Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 мая 2014 г. N РЗ-83/14
Резолютивная часть решения оглашена "13" мая 2014 г.
В полном объеме решение изготовлено "16" мая 2015 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Тамбовское УФАС России) в составе:
председатель - врио руководителя Мазаева С.В.,
члены:
заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Колодина Н.Н.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Харитонова К.Г.,
в присутствии <_>,
рассмотрев жалобу ООО "Глосна" (ранее и далее - Заявитель) на действия ФГОУ ВПО "Тамбовский государственный технический университет" (ранее и далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0364100005614000015 и проведя в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик 18.04.2014 опубликовал на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" http://www.sberbank-ast.ru извещение N0364100005614000015 о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по текущему ремонту зданий и сооружений Тамбовского государственного технического университета (далее - Аукцион).
ООО "Глосна", ознакомившись с документацией об аукционе, посчитало, что ряд ее положений не соответствуют Закону о контрактной системе и по этому основанию обратилось с жалобой в антимонопольной орган.
Одним из участников закупки стало ООО "Звезда-2", которому решением аукционной комиссии было отказано в допуске к участию в аукционе (заявка N8). Данное Общество участвовало в рассмотрении жалобы в качестве заинтересованного лица. Представитель ООО "Звезда-2" пояснил, что считает незаконным решение аукционной комиссии об отклонении заявки ООО "Звезда-2" и просит Комиссию Тамбовского УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки проанализировать действия аукционной комиссии Заказчика по отклонению первой части заявки N8 от участия в аукционе.
Заказчик в ходе заседания доводы жалобы отклонил, претензии заинтересованного лица не признал.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев жалобу, возражения на нее и материалы аукциона, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
ООО "Глосна" в своей жалобе указывает, что ряд положений технического задания документации об аукционе носит противоречивый и неясный характер:
1) в п.1 технического задания предусмотрено представление диапазонных характеристик показателей размеров досок, что невыполнимо;
2) Заказчик допускает применение бетона с крупностью 40 мм, что может привести к хрупкости изделия;
3) в п.12 технического задания установлены требования к марке и виду щебня, противоречащие друг другу;
4) требования к радионуклидности кирпича и классу пожарной опасности листа ГКЛ не соответствуют ГОСТам.
Данные доводы жалобы Комиссия Тамбовского УФАС России считает необоснованными ввиду следующего.
1. Указание на необходимость применения при выполнении работ досок с диапазонным значением размеров объясняется объективными потребностями Заказчика, поскольку, как правило, при производстве работ необходимы пиломатериалы различных размеров. В данном случае, диапазонные значения размеров выделены курсивом, что в соответствии с инструкцией предполагало представление по этим характеристикам диапазонных значений.
Требование документации об аукционе об указании диапазона возможных длин досок является ясным, не создающим трудности при заполнении заявки.
В жалобе ООО "Глосна" ссылается на инструкцию, что указывает на понимание Обществом, что предложение в заявке будет соответствовать требованиям документации, указанное в диапазоне. То обстоятельство, что заявитель жалобы не понял, в каких целях заказчик требует представления диапазонных значений по данным позициям, не свидетельствует о несоответствии документации требованиям закона и не препятствовало правильному оформлению заявки. Общество, при наличии неясности по вопросу целесообразности указания заказчиком требований к размерам пиломатериалов, имело возможность устранить ее путем подачи запроса разъяснений документации об аукционе.
Также Комиссия отмечает, что Заказчиком по данным характеристикам давались разъяснения положений документации об аукционе, подтверждающие необходимость указания в заявке размера досок в диапазоне и помогающие участникам закупки сформировать предложение в заявке.
2. Довод ООО "Глосна" о ненадлежащем качестве бетона с применением щебня 40 мм не обоснован и не доказан. Заявитель жалобы не приложил ни одного доказательства недопустимости данного вида бетона.
ГОСТ 26633-2012 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" не исключает возможность изготовления бетона с применением крупного наполнителя с максимальной крупностью 40 мм.
Кроме того, Заявитель не обосновал, чем данное требование ограничивает его права, тем более, Заказчик в техническом задании установил требование к максимальной крупности наполнителя таким образом, что участник закупки мог предложить и изделия из бетона с максимальной крупностью наполнителя 10, 20 или 40 мм, что обеспечивает для него больше возможности.
Также необоснованным Комиссия Тамбовского УФАС России признает и довод Общества о противоречивости требований к виду и маркам щебня.
Так, в п.12 технического задания установлено: "В качестве крупного заполнителя должен быть использован щебень 1-4 группы из осадочных, метаморфических или интрузивных изверженных пород. Марка крупного заполнителя: не ниже 300 (потеря массы при испытании щебня в сухом и насыщенном водой состояниях, %: не более 38)".
Заявитель, обосновывая свое несогласие с данными требованиями Заказчика указывает, что они вводят его в заблуждение, т.к., например, у изверженных пород отсутствует марка 300.
Данный довод Заявителя Комиссией Тамбовского УФАС России отклоняется ввиду следующего.
Согласно ГОСТ 8267-93 у щебня в зависимости от вида пород различаются предельные значения твердости и минимальные значения марки.
