Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 13 мая 2014 г. N 101
Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок, в составе:
Председатель Комиссии: |
- Н.А. Акжитова |
- руководитель Смоленского УФАС России; |
Заместитель председателя Комиссии: |
- В.П. Епейкин |
- начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
Члены Комиссии: |
- Н.А. Шурыгина
- М.А. Ковыльченкова
|
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Смоленского УФАС России; |
при участии представителей:
от муниципального заказчика:
|
- М.В. Шалупиной
|
- представителя Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области (доверенность от 12.05.2014 N609); |
ООО "ЧОО "Ночной дозор" было уведомлено надлежащим образом, на заседание Комиссии представители заявителя не явились;
в целях осуществления возложенных на Комиссию Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) (приказ Смоленского УФАС России от 09.01.2014 N 01) функций по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки во исполнение положений ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев поступившую в адрес Смоленского УФАС России жалобу ООО "ЧОО "Ночной дозор" на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на охрану имущества при помощи пульта централизованной охраны (извещение N 0163300036614000005)
УСТАНОВИЛА:
В жалобе ООО "ЧОО "Ночной дозор" (далее также - заявитель, Общество), озвученной в ходе заседания Комиссии Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок членом Комиссии Н.А. Шурыгиной указано на нарушение муниципальным заказчиком законодательства о контрактной системе.
ООО "ЧОО "Ночной дозор" в установленном законом порядке было признано победителем вышеуказанного запроса котировок.
18.04.2014 г. заказчиком опубликован протокол отказа от заключения муниципального контракта с Обществом, при этом в качестве обоснования было указано на отсутствие у Общества разрешения на использование огнестрельного оружия.
Как указано в жалобе, сотрудники ООО "ЧОО "Ночной дозор" имеют свидетельства о присвоении квалификации частного охранника не ниже 5,6 разрядов, что позволяет им в соответствии с действующим законодательством нести службу с огнестрельным оружием ограниченного поражения.
Таким образом, по мнению заявителя, отказ от заключения контракта является неправомерным и нарушает права и интересы ООО "ЧОО Ночной дозор".
Общество в жалобе просит Комиссию обязать заказчика устранить указанное нарушение законодательства о контрактной системе путем заключения муниципального контракта с ООО "ЧОО "Ночной дозор" как с победителем запроса котировок.
Представитель муниципального заказчика с доводами жалобы не согласился и указал, что ООО "ЧОО "Ночной дозор" не соответствует требованиям проводимого запроса котировок, а именно к организации и обеспечению централизованной охраны объектов и обособленных помещений заказчика с помощью технических средств охраны, подключенных к системам передачи извещений исполнителя, с выездом групп задержания, оснащенных специальными средствами и огнестрельным автоматическим оружием по сигналу "Тревога", поступившему на пульт централизованного наблюдения "Исполнителя", поскольку ООО "ЧОО "Ночной дозор" не имеет разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему в соответствии с ответом ЦЛРР УМВД России по Смоленской области от 10.04.2014 N47/474 на запрос заказчика от 09.04.2014 N461.
В связи с изложенным, представитель заказчика считает отказ от заключения контракта с Обществом правомерным и просит Комиссию Смоленского УФАС России отказать в удовлетворении жалобы Общества.
В ходе рассмотрения жалобы ООО "ЧОО "Ночной дозор" и проведенной в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссией Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок установлено следующее.
Извещение о проведении запроса котировок на охрану имущества при помощи пульта централизованной охраны размещено 25.03.2014 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальна) цена контракта - 117266 руб. 67 коп.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок от 02.04.2014 на участие в запросе котировок подано 2 заявки - Гагаринского ОВО - филиала ФГКУ УВО УМВД России по Смоленской области и ООО "ЧОО "Ночной дозор".
Согласно указанному протоколу, котировочные заявки указанных участников признаны Единой комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, ООО "ЧОО "Ночной дозор" признано победителем запроса котировок.
21.04.2014 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru заказчиком опубликован протокол отказа от заключения муниципального контракта от 18.04.2014 с ООО "ЧОО "Ночной дозор" в связи с отсутствием у Общества разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему в соответствии с письмом ЦЛРР УМВД России по Смоленской области от 10.04.2014 N47/474.
Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов, изложенных в жалобе Общества и о неправомерности отказа в заключении муниципального контракта с ООО "ЧОО "Ночной дозор" исходя из следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в п. 1 - 6 ст. 42 данного закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в п. 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 данного закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со ст. 31 данного закона.
При этом, п. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе предусмотрено указание в извещении об осуществлении закупки краткого изложения условий контракта, содержащего наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 данного закона.
В соответствии с извещением о проведении запроса котировок предметом контракта является охрана имущества при помощи пульта централизованной охраны. При этом в техническом задании на охрану через пульт централизованной охраны имущества, принадлежащего Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, являющемся приложением к извещению определены характеристики требуемых заказчику услуг (их описание): организация и обеспечение централизованной охраны объектов и обособленных помещений "Заказчика" с помощью технических средств охраны, подключенных к системам передачи извещений "Исполнителя", с выездом групп задержания, оснащенных специальными средствами и огнестрельным автоматическим оружием по сигналу "Тревога", поступившему на пульт централизованной наблюдения "Исполнителя".
В соответствии ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1 и 2 данной статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В частности, согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки предусмотрена обязанность установления заказчиком такого требования к участникам закупки как соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в извещении о проведении запроса котировок только продублирован текст п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, но при этом никаких требований к участникам заказчиком не установлено.
