Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 мая 2014 г. N 583-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии;
Шумковой М.Г. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Смирнова А.С. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
При участии представителей:
Заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа - Кахаева Сергея Ивановича (приказ N 309 лс от 04.12.2013 г.), Корневой Юлии Юрьевны (доверенность N 01-14/329 от 27.03.2014 г.), Чернильцева Ильи Владимировича (доверенность N 01-15/498 от 06.05.2014 г.),
Заявителя - ООО "Центрстроймонтаж" - Карманова Александра Валерьевича (доверенность б/н от 15.03.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Центрстроймонтаж" (620073, г. Екатеринбург, ул. Крестинского, д. 44, оф. 612) на действия заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа (624130, Свердловская обл., г. Новоуральск, ул. Фрунзе, 7/2) при проведении закупки путем проведения электронного аукциона N 0362300162114000025 на выполнение работ по реконструкции тепломагистрали N 2 от ТК-78 до НПС-ТП-2 (ул. Ленина,57А) и от ТП-2 до инфекционного корпуса, 2 этап, в части наличия нарушений Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
У С Т А Н О В И Л А:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Центрстроймонтаж" (вх. N 01-7701 от 29.04.2014 г.) на действия заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа при проведении закупки путем проведения электронного аукциона N 0362300162114000025 на выполнение работ по реконструкции тепломагистрали N 2 от ТК-78 до НПС-ТП-2 (ул. Ленина,57А) и от ТП-2 до инфекционного корпуса, 2 этап.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Федерального Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что отклонение заявки ООО "Центрстроймонтаж" является необоснованным.
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, жалобу просили признать необоснованной.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
27 февраля 2014 года на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0362300162114000025 на выполнение работ по реконструкции тепломагистрали N 2 от ТК-78 до НПС-ТП-2 (ул. Ленина,57А) и от ТП-2 до инфекционного корпуса, 2 этап.
1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Требования к описанию объекта закупки определяются заказчиком на стадии формирования документации об аукционе и являются в силу пункта 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации публичной офертой. Вместе с тем, подавая заявку на участие в аукционе, участник закупки соглашается на условия, содержащиеся в документации об аукционе, и встречно предлагает на аукционе цену выполняемых работ. Таким образом, предмет заключаемого в будущем муниципального контракта определяется на стадии размещения документации об аукционе на официальном сайте в сети "Интернет".
Согласно п.1 ст. 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ. При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Таким образом, документация об аукционе должна содержать требования к предмету закупки, в том числе проектно-сметную документацию.
Согласно пункту 3.1 проекта муниципального контракта документации об аукционе подрядчик обязуется выполнить работы в полном соответствии с согласованной заказчиком и выданной в производство работ проектной документацией и требованиями ГОСТ, СНиП, ПУЭ, ТУ, действующих регламентов, в сроки, установленные в п.5.1 настоящего контракта. Однако проектно-сметная документация публично на официальном сайте в сети "Интернет" заказчиком не размещена.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 18.04.2014 г. участник закупки ООО "Центрстроймонтаж" (защищенный номер заявки - 7128712) не допущен к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, по причине несоответствия информации, предусмотренной п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
В заявке на участие в аукционе предоставлена информация, которая не соответствует требованиям аукционной документации заказчика, содержащимся в главе 2.1. ("инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе") и п. б ч. 2 ст. 30.1 главы 3, а именно: первая часть заявки не содержит конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (техническим заданием).
В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать:
а) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В соответствии с главой 2.1 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации, заказчик установил требования к составу заявки на участие в электронном аукционе:
"Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения и документы:
2) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
а) согласие, предусмотренное п. 2 ч.3 ст.66 Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, предусмотренное п. 2 ч.3 ст.66 Федерального закона N 44-ФЗ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Указанные показатели заполняются в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара".
Согласно главе 4 "Описание объекта закупки, техническая часть аукциона" техническим заданием является выставленная заказчиком документация. Перечень основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с функциональными, качественными и техническими характеристиками указаны в документации (прикреплено отдельным файлом).