Так, у щебня из осадочных и метаморфических пород минимальной является марка 200 из интрузивных изверженных пород - 600.
При этом, потеря массы при испытании щебня из осадочных и метаморфических пород для марки 300 будет 24-38%, у щебня из интрузивных пород марки 600 - 15-34%.
Таким образом, требования Заказчика согласуются с ГОСТ и не вводят участников закупки в заблуждение, а, напротив, дают возможность поставить любой из описанных щебней.
То обстоятельство, что щебень из интрузивных пород не имеет марки 300, не препятствовало составлению заявки, поскольку участник вправе был предложить щебень более высокой марки.
Текст жалобы также подтверждает, что ООО "Глосна" имело представление о том, какое предложение будет соответствовать требованиям Заказчика, что представителем Общества не опровергалось на заседании комиссии.
3. Отклоняются доводы ООО "Глосна" о противоречии требований Заказчика специальным ГОСТам.
Как указывалось выше, Заказчик при установлении требований к товарам обязан руководствоваться своими объективными потребностями. Обязанность учитывать требования ГОСТов законодательно не закреплена.
ООО "Глосна" в жалобе указывает, что не будет соответствовать ГОСТу кирпич 2 класса удельной эффективности естественных радионуклидов, т.е. с активностью свыше 370 до 740 Бк/кг.
Заказчик пояснил, что допустимость применения кирпича второго класса Аэфф обосновывается его применением в нежилых помещениях (т.е. кирпич не будет оказывать влияние на безопасность жизни и здоровью граждан, т.е. исполнение ГОСТ 530-2012 в данной части не обязательно).
Кроме того, Общество не представило доказательств, чем указанное требование Заказчика мешает ему составить заявку на участие в закупке и (или) ограничивает его участие в закупке.
Заказчик в документации об аукционе указал на возможность предложить и кирпич 1 класса удельной эффективности естественных радионуклидов, т.е. если ООО "Глосна" имело сомнения относительно правомерности предложения кирпича 2 класса, то ничто не мешало ему предложить кирпич 1 класса.
Аналогично ситуация складывается по материалу "гипсокартонный лист".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в своей жалобе Заявитель не обосновал, как требованиями документации об аукционе Заказчик затруднил для него подготовку заявки.
Напротив, из жалобы Общества ясно усматривается, что по всем заявленным позициям Общество знало, какие предложения будут соответствовать потребностям Заказчика и в каком виде они должны быть указаны в заявке на участие в аукционе.
На основании изложенного Комиссия считает жалобу общества необоснованной.
Комиссия Тамбовского УФАС России также отмечает, что с обращениями за разъяснениями положений документации об аукционе Заявитель жалобы не обращался, а сама жалоба была подана 5 мая 2014 года в 11-00, т.е. за несколько часов до окончания подачи (5 мая 16 часов).
4. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Тамбовского УФАС России изучила доводы ООО "Звезда-2" о неправомерности отклонения его заявки и установила следующее.
В требованиях к применяемым материалам документации об аукционе установлено, что "оконный блок должен соответствовать требованиям пожарной безопасности по классам: горючести - не ниже Г3, группа воспламеняемости - не ниже - В3".
Довод ООО "Звезда-2", что ГОСТ 30244-94 не может распространяться на блок оконный и нормативные акты в данном случае не предусматривают измерения пожарной опасности оконных блоков, отклоняется. Общество требования документации об аукционе по этой позиции своевременно не оспорило, в заявке предложения на них представило.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 07.05.2014 ООО "Звезда-2" отказано в допуске к участию в аукционе по основанию: "недостоверные сведения по группе горючести. В заявке указано "группа горючести Г2". Согласно сведениям производителя профиль "Wintech Thermotech" имеет группу горючести Г3".
ООО "Звезда-2" утверждает, что независимо от степени горючести профиля Wintech Thermotech общество обеспечит поставку оконных блоков со степенью горючести Г2.