Основанием для отказа в заключении муниципального контракта с ООО "ЧОО "Ночной дозор" послужила информация ЦЛРР УМВД России по Смоленской области (письмо от 10.04.2014 N47/474), предоставленная на запрос заказчика от 09.04.2014 N461, в соответствии с которой Общество не имеет разрешения на хранение и использование служебного оружия и патронов к нему.
Положениями Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1), Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" определены требования и условия осуществления частной детективной и охранной деятельности (далее - Постановление Правительства РФ N587).
Законом N 2487-1 предусмотрено применение в ходе осуществления частной охранной деятельности огнестрельного оружия, при этом Постановлением Правительства РФ N587 определены виды, типы, модели, количество огнестрельного оружия и патронов к нему, порядок их приобретения и хранения (ст. 16 Закона N 2487-1).
В тоже время, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N587 в перечень видов вооружения охранников не входит автоматическое огнестрельное оружие, на наличие которого указано в техническом задании на охрану имущества через пульт централизованной охраны принадлежащего Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, являющемся приложением к извещению.
Правилами приобретения, учета, хранения и ношения специальных средств, приобретения и ношения специального оружия и патронов к нему, применяемых в ходе осуществления частной охранной деятельности (Приложение N 13 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, предусмотрено, что огнестрельное оружие и патроны к нему выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника и соответствующее разрешение на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, при исполнении служебных обязанностей (п. 12 Правил).
Исходя из того, что заказчиком направлялся запрос о наличии разрешения на использование огнестрельного автоматического оружия у ООО "ЧОО "Ночной дозор", не предусмотренного к применению в частной детективной и охранной деятельности в соответствии с Законом N 2487-1, Постановлением Правительства РФ N587, а также учитывая то, что заказчиком не предоставлено доказательств несоответствия Общества требованиям ст. 31 Закона о контрактной системе, в том числе доказательств, свидетельствующих о невозможности оказания Обществом услуг по охране в соответствии с требованиями вышеуказанных правовых актов, отказ в заключении контракта с ООО "ЧОО "Ночной дозор", по мнению Комиссии Смоленского УФАС России является неправомерным.
Учитывая изложенное, заказчик, неправомерно отказавшись от заключения муниципального контракта с победителем запроса котировок, нарушил ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о нарушении в действиях муниципального заказчика п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о размещении заказов в связи с нижеследующим.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
По мнению Комиссии, включение заказчиком в описание объекта закупки требования об оснащении исполнителя услуг огнестрельным автоматическим оружием, наличие которого не предусмотрено к применению в частной детективной и охранной деятельности в соответствии с Законом N 2487-1, Постановлением Правительства РФ N587 нарушает требование п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку такое требование может повлечь за собой ограничение количества участников закупки и не должно, в связи с этим быть включено в описание объекта закупки.
Комиссией также установлено, что протоколом от 21.04.2014 в связи с отказом от заключения контракта с ООО "ЧОО "Ночной дозор" котировочной комиссией в соответствии с ч. 9 ст. 78 Закона о контрактной системе запрос котировок признан несостоявшимся и заказчиком муниципальный контракт заключен 30.04.2014 на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе с Гагаринским ОВО - филиалом ФГКУ УВО УМВД России по Смоленской области как с единственным исполнителем.
Частью 1 ст. 79 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 данного закона в случаях, если запрос котировок признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным:
1) ч. 6 ст. 77 данного закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в запросе котировок подана только одна заявка. При этом такая заявка признана соответствующей требованиям закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок;
2) ч. 9 ст. 78 данного закона в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в запросе котировок только одна такая заявка признана соответствующей требованиям закона и требованиям, указанным в извещении о проведении запроса котировок.
При этом, положениями Закона о контрактной системе не предусмотрено признание несостоявшимся запроса котировок вследствие отказа заказчика от заключения контракта, также как и заключение контракта с участником запроса котировок, предложившим такую же, как и победитель запроса котировок, цену контракта, или при отсутствии этого участника с участником запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшее условие по цене контракта, следующее после предложенного победителем запроса котировок условия. Заключение контракта с таким участником возможно, согласно ч. 12 ст. 78 Закона о контрактной системе только при уклонении победителя от заключения контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия Смоленского УФАС России пришла к выводу о неправомерности заключения заказчиком муниципального контракта с Гагаринским ОВО - филиалом ФГКУ УВО УМВД России по Смоленской области на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, в связи в чем в действиях заказчика содержится нарушение указанной правовой нормы.
Изучив все материалы по жалобе, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе Комиссия Смоленского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЧОО "Ночной дозор" на действия муниципального заказчика - Администрации муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области при проведении запроса котировок на охрану имущества при помощи пульта централизованной охраны (извещение N 0163300036614000005) обоснованной.
2. Признать в действиях муниципального заказчика п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 9 ст. 31, п. 25 ч.1 ст. 93 Закона о контактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку муниципальный контракт заключен и в силу вступили гражданско-правовые отношения.
4. Передать материалы настоящего дела соответствующему должностному лицу Смоленского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: |
______________ |
Н.А. Акжитова |
Заместитель председателя Комиссии: |
______________ |
В.П. Епейкин |
Члены Комиссии: |
______________
________________ |
Н.А. Шурыгина
М.А. Ковыльченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Смоленской области от 13 мая 2014 г. N 101
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2014