение о внесении изменений в документацию об открытом аукционе не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме. Изменение предмета открытого аукциона в электронной форме не допускается. В течение одного дня со дня принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию об открытом аукционе, размещаются заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте. При этом срок подачи заявок на участие в открытом аукционе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
14.02.2014 года в извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме и документацию были внесены изменения путем утверждения документации об аукционе в новой редакции.
При рассмотрении документации об аукционе Комиссией Свердловского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.
В п. 15 Информационной карты аукциона документации об аукционе указано, что плата выполненных Подрядчиком работ производится Заказчиком в течение двадцати банковских дней при условии надлежаще оформленных документов.
При этом раздел 2 "Стоимость работы, порядок оплаты" проекта государственного контракта содержит следующие условия оплаты:
"п. 2.4. Расчет за разработанную проектную документацию производится в течение 10 (десяти) рабочих дней после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации на основании итогового акта сдачи-приемки выполненных проектных работ. В случае получения отрицательного заключения экспертизы в связи с недостатками проекта, повторная экспертиза проводится за счет Генподрядчика.
п. 2.5. Расчет за разработанную рабочую документацию производится в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания акта сдачи-приемки разработанной рабочей документации. Обязанность по оплате работ по данному этапу возникает у Заказчика при наличии положительного заключения государственной экспертизы и заключений о достоверности и эффективности сметной стоимости строительства.
п. 2.8. Текущие расчеты за выполненные строительно-монтажные работы производятся на основании актов выполненных работ формы КС-2 и справки формы КС-3, в течение 10 (десяти) рабочих дней после подписания справки формы КС-3.
п. 2.10. Оплата за поставленное не монтируемое оборудование производится Заказчиком в течение 10 (десяти) банковских дней после сдачи-приемки товара в порядке, определенном настоящим контрактом, на основании подписанных Сторонами актов выполненных работ формы КС-2 и КС-3 выставленных Генподрядчиком."
Таким образом, заказчиком в нарушение п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов однозначно не определены сроки и порядок оплаты работ.
Согласно п.1 ч.4 ст.41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с указанными нормами Закона о размещении заказов заказчик разместил на официальном сайте в сети "Интернет" аукционную документацию, в том числе Техническое задание (часть III Задание на аукцион), в котором согласно п. 3.2.2.3 документации об аукционе установил характеристики, используемые для определения соответствия потребностям Заказчика или эквивалентности, предлагаемых к использованию при выполнении работ товаров: максимальные и (или) минимальные значения соответствующих показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно п. 3.2.2. документации об аукционе, п. 17 Информационной карты аукциона первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения:
а) согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, в том числе означающее согласие на использование товара, указание на товарный знак которого содержится в документации об аукционе, или согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, указание на товарный знак (его словесное обозначение) предлагаемого для использования товара и конкретные показатели этого товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным документацией об аукционе, если участник размещения заказа предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в документации об аукционе, при условии содержания в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара, а также требования о необходимости указания в заявке на участие в аукционе на товарный знак;
б) согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак используемого товара.
В п. 3.2.2.3 документации об аукционе установлено, что Участник размещения заказа приводит сведения о применяемых товарах на основании на основании Приложения N2 Технического задания (Часть III Задание на аукцион).
Качественные характеристики (потребительские свойства) товаров, предлагаемых Участником размещения заказа к использованию, по своим конкретным показателям должны соответствовать значениям, установленным в Техническом задании (часть III Задание на аукцион) документации об аукционе и технической документации (технический паспорт, ГОСТ и т.п.) на предлагаемый товар.
Также в п. 3.2.2.3 документации об аукционе предусмотрено, что слова Значения показателей товара, предоставляемые участником размещения заказа в 1 части заявки, не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и не должны сопровождаться словами: "должен быть", "или", "не более", "не менее", "от", "до", "более", "менее", или аналогичными по смыслу, то есть, предоставляемые сведения о товаре, должны быть конкретными. Исключение составляют значения показателей товаров, которые у производителя являются переменными, такие показатели необходимо сопровождать фразой "диапазонная величина" или фразой "в соответствии с техническим паспортом на изделие". Слова "до" (за исключением, если слово "до" сопровождается словом "включительно), "более", "менее", "выше", "ниже" не включают крайние значения соответствующих показателей, при этом слово "от" включает крайнее значение соответствующих показателей. Знак "/" между двумя значениями показателей (за исключением фразы "и/или" и использование знака "/" в единицах измерения, например, "кгс/см2", "м2°С/Вт", "кг/м3" и тп.) приравнивается к разделительному союзу "или" и означает, что участник размещения заказа должен дать по данным показателям конкретное значение. В показателях с использованием фразы "и/или" участник размещения заказа должен указать показатель с союзом "и" либо выбрать одно из нескольких значений без использования союза "или". Использование знака препинания "," при перечислении значений показателя приравнивается к соединительному союзу "и".
При подаче сведений участниками размещения заказа должны применяться обозначения (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с обозначениями, установленными в Перечнях товаров.
