Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 апреля 2014 г. N 455-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Колотовой Т.Р. - руководителя управления, Председателя Комиссии;
Шумковой М.Г.- заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Аминевой А.Ю. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" г. Каменска-Уральского - В.Н. Мальцева (доверенность N17 от 15.04.2014 г.);
в отсутствие представителей заявителя в лице ООО "МонтажПрофСтрой", надлежащим образом уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы;
рассмотрев жалобу ООО "МонтажПрофСтрой" (620075, г. Екатеринбург, ул. Адмирала Ушакова, 35-1) на действия (бездействие) заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" г. Каменска-Уральского (623426, Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Суворова, 25) при проведении закупки путем электронного аукциона на строительство "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул. Октябрьская, 94" г. Каменск-Уральский Свердловской области (N0362300015514000003), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "МонтажПрофСтрой" (вх. N01-6347 от 10.04.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" г. Каменска-Уральского при проведении закупки путем электронного аукциона на строительство "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул. Октябрьская, 94" г. Каменск-Уральский Свердловской области (N0362300015514000003), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 4398 от 14.04.2014 г.).
В своей жалобе заявитель ООО "МонтажПрофСтрой" указал, что Заказчиком в рамках опубликованной Документации установлены требования, которые не позволяют однозначно определить требуемые характеристики товара, в частности в пунктах 19 и 41 "Перечня основных используемых товаров".
В соответствии с ГОСТ, указанные товары могут быть одного вида: полуфарфоровый или фарфоровый или фаянсовый. В данном случае, Заказчиком установлено два различных требования к данному показателю, что не пояснено в Инструкции по заполнению заявки и не позволяет определить, какой товар требует к поставке. Это два различных вида товаров, что не позволяют однозначно трактовать требования Заказчика, и участник не имеет возможности предоставить конкретные показатели в заявке на аукцион.
Требования Заказчика в п. 43 "Перечня основных используемых товаров" рабочего диапазона температур трубок из вспененного каучука "...от не выше -1700 С до не ниже 1200 С..." не соответствуют действительности и не позволяют однозначно трактовать требования Заказчика. Таким образом, Участник не имеет возможности предоставить конкретные показатели е заявке на аукцион. Кроме того, пункты 34 и 48 "Перечня основных используемых товаров" содержат идентичные требования, что также не позволяет однозначно трактовать требования Заказчика.
Требования Заказчика в п. 97 "Перечня основных используемых товаров" "...Прочность на сжатие при 10-процентной линейной деформации после сорбционного увлажнения... Па.." отличаются от стандартных единиц измерения ГОСТ, (прочность на сжатие при 10-процентной линейной деформации после сорбционного увлажнения согласно ГОСТ (Таблица 3 - Физико-механические показатели плит) указывается в кПа и в документации об аукционе в нарушение Закона о контрактной системе не содержится обоснование необходимости использования вместо стандартных показателей других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласился, так как считает, что действия заказчика при проведении указанной закупки соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
27 марта 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на строительство "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул. Октябрьская, 94" г. Каменск-Уральский Свердловской области (N0362300015514000003). Вместе с извещением о проведении электронного аукциона была опубликована документация об аукционе (действует в редакции N3 от 04.04.2014 г.).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 202740000,00 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В ч. 2 ст. 33 Закона о контактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 документации об аукционе объектом аукциона является выполнение работ по строительству "под ключ" объекта: "Строительство детского сада на 300 мест по ул.Октябрьская, 94", расположенного в г.Каменск-Уральский Свердловской области.
Требования к выполнению работ установлены в Техническом задании (приложение N2 к аукционной документации), приложением к которому, в свою очередь, являются Задание на проектирование и Перечень основных используемых товаров.
При этом в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе в Перечне основных используемых товаров установлены характеристики товаров (материалов) с показателями, не позволяющими определить соответствие предлагаемых товаров установленным заказчиком требованиям. Так, например:
- в пунктах 19 "Унитаз ГОСТ 30493-96" и 41 "Смывной бачок ГОСТ 30493-96" Перечня основных используемых товаров установлены требования к виду товара - полуфарфоровый, фарфоровый или фаянсовый. В соответствии с указанными ГОСТами, данные товары могут быть одного вида: или полуфарфоровый или фарфоровый или фаянсовый. Товар, соответствующий требованию к виду "полуфарфоровый, фарфоровый", указанными ГОСТами не предусмотрен;
- в п. 43 "Трубки из вспененного каучука" Перечня основных используемых товаров предусмотрена характеристика рабочего диапазона температур трубок из вспененного каучука с показателем "...от не выше -1700 С до не ниже 1200 С...". Данное требование фактически не может быть выполнено.
В нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в ряде случаев заказчиком не были использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. При этом обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии в документации об аукционе не содержится. Так, например:
- в приложении N 1 к техническому заданию "Задание на проектирование" заказчиком установлены требования к разработке проекта выполнения работ в соответствии СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях". При этом Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 с 29.07.2013 г. введен в действие СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", в связи с чем СанПиН 2.4.1.2660-10 утратил силу;
- п. 97 "Плиты теплоизоляционные ГОСТ 9573-2012" Перечня основных используемых товаров установлена характеристика прочности на сжатие при 10-процентной линейной деформации после сорбционного увлажнения с показателем не менее 25 Па. При этом единица измерения указанной характеристики (Па), установленная заказчиком, не соответствует стандартной единице измерения такой характеристики в соответствии с ГОСТ (кПа).
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В п. 3.28 документации об аукционе заказчиком установлены требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющегося объектом аукциона.
В п. 2.3 документации об аукционе предусмотрено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным п.п. 1 и 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным п.п. 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 2.4 документации об аукционе документом, подтверждающим соответствие участника размещения заказа требованию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, является копия свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
В силу ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно ч. 5 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, организует и координирует работы по подготовке проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов.
В ч. 5.1 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если работы по организации подготовки проектной документации объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ перечень, лицо, осуществляющее подготовку проектной документации такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Работы по организации подготовки проектной документации, привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком) включены в Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденный Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 (п. 13).
Следовательно, обязательным требованием к участникам аукциона на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, устанавливаемому в документации об аукционе в соответствии с положениями ч. 3 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации (п. 13) свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом свидетельство о допуске к работам по организации строительства должно учитывать вид объекта капитального строительства. В связи с тем, что предметом данного размещения заказа является объект гражданского строительства, то достаточным требованием к участникам закупки будет являться наличие свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные саморегулирующей организацией, содержащее раздел 33.3. Жилищно-гражданское строительство.
Таким образом, в нарушение ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не содержит в полном объеме требования к участникам закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В связи с этим, в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе в документации об аукционе указаны требования к содержанию, составу второй части заявки на участие в аукционе, не отвечающие в полном мере требованиям частями 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 2 ч. 22 ст. 99 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "МонтажПрофСтрой" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице МКУ "Управление капитального строительства" г. Каменска-Уральского нарушения п. 2 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 1, 2 ч. 1, ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе
3. Заказчику в лице МКУ "Управление капитального строительства" г. Каменска-Уральского выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Т.Р. Колотова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.Ю. Аминева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 16 апреля 2014 г. N 455-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2014