Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 марта 2014 г. N 385-з
Комиссия Свердловского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальник отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Литяевой О.В. - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Лебедевой С.В. - специалиста 1 разряда отдела закупок, члена Комиссии,
при участии представителей:
- Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил" (далее - ГБУЗ СО "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил") в лице Афанасьевой Ольги Юрьевны (доверенность Nб\н от 26.03.2014 г.), Зыковой Елены Михайловны (доверенность Nб\н от 26.03.2014 г.);
- ООО "Уралпромстрой-XXI" в лице Суховой Елены Анатольевны (доверенность N 104 от 26.03.2014 г.),
рассмотрев жалобу ООО "Уралпромстрой-XXI" (620075, г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 85-105) на действия (бездействие) заказчика в лице - ГБУЗ СО "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил" (622005, Свердловская обл., г.Нижний Тагил, ул. Сульфатная, д.4), его комиссии при проведении закупки в форме электронного аукциона на ремонт помещений административного блока (извещение N 0362300030814000024), в части наличия нарушений Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Свердловское УФАС России поступила жалоба ООО "Уралпромстрой-XXI" (вх. N01-4933 от 21.03.2014 г.) на действия (бездействие) заказчика в лице ГБУЗ СО "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил", его комиссии при размещении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на ремонт помещений административного блока (извещение N 0362300030814000024), соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной связи (уведомление N 3422 от 24.03.2014).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе, и в порядке, установленном Административным регламентом ФАС России (утв. Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498).
В своей жалобе заявитель ООО "Уралпромстрой-XXI" указал, что решение аукционной комиссии по проведению процедуры рассмотрения первых частей заявок не правомерным в связи со следующим:
-в документации Заказчика отсутствует указание на товарный знак, марку, наименование места происхождения товара, наименование производителя товара, а такие материалы как линолеум и плита не имеют конкретного товарного знака.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, пояснив, что при проведении закупки действовали в соответствии с законодательством о контрактной системе.
Проведя анализ всех представленных материалов, Комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам.
11 марта 2014 года на официальном сайте опубликовано извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0362300030814000024.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 507936,00 руб.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе на поставку товара должна содержать:
а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Заказчиком в п.3.2.1 информационной карты документации об электронном аукционе установлены следующим образом требования к содержанию первых частей заявок:
- согласие участника выполнить работы по капитальному ремонту помещений административного блока;
- технические характеристики и потребительские свойства используемых при ремонтных работах материалов.
Таким образом, требование к составу первой части заявки не установлены в соответствии с требованиями установленными законодательством, а именно п.2 ч.1 ст.64,ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2. ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Заказчиком в п. 1.7.1 информационной карты документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования согласно ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, но выполнение работ по ремонту помещений административного блока не относится к отдельным видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчик не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее по тексту - Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - цена контракта).
За ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 5 Правил).
Однако, в нарушение ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе, в разделе 5 "Ответственность сторон" проекта контракта ответственность заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту не установлена, а также отсутствует возможность указания фиксированной суммы штрафа.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе).
За ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы - 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (пп. "а" п. 4 Правил).
В проекте контракта в разделе 5, в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе, не предусмотрена ответственность исполнителя, а также отсутствует возможность указания фиксированной суммы штрафа.
Согласно с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании вышеизложенного, п.8 проекта контракта, не соответствует ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе, так как информация о сроке возврата об обеспечении исполнения контракта отсутствует.
За утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме от 21.03.2014 г. поступило три заявки. Заявка ООО "Уралпромстрой-XXI" была отклонена на основании п.1 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе, то есть не соответствует требованиям документации об электронном аукционе: не предоставлена информация, предусмотренная п.2 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе (не указаны конкретные показатели используемого товара (плитка, линолеум), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара).
