Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 апреля 2014 г. N 505-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии,
Песковой О.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
Мурашко Е.Н. - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- заказчика в лице Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу - Ждановой В.В. (доверенность от 24.04.2014 г.), Амерхановой Р.У. (доверенность от 24.04.2014 г.),
- заявителя ООО "Восьмая нота" в лице Турянского И.Л. (протокол внеочередного собрания N3 от 15.01.2014 г.), Галяутдиновой А.Ш. (доверенность N5 от 24.04.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Восьмая нота" (620076, г. Екатеринбург, ул. Бажова, д. 68) (вх. N 01-6966 от 18.04.2014) о нарушении заказчиком в лице Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на "Предоставление Абонемента на лицензионное информационно-технологическое обслуживание программного комплекса ПК "Бюджет" для нужд Департамента Росгидромета по УФО" (620990, г. Екатеринбург, ул. Народной Воли,64) (извещение N 0162100008414000007) Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "Восьмая нота" (вх. N 01-6966 от 18.04.2014) о нарушении заказчиком в лице Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу, аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на "Предоставление Абонемента на лицензионное информационно-технологическое обслуживание программного комплекса ПК "Бюджет" для нужд Департамента Росгидромета по УФО" (извещение N 0162100008414000007), соответствующая требованиям статьи 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель ООО "Восьмая нота" указал, что заказчик необоснованно установил требование к содержанию и составу заявки в части определения правомочности участника закупки, составил противоречивую документацию о закупке, подменяя в предмете закупки объем предоставляемых услуг, абонементом на передачу уже имеющихся у него прав на использование программного обеспечения.
Представители заказчика с доводами жалобы согласились, ссылаясь на допущенные неточности в составленном техническом задании документации об аукционе.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области пришла к следующим выводам.
11 апреля 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0162100008414000007 и документация об аукционе. Начальная максимальная цена контракта составила 46220 рублей 00 копеек.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе содержит указание на наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Пунктом 1.3 части 1 документации об аукционе установлено, что информация об объекте закупки содержится в разделе 2 информационной карты документации об аукционе. В части 2 информационной карты документации об аукционе установлена информация об объекте закупки: заключение государственного контракта на предоставление Абонемента на лицензионное информационно-технологическое обслуживание программного комплекса ПК "Бюджет" для нужд Департамента Росгидромета по УФО (часть 3 техническое задание).
Частью 3 технической части документации об аукционе установлены требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) и качественным характеристикам объекта закупки. Пунктом 1 части 3 технической части документации об аукционе установлено наименование заказа: "Предоставление Абонемента на лицензионное информационно-технологическое обслуживание программного комплекса ПК "Бюджет" на 2014 год для нужд Департамента Росгидромета по УФО".
Вместе с тем, пунктом 8.2. части 3 технической части документации об аукционе установлено, что абонемент предоставляет право Заказчику на использование лицензионных версий подсистем программного комплекса ПК "Бюджет" в следующем составе:
- 1С:Зарплата и кадры бюджетного учреждения 8 - 1 шт.,
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8 - 1 шт.,
- АИС "РИЦ" на базе технологической платформы 1С:Предприятие 8 - 1 шт.,
- Клиентская лицензия на 1р.м. 1C:Предприятие 8 (USB) - 1 шт.,
- Защищенный программный комплекс "1С:Предприятие 8.2" - 1шт
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки носит необъективный характер, положения пункта 8.2 части 3 технической части документации об аукционе предусматривают передачу прав на использование программного продукта, что противоречит информации об объекте закупки, установленной пунктом 1.3. части 1 информационной карты документации об аукционе, предусматривающей предоставление Абонемента на лицензионное информационно-технологическое обслуживание программного комплекса.
В части 2 информационной карты документации об аукционе установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки копии документов, подтверждающих наличие у него права на предоставление лицензионных версий подсистем программного комплекса ПК "Бюджет", указанных в части III (Техническое задание). Наличие исключительных (или неисключительных) прав у участника должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства (п.1 ч.1 ст.11 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, ст.ст.1229, 1233, 1235, 1238 ГК РФ) и разделом 10 Технического задания.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основываете на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1229 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1235 ГК РФ лицензионный договор заключается в письменной форме, если настоящим Кодексом не предусмотрено иное. Лицензионный договор подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1232 настоящего Кодекса. Несоблюдение письменной формы или требования о государственной регистрации влечет за собой недействительность лицензионного договора.
Таким образом, комиссией Свердловского УФАС не установлена необоснованность требований в части содержания во второй части заявки участника закупки документов, подтверждающих наличие у него права на предоставление лицензионных версий подсистем программного комплекса ПК "Бюджет", так как на рассмотрение жалобы не представлено документов, свидетельствующих о передаче прав использования результата интеллектуальной деятельности между заказчиком и обладателем исключительного (неисключительного) права, его объеме, сведений о возможности самостоятельного (не самостоятельного) обновления указанного программного продукта.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о требовании к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
2) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги.
Частью 2 информационной карты документации об аукционе установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме, в том числе первая часть заявки должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение), знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком установлено требование к содержанию первой части заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта не соответствующее пункту 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Таким образом, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 и пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе заказчиком в части 2 информационной карты документации об аукционе не установлено требование к содержанию во второй части заявки на участие в электронном аукционе идентификационного номера налогоплательщика учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона, а так же декларации об отсутствии между участником закупки и заказчиком конфликта интересов.
В части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе устанавливается, что в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" устанавливает следующий порядок начисления пеней и штрафов:
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (п. 5).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (п. 4).
Таким образом, в нарушение частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1063 от 25.11.2013 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" проект контракта не содержит обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (исполнителя, подрядчика) за ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контракту путем взыскания фиксированной суммы штрафа.
В соответствии с частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи предусмотрена административная ответственность.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N498, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Восьмая нота" признать обоснованной в части необъективного характера описания объекта закупки.
2. В действиях заказчика в лице Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу признать нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, частей 4-8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику в лице Департамента Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Уральскому федеральному округу выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 24 апреля 2014 г. N 505-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.05.2014