Вместе с тем, среди документов, размещенных на официальном сайте в сети "Интернет" zakupki.gov.ru нет файла с перечнем основных используемых товаров (материалы и технологическое оборудование) с функциональными, качественными и техническими характеристиками, а также проектно-сметной документации.
В связи с чем заказчик не установил требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта закупки, а, следовательно требовать от участников закупки конкретных показателей используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией не мог.
В своей заявке ООО "Центрстроймонтаж" выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией, однако комиссия в нарушение п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе отклонил заявку на основании несоответствия информации, предусмотренной п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе.
За отклонение заявки на участие в конкурсе, отказ в допуске к участию в аукционе, признание заявки на участие в закупке товара, работы или услуги не соответствующей требованиям конкурсной документации, документации об аукционе, отстранение участника закупки от участия в конкурсе, аукционе (далее в настоящей части - отказ в допуске к участию в закупке) по основаниям, не предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или нарушение порядка вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, закрытом аукционе и (или) открытия доступа к таким заявкам, поданным в форме электронных документов, нарушение порядка рассмотрения и оценки таких заявок, окончательных предложений участников закупки, установленного конкурсной документацией, предусмотрена административная ответственность по ч. 2 ст.7.30 КоАП РФ.
3. В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно п.3 ст.96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
В ч.3 ст.70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Из изложенного следует, что в случае, если участник закупки выберет такой вид обеспечения контракта как внесение денежных средств на указанный заказчиком счет, то соответственно данные средства должны быть зачислены на указанный заказчиком счет, а участник должен представить при подписании проекта контракта платежное поручение, которое должно быть заполнено по общим правилам (гл. 5 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденного Банком России 19.06.2012 N 383-П, Приложение N 1 к Положению Банка России от 19.06.2012 N 383-П).
В п.21 "Информационная карта" документации об аукционе заказчик указал в соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Так, заказчик установил, следующие требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде перечисления денежных средств:
- денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения контракта, должны быть перечислены по реквизитам, установленным в пункте 21 настоящей документацией об аукционе;
- факт внесения денежных средств в обеспечение исполнения контракта подтверждается платежным поручением с отметкой банка об оплате (квитанцией в случае наличной формы оплаты, оригинальной выпиской из банка в случае, если перевод денежных средств осуществлялся при помощи системы "Банк-клиент");
денежные средства, вносимые в обеспечение исполнения контракта, должны быть зачислены по реквизитам счета заказчика, до заключения контракта. В противном случае обеспечение исполнения контракта в виде денежных средств считается не предоставленным.
Таким образом, заказчик в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе установил в документации об аукционе, что в случае, если участник выберет обеспечению исполнения контракта в виде перечисления денежных средств, то соответственно данные денежные средства должны быть зачислены на расчетный счет заказчика, а при подписании проекта контракта участник должен представить платежное поручение.
4. В соответствии с ч.1 ст.2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Так, согласно ч.2 ст.72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В силу ч.5 ст.161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.
Из изложенного следует, что заключение муниципальным казенным учреждением контракта и его оплата, может осуществляться только в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, то есть контракт может быть заключен после доведения до муниципального казенного учреждения лимитов.
В п.6.1 проекта муниципального контракта заказчик установил, что оплата по контракту производится заказчиком при условии поступления бюджетных средств в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год на лицевой счет заказчика, по согласованному графику освоения денежных средств.
Другими словами, оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до муниципального казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств в денежном объеме.
Таким образом, заказчик, установив данный порядок оплаты, не нарушил Закон о контрактной системе и не нарушил права участников размещения заказа.
В силу ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Центрстроймонтаж" признать обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях аукционной комиссии заказчика нарушение п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе
3. Заказчику в лице Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства" Новоуральского городского округа, его комиссии выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.ч. 2, 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии М.Г. Шумкова
А.С. Смирнов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 7 мая 2014 г. N 583-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2014