Заказчик в приложении N1 к документации об открытом аукционе установил технические характеристики:
Плитки керамические должны быть одноцветные с красителем, квадратные или прямоугольные, на лицевой поверхности плиток не допускаются дефекты. На лицевой поверхности плиток не допускаются видимые с расстояния до 1-м плешины, пятна, мушки, волнистость глазури, смещение и разрыв декора, засорка. наколы, выплавки (выгорки), пузыри, прыщи, сухость глазури, неравномерность окраски глазури, нечеткость рисунка, недожог красок. Разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) не должна быть более 0,5 мм. На монтажной поверхности плиток должны быть рифления. Ширина шва при монтаже должна быть от 2 до 5 мм. Расцветка в соответствии с колористическим решением должна согласовываться с Заказчиком.
В заявке ООО "Уралпромстрой-XXI" содержится следующая информация:
Плитки керамические одноцветные с красителем, прямоугольные, на лицевой поверхности плиток не допускаются дефекты. На лицевой поверхности плиток нет видимые с расстояния 1-м плешины, пятна, мушки, волнистость глазури, смещение и разрыв декора, засорка. наколы, выплавки (выгорки), пузыри, прыщи, сухость глазури, неравномерность окраски глазури, нечеткость рисунка, недожог красок. Разность между наибольшим и наименьшим значениями толщины одной плитки (разнотолщинность) 0,5 мм. На монтажной поверхности плиток есть рифления. Ширина шва при монтаже в диапазоне от 2 до 5 мм. Расцветка в соответствии с колористическим решением согласовыватся с Заказчиком.
Аналогично указаны показатели к товару линолеум. Необходимо было указать конкретные показатели, а не диапазон.
В документации об электронном аукционе, а именно п.3.2.2.1.2 содержит требования к составу первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в графах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" Формы 2 "СВЕДЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ, ТЕХНИЧЕСКИХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА (ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ), РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ ЭЛЕКТРОННОМ АУКЦИОНЕ" части IV "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА", и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя.
Также приложение N2 документации об электронном аукционе содержит рекомендуемую форму указания участником проведения закупки товарного знака, товара, предлагаемого к использованию при выполнении работ и конкретные показатели товара, соответствующих значениям эквивалентности.
Таким образом, в документации Заказчика содержится указание на товарный знак, марку, наименование места происхождения товара, наименование производителя товара при наличии у товара таковых согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
-непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Таким образом, аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Уралпромстрой-XXI".
Комиссией Свердловского УФАС России проведена внеплановая проверка и сделаны следующие выводы:
согласно ст. 1516 Гражданского кодекса РФ:
Наименование места происхождения товара
1. Наименованием места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, является обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. На использование этого наименования может быть признано исключительное право (статьи 1229 и 1519) производителей такого товара.
Положения настоящего пункта соответственно применяются к обозначению, которое позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта и, хотя не содержит наименования этого объекта, стало известным в результате использования данного обозначения в отношении товара, особые свойства которого отвечают требованиям, указанным в абзаце первом настоящего пункта.
2. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
В связи с вышеуказанным, все заявки участников данного аукциона должны быть отклонены по первым частям заявок, так как в нарушение ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе не указано место происхождения товара или наименование производителя. Указание в заявке на страну производителя не является местом происхождения товара или наименованием производителя.
Таким образом, в нарушение п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия не правомерно признала допущенные две заявки соответствующими требованиям документации и Закону о контрактной системе.
За признание заявки на участие в конкурсе надлежащей, соответствующей требованиям конкурсной документации, признание заявки на участие в аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, в случае, если участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в закупке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет административную ответственность по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом ФАС России, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Свердловского УФАС России по контролю в сфере закупок.
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "Уралпромстрой-XXI" признать необоснованной.
2. В действиях Заказчика в лице ГБУЗ СО "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил", его аукционной комиссии выявлены нарушения по п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.66, ч.2 ст.31, ч4,5 ст.34, ч.27 ст.34, п.1 ч.6 ст.69 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лице ГБУЗ СО "Городская инфекционная больница город Нижний Тагил", его аукционной комиссии, выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях по ч. 2, ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.В. Литяева
С.В. Лебедева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 27 марта 2014 г. N 385-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014