Если в Перечнях товаров устанавливается показатель, значение которого не может изменяться в ту или иную сторону, участником размещения заказа должен быть предложен товар именно с таким значением показателя.
Перечни товаров являются исчерпывающими для предоставления Участником размещения сведений о товаре в первой части заявки.
При этом при рассмотрении документации об аукционе, в том числе Приложения N2 Технического задания (Часть III Задание на аукцион) в редакции от 14.02.2014 г. Комиссией Свердловского УФАС России выявлено, что часть положений Приложения N2 Технического задания (Часть III Задание на аукцион) в редакции от 14.02.2014 г. не содержит четких требований к товарам, используемым при выполнении работ, что не соответствует п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов, так как не позволяет определить в полном объеме требования заказчика к используемому при выполнении работ товару, а также вводит в заблуждение потенциальных участников аукциона в электронной форме, что, в свою очередь, может повлечь нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
1. В ряде случаев требуется, чтобы одна и та же характеристика была указана в одном случае в виде диапазона, в другом - в виде конкретной величины. Так, например:
П. 17 "Световой указатель светодиодный" Перечня - Номинальное напряжение питания: не менее 50 и не более 250 В** (требуется диапазонное значение)
П. 62 "Светильник потолочный" Перечня - Номинальное напряжение: не более 250 В * (требуется конкретное значение)
П. 71 "Провод силовой" Перечня - Номинальное напряжение: не более 600 В** (требуется диапазонное значение)
П. 146 "Светильник" Перечня - Номинальное напряжение: не менее 220 В * (требуется конкретное значение)
П. 182 "Выключатель автоматический" Перечня - Номинальное напряжение: 120 В или 230 В или 400 В (требуется конкретное значение)
2. в Техническом задании Заказчиком установлены требования к оконным блокам: должны быть из поливинилхлоридных профилей по ГОСТ 30674-99, приведенное сопротивление теплопередаче более 0,35 и менее 0,40 м2-°С/Вт, класс изделия по показателю приведенного сопротивления теплопередаче не ниже В2. Данные требования Заказчика не соответствуют действующим нормативным актам, определяющим допустимые значения указанного показателя товара. Так, согласно п.4.7.1. ГОСТ 23166-99. "БЛОКИ ОКОННЫЕ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ" сопротивление теплопередаче более 0,35 и менее 0,40 м2-°С/Вт. соответствует классу Д2, который ниже требуемого Заказчиком класса В2.
3. Для некоторых параметров заказчиком не установлены единицы измерения, например: раздел "Детская мебель" - стол 4-х местный детский, четыре угла закруглены под радиусом 50.
4. В некоторых случаях заказчиком пропущены границы требуемых диапазонов, например: п. 16 раздела "Оборудование пищеблока" - Шкаф холодильный - Температура окружающей среды не более -_+ 40°С.
5. В некоторых случаях указаны разные единицы измерения у одного числа, например: п. 2 раздела "Оборудование медицинского кабинета" - Стерилизатор воздушный ГП-40 Напряжение, В , Гц - 220 22; Объем стерилизационной камеры, дм (дмЗ), не менее - 40.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, аналогичные вышеуказанным сведениям, и не позволяющие определить в полном объеме требования заказчика к используемому при выполнении работ товару, повсеместно встречаются в Приложении N2 Технического задания документации об аукционе.
Кроме того, к Приложению N2 "Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ" (позиции с 1 по 188) имеется примечание, согласно которому условные обозначения "*" и "**", которые однозначно определяют, что именно требуется заказчику, предоставить характеристику в виде диапазонного или конкретного значения. Но в Приложении N3 "Перечень поставляемых товаров (технологическое не монтируемое оборудование) с качественными характеристиками" указанных условных обозначений не содержит.
В соответствии ч. 4 ст. 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона о размещении заказов его целями являются обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, совершенствование деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В случаях установления заказчиком в документации об аукционе неоднозначно измеряемых значений показателей, используемых для определения соответствия предлагаемого товара потребностям заказчика, либо неоднозначного порядка отражения в заявке значений таких показателей, хотя и не исключает формальную обоснованность последующего отказа аукционной комиссией участнику размещения заказа в допуске к участию в таком аукционе, заведомо обрекает аукцион на несостоятельность, поскольку при таких условиях любому и каждому участнику размещения заказа может и должно быть отказано в допуске, причем вне зависимости от степени (существенности) несоответствия значений показателя.
Соответственно, все положения документации об аукционе должны обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) заказа, не могут содержать противоречивой или непонятной информации и должны полностью информировать потенциальных участников аукциона о требованиях, которым должны соответствовать подаваемые ими заявки.
При этом указанные положения должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, должны исключать возможность неоднозначного их толкования; неопределенность, противоречивость либо неполнота положений документации об аукционе, в которых содержатся требования к содержанию и порядку заполнения заявки на участие в аукционе, создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
За утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 5, ч. 10 ст. 17, ч.6 ст.60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Талицкая строительная компания-2" признать обоснованной.
2. В действиях заказчика в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа признать нарушение п.п. 1, 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику в лице Управления топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и строительства Талицкого городского округа предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2. ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 13 марта 2014 г. N 324-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014