Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 апреля 2014 г. N 531-З
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
Быковой Е.В. - начальника отдела контроля закупок, Председателя Комиссии;
Песковой О.А. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок, члена комиссии;
Мурашко Е.Н. - специалиста первого разряда отдела контроля закупок, члена Комиссии,
При участии представителей:
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" Позднякова Андрея Юрьевича (доверенность N б/н от 17.03.2014);
ООО МТ "ЭкаДез": Мялик Людмилы Алексеевны (протокол N3 от 03.02.2013), Михайловой Юлии Александровны (доверенность N1 от 09.01.2013);
ООО "РиЛиДез" Моисеева Максима Викторовича (доверенность N03/03/14 от 05.02.2014),
рассмотрев жалобу ООО МТ "ЭкаДез" (620089, Свердловская обл., г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, 12-8) о нарушении допущенном заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" (624440, Свердловская обл, Краснотурьинск г, ул. Чкалова, 20) при размещении заказа путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (0362200062714000110), в части наличия нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО МТ "ЭкаДез" (вх.N 01-7131 от 22.04.2014) о нарушении допущенном заказчиком в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" при размещении заказа путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (0362200062714000110).
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.106 Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представители заявителя поддержали доводы жалобы и пояснили, что в п.2 и п.3 технического задания заказчик установил характеристики товара, которые в своей совокупности определяют конкретный товар определенного производителя.
Представители Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" и ООО "РиЛиДез" с доводами жалобы не согласились и просили признать жалобу необоснованной.
Рассмотрев доводы сторон и ознакомившись с материалами дела, комиссия Свердловского УФАС России пришла к следующим выводам:
09.04.2014 заказчик в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" разместил на официальном сайте в сети "Интернет" заказ путем проведения электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (0362200062714000110).
Начальная (максимальная) цена контракта: 499 614,66 рублей.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, в силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В разделе 6 "Технические характеристики" документации об аукционе заказчик установил наименование и описание объекта закупки, при этом указав показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям, а также заказчик установил максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, и значения показателей, которые не могут изменяться.
Так в пунктах 1, 2 и 3 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе заказчик установил следующие требования к товару:
1 |
Готовое к применению средство для дезинфекции, стерилизации изделий медицинского назначения, ДВУ эндоскопов . (или эквивалент) |
Средство на основе перекисных соединений с содержанием надуксусной кислоты, готовое к применению или базовый раствор с активатором (не должно требоваться разбавление водой). Средство должно быть предназначено для: стерилизации жестких и гибких эндоскопов и инструментов к ним, для дезинфекции высокого уровня (ДВУ) эндоскопов в лечебно-профилактических учреждениях. Средство должно обладать активностью в отношении бактерий, включая микобактерии туберкулеза, вирусов, грибов, спор. Средство должно иметь рекомендации производителей эндоскопов "Olympus" (Япония) на совместимость с материалами эндоскопов. Требование обусловлено наличием в ЛПУ эндоскопов указанных марок находящихся на гарантийном обслуживании. Режим стерилизации готовым раствором - экспозиция не более 30 минут, ДВУ - экспозиция не более 5 минут, дезинфекция - экспозиция не более 10 минут. Срок годности рабочего раствора: не менее 7 суток. Остаточный срок годности средства на момент поставки должен быть не менее 8 месяцев в невскрытой упаковке производителя. Количество канистр указанное в ТЗ указано из расчета наполнения емкости 5 литров на срок многократного использования 21 день. Для контроля спороцидной концентрации должны прилагаться тест-полоски для экспресс-контроля из расчета не менее 6 тест-полосок на 1 день работы раствора в одной емкости. В случае предоставления продукции с большим или меньшим сроком годности рабочего раствора, большим или меньшим объемом фасовки, участник самостоятельно делает перерасчет количества поставляемого средства в соответствии с заявленными требованиями. Упаковка: канистра или флакон не менее 1 литра и не более 5 литров. |
2 |
Дезинфицирующее средство в виде концентрата для дезинфекции, предстерилизационной очистки, стерилизации. В комплекте с индикаторными полосками (или эквивалент)
|
Состав: смесь ЧАС, третичных аминов и гуанидинов; pH 1% водного раствора средства в пределах 7,0-10,0. Свойства: жидкий концентрат, сохраняет свои свойства после замерзания и последующего оттаивания, обладает моющими и дезодорирующими свойствами. Средство не должно содержать активного хлора, альдегидов, производных фенола, перекисных соединений, спиртов. средство должно обладать утвержденными режимами дезинфекции; - выход рабочего раствора из одного литра средства для дезинфекции поверхностей в отношении вирусов должен составлять не менее 1000 л при времени обеззараживания не более 15 минут; - средство должно обладать утвержденными режимами дезинфекции различных объектов при анаэробных инфекциях, при особо опасных инфекциях, в том числе в отношении спор сибирской язвы. Срок годности: в невскрытой упаковке производителя не менее 3 лет, рабочих растворов не менее 28 суток. Наличие индикаторных полосок химических для определения концентрации рабочих растворов (на основании п.1.2 раздела II СанПин 2.1.3.2630-10) из расчета не менее 10 тест-полосок на 1 л концентрата. На момент поставки товара срок годности должен быть не менее 80% от срока, указанного производителем. Фасовка: флакон вместимостью не менее 1,0 л и не более 2 литров. Показатели режима обработки, обозначенные цифровыми критериями определяют экономическую целесообразность препарата и являются обязательным критерием для предлагаемых участником размещения заказа средств. В случае если в предлагаемом средстве режимы обработки и выход рабочего раствора не совпадают с заявленными, участник самостоятельно определяет количество поставляемого средства в пересчете количества на требуемый режим обработки. |
