Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2014 г. N 338-3
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Литяевой О.В. -специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии представителей:
- заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" - Чистяковой Е.М. (доверенность N б/н от 18.03.2014 года), Смирновой И.В. (доверенность Nб/н от 18.03.2014 года),
- заявителя в лице ООО "Энерго" Аксеновой Ю.Н. (доверенность Nб/н от 07.12.2011 года),
- слушателей в лице Примаковой Т.С., Мазаловой И.А.,
рассмотрев жалобу ООО "Энерго" (вх. N 01-4148 от 12.03.2014 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловское областное патологоанатомическое бюро", его комиссии при размещении заказа путем электронного аукциона на предмет "Оказание услуг по обезвреживанию и утилизации опасных медицинских отходов (ОМО) класса опасности "Б", "В", "Г" (извещение N0362200056814000001) в части наличия нарушений законодательства о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Энерго" (вх. N 01-4148 от 12.03.2014 года) о нарушении заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловское областное патологоанатомическое бюро", его комиссии при размещении закупки путем электронного аукциона на предмет "Оказание услуг по обезвреживанию и утилизации опасных медицинских отходов (ОМО) класса опасности "Б", "В", "Г" (извещение N0362200056814000001) в части нарушении Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закона о контрактной системе).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (исх. N 2973 от 14.03.2014).
В своей жалобе заявитель указал, что заказчиком в документации об аукционе не установлено на какой конкретно вид деятельности должна быть лицензия у участника, а также документация не содержит расшифровки отходов класса "Г", какие именно отходы необходимо обезвредить (утилизировать) заказчику.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, так как считают, что документация об аукционе соответствует законодательству о контрактной системе.
Заслушав мнения сторон, проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
04 марта 2014 года на официальном сайте в сети Интернет размещено извещение о размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на предмет "Оказание услуг по обезвреживанию и утилизации опасных медицинских отходов (ОМО) класса опасности "Б", "В", "Г" (извещение N0362200056814000001).
Начальная (максимальная) цена контракта - 428204.00 руб.
В соответствии с п. 1 , 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании вышеизложенного, в техническом задании документации об аукционе установлены требования к оказываемой услуге, а именно:
- оказание услуг по сбору, транспортировке и термическому уничтожению опасных медицинских отходов (ОМО) класса опасности "Б", "В", "Г", образующихся в результате производственной деятельности в ГБУЗ СО "Свердловском областном патологоанатомическом бюро",
- оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации ОМО должно производиться специализированной организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10.
- Услуги должны оказываться на специализированном оборудовании, используемом для утилизации ОМО, которое должно иметь регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения РФ, сертификат соответствия по ГОСТу, санитарно-эпидемиологическое заключение.
- место оказания услуг(сбор): г.Екатеринбург, ул.Волгоградская 185а. Сбор и вывоз ОМО должен производиться из мест временного хранения Заказчика спец.транспортом Исполнителя согласно СанПиН 2.1.7.2790-10.
Согласно ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
- документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в документации об аукционе отсутствует требование о предоставлении во второй части заявки документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом, данное требование установлено к оказываемым услугам в техническом задании документации об аукционе.
В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Статья 4.1 Закона об отходах производства и потребления устанавливает следующие классы опасности отходов: отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
В связи с утратой силы СанПиН 2.1.7.728-99.2.1.7 "Почва, очистка населенных мест, бытовые и промышленные отходы. Санитарная охрана почвы. Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений. Санитарные правила и нормы" понятие "отходы лечебно-профилактических учреждений" в настоящий момент не установлено.
Понятие "медицинские отходы" установлено в части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в РФ): медицинские отходы - все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий.
В части 2 статьи 49 Закона об основах охраны здоровья граждан в РФ установлено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Действующий в настоящее время СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 года N 163, предусматривает следующую классификацию медицинских отходов в пункте 2.1.: медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):
Класс А - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее - ТБО).
Класс Б - эпидемиологически опасные отходы.
Класс В - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.
Класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности.
Класс Д - радиоактивные отходы.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности является лицензируемым видом деятельности.
Таким образом, отходы класса "Б", "В" и "Г" относятся к отходам I - IV классов, то есть услуги по утилизации опасных медицинских отходов класса "Б", "В" и "Г" подлежат лицензированию как деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Таким образом, заказчик в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе не установил требование к участникам закупки, а также в нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе не установил требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям.
Касательно довода заявителя, относительно отсутствия в документации об аукционе расшифровки отходов класса "Г", комиссия Свердловского УФАС России установила следующее: класс Г - токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, которые в свою очередь делятся на 1-4 класс опасности.
Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические,
дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.
Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств.
Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие.
При этом, согласно протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе поступило 4 заявки.
Согласно протокола проведения аукциона от 17.03.2014 года в аукционе участвовало три участника.
На основании вышеизложенного, т.к. в требованиях ко второй части заявки, отсутствует требование о предоставлении документов в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требование о наличии лицензии на данный вид деятельности в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10, а также установленное требование в тех. задании - регистрационное удостоверение Министерства здравоохранения РФ, сертификат соответствия по ГОСТу, санитарно-эпидемиологическое заключение на специализированное оборудование, используемое для утилизации ОМО, подтверждающие право на оказание данного вида услуг по настоящему договору должны быть предоставлены Исполнителем до начала оказания данных услуг.
В этой связи, Комиссия Свердловского УФАС России учитывая вышеизложенные обстоятельства приходит к выводу, что права заявителя и неограниченного круга лиц не ограничены.
В соответствии с ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления штрафов:
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей.
Однако, заказчик в нарушение ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" не включил в проект контракта обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, путем взыскания с заказчика и поставщика фиксированной суммы штрафа.
В соответствии с ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Однако, заказчик в нарушение ч. 27 ст. 34 Закона о контрактной системе не включил в проект контракта обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании изложенного, руководствуясь частью 5, частью 10 статьи 17, части 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере размещения заказов
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Энерго" признать обоснованной.
2. В действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" выявлены нарушения п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 27 ст. 34, ч.ч. 4, 5, 8 ст. 34, п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Свердловское областное патологоанатомическое бюро" выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, в части внесения изменений в проект контракта.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены комиссии М.Г. Шумкова
О. В. Литяева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 марта 2014 г. N 338-3
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2014