3 |
Средство для стирки и дезинфекции белья |
Эквивалентом является товар со следующими техническими характеристиками: Потребительские свойства: Средство должно быть предназначено для применения в лечебно-профилактических учреждениях для дезинфекции больничного белья, в том числе загрязненного кровью и другими биологическими субстратами, из хлопчатобумажных тканей и синтетических волокон, при температуре не менее 30 -65 С. Средство должно применяться для одновременной стирки, дезинфекции и отбеливания больничного белья как ручным, так и механизированным способом. Время дезинфекции белья не более 20 минут. Действующее вещество средства перкарбонат натрия в сочетании с добавками улучшающими моющие свойства. Требования к качеству и безопасности Средство должно обладать бактерицидным (включая возбудителей туберкулеза и анаэробных инфекций), вирулицидным , а также спороцидным действием. Класс опасности: По параметрам острой токсичности по ГОСТ 12.1.007-76 средство должно относится к 4 классу малоопасных веществ при нанесении на кожу, при ингаляционном воздействии в насыщенных концентрациях (согласно классификации ингаляционной опасности по степени летучести) средство относится к 4 классу опасности. При введении в брюшную полость относится к 4 классу мало токсичных веществ (по классификации К.К. Сидорова). Средство не должно обладать кожно-резорбтивным и сенсибилизирующим действием. Средство не должно содержать фосфаты и хлорсодержащие соединения. Должно быть безопасным для всех видов тканей и материалов стиральных машин. Выход рабочего раствора : при одновременной дезинфекции и стирки 5 кг сухого белья используется не более 165 гр средства Срок годности средства не менее 1 года. Остаточный срок годности на момент поставки - не менее 70% от срока годности, установленного производителем. Фасовка не более 15 кг. |
Согласно представленным инструкциям на дезинфицирующие средства, комиссией Свердловского УФАС России было установлено, что под определенные заказчиком требования в пункте 1 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе подходит как минимум два средства: "Аниоксид 1000" производства "Лаборатория АНИОС" и "Клиндезин Окси" производства "Metrex Research Corporation".
В пункте 2 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе заказчик указал требование к минимальному показателю выхода рабочего раствора при дезинфекции поверхностей по вирусному режиму равному не менее 1000 литров при времени экспозиции не более 15 минут, а также указал, что средство должно обладать утвержденными режимами дезинфекции различных объектов при анаэробных инфекциях, при особо опасных инфекциях, в том числе в отношении спор сибирской язвы.
Рассмотрев представленные инструкции и заслушав доводы сторон комиссия Свердловского УФАС России приходит к выводу, что под определенные заказчиком требования полностью подходит только одно средство - "Квартет" производителя ООО "Септа".
Так как, под установленные требования в пункте 2 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе могло бы подходить:
средство "САТ-22" производителя ООО "Сателлит", но у него отсутствует эффективность в отношении особо опасных инфекций, в том числе в отношении спор сибирской язвы;
средство "ОДС-17" производителя ООО "Сателлит", однако у него также отсутствует эффективность в отношении особо опасных инфекций, в том числе в отношении спор сибирской язвы;
средство "Экон-Дез", но у него не соответствует показатель выхода рабочего раствора к времени экспозиции, при дезинфекции поверхностей по вирусному режиму;
средство "Славянка", однако у него также не соответствует показатель выхода рабочего раствора к времени экспозиции, при дезинфекции поверхностей по вирусному режиму.
В пункте 3 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе заказчик установил определяющие требования: к 4 классу опасности при введении в брюшную полость (по классификации К.К. Сидорова), к действующему веществу средства - перкарбонат натрия и к отсутствию в составе средства фосфатов.
На основании представленных инструкций, комиссией Свердловского УФАС России был сделан вывод, что:
средство "Кловин II Септон" не соответствует требованиям заказчика по действующему веществу, а именно у "Кловин II Септон" действующим веществом является тетрагидрат пербората натрия, а не перкарбонат натрия;
средство "Стера СанКей" производителя ООО "Стерасепт" не соответствует требованиям заказчика по наличию в его составе фосфатов;
средство "Оксигран" производителя ООО "НПФ "Геникс" не соответствует требованиям заказчика по классу опасности средства при введении в брюшную полость (по классификации К.К. Сидорова);
информация по иным средствам, которые могли бы соответствовать требованиям заказчика, комиссии Свердловского УФАС России не была представлена.
Из изложенного следует, что заказчик в нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установил в пунктах 2 и 3 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе требования к товару, которые в своей совокупности влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако, заказчик в нарушение ч.4 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе установил в п.6.3 проекта государственного контракта право, а не обязанность на взыскание с поставщика пеней и штрафов.
Согласно ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 4.1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере трех тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.106, ч.1 ст.112 Закон о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО МТ "ЭкаДез" признать обоснованной в части установления заказчиком в пунктах 2 и 3 раздела 6 "Технические характеристики" документации об аукционе требований к товару, которые в своей совокупности влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2. В действиях заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1" признать нарушение п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.1 ст.33, ч.4 и ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Свердловской области "Краснотурьинская городская больница N 1", его аукционной комиссии и оператору торговой площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС, уполномоченному осуществлять производство по делам об административных правонарушениях по ч.4.1, ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Е.В. Быкова
Члены Комиссии О.А. Пескова
Е.Н. Мурашко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 апреля 2014 г. N 531-З
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014