Комиссия Тамбовского УФАС России отклоняет данный довод Заявителя.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Подпунктом "б" п.3 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
В данном случае, по спорному пункту N4 в заявке ООО "Звезда-2" указано: "Оконные блоки. Будут выполнены из ПВХ профилей "Wintech Thermotech 750". Производитель: ООО "Винтек Пластик" (Московская обл., Серпуховский р-н, д. Васильевское). Вид отделки лицевых поверхностей: изделия белого цвета, окрашенные в массе. Характеристики профиля: - толщина: 70 мм с возможностью устанавливать стеклопакеты: до 42 мм; - количество камер в профиле: 5. Конструкция изделия будут предусматривать проветривание помещений при помощи створок с поворотно-откидным регулируемым открыванием. Для регулирования влажности воздуха в помещении и предотвращения выпадения конденсата в изделиях будет предусмотрена система самовентиляции с помощью внутрипрофильных каналов, встроенных в оконные блоки регулируемых климатическими клапанами. Изделия будут рассчитаны на эксплуатационные нагрузки, включая ветровую нагрузку. Стеклопакет. Производитель: ООО "Алмаз-Пласт" (Тамбовская обл., Тамбовский р-н, пос. Строитель). СПД толщиной 40 мм. Будет соответствовать ГОСТам, регулирующим требования к данному виду изделий. Толщина стекол, мм: 4. Межстекольное расстояние 14 мм. Не будет оптических искажений стеклопакетов. Камеры стеклопакетов будет заполнены: инертным газом (аргон - Аr). Оконный блок будет соответствовать требованиям пожарной безопасности по классам: группа горючести - Г2, группа воспламеняемости - В2. Устройства, обеспечивающие откидывание (открывание) и закрывание створки, а также ее фиксацию в закрытом положении будет соответствовать требованиям к характеристикам, предусмотренным ГОСТ 30777-2001. Производитель: компания "ACCADO" (Турция). Срок службы: не менее 20000 циклов открывания-закрывания (согласно ГОСТ 30777-2001). Лицевые поверхности деталей изделия будут иметь защитно-декоративное металлическое покрытие. Будет предусмотрено наличие блокиратора ошибочного открывания. Толщина защитно-декоративных покрытий: не менее 15 мкм (согласно ГОСТ 30777-2001). Лакокрасочные покрытия будут иметь прочность сцепления (адгезию) с отделываемой поверхностью: 1 балл по методу решетчатых надрезов".
Таким образом, в заявке N8 содержатся сведения, что производителем профиля будет именно ООО "Винтек Пластик". Профили данного общества, согласно представленным сертификатам никогда не были выше класса горючести Г3 (в сертификате от 2008 года) или Г4 (в сертификате от 2013 года), из чего следует, что оконные блоки не могут быть большего класса горючести.
Кроме того, как обоснованно отмечает Заказчик в возражениях на жалобу, согласно таблице 1 указанного ГОСТ материалы делятся по группам горючести в зависимости в т.ч. от продолжительности самостоятельного горения.
Оконный блок состоит из пвх профиля, стеклопакета, шпатиков, уплотнителей и устройств поворотно-откидных.
Так, если профиль, предложенный ООО "Звезда-2", соответствует группе Г3, то время его самостоятельного горения от 30 до 300 секунд. Если это время способен гореть профиль, из которого сделан оконный блок, то, соответственно, это же время горит и оконный блок (поскольку горит одна из его главных частей).
С учетом изложенного, оконный блок, сделанный с применением профиля Wintech Thermotech, не может иметь группу горючести более Г3 (или даже Г4, если он выпущен после 2013 года).
Доводы представителя заинтересованного лица, что им предполагалась доработка профилей с тем, чтобы обеспечить понижение горючести, признаются необоснованными.
Во-первых, никаких доказательств наличия такой технической возможности Комиссии Тамбовского УФАС России не представлено.
Во-вторых, Общество в заявке должно было указать и производителя оконного блока, который, по сведению Заказчика, якобы и обработает данный товар до группы горючести Г2 (сведения о таком лице в заявке отсутствуют).
Таким образом, по рассмотренной позиции в заявке Общества представлены недостоверные сведения, а также не представлены сведения о производителе оконного блока (есть сведения только о производителях комплектующих).
В ходе рассмотрения жалобы Заказчик заявил, что в заявке ООО "Звезда-2"
по позиции 20 усматриваются недостоверные сведения о массе стенового кольца, выпускаемого ООО "ТамбовБизнесСтрой", поскольку в его заявке указано следующее:
"Стеновое кольцо КС15.9. Производитель: ООО "ТамбовБизнесСтрой" (г. Тамбов). Размеры, мм: - диаметр внутренний: 1500; - диаметр внешний: 1680; - высота: 890. Масса, т: 0,980. Плотность бетона: 2450 кг/м3".
С учетом размеров и плотности стеновых колец их масса в соответствии с требованиями серии на изделие N3.900-3 должна быть не менее 986,79 кг, или, если переводить в единицы измерения, указанные в документации - 0,99 т (с учетом инструкции по заполнению заявки, указывающей на необходимость округления до сотых), как сообщили представители Заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России не согласно с такими выводами Заказчика в силу следующего.
Согласно таблице 1 ГОСТ 8020-90 кольца стеновые могут иметь отклонения по размерам: по высоте (толщине) +-10 мм; +-8 мм по внутреннему диаметру; +-8 мм по внешнему диаметру.
С учетом изложенного, отклонение массы кольца в 7 кг Комиссия Тамбовского УФАС России полагает возможным с учетом допустимых отклонений по размерам кольца.
Следовательно, аукционная комиссия Заказчика необоснованно установила недостоверность в сведениях ООО "Звезда-2" в данной части, документальных подтверждений не представлено.
5. Также в ходе внеплановой проверки установлено, что аукционная комиссия нарушила порядок отбора участников аукциона, допустив к участию в аукционе заявку N6.
Установлено, что в данной заявке содержатся недостоверные сведения о массе колец стеновых.
В заявке указано: "Стеновое кольцо типа КС15.9. производитель ООО "ЖБИ - Комплект", г. Екатеринбург. Размеры, мм: - диаметр внутренний: 1500; - диаметр внешний: 1680; - высота: 890. Масса, т: 1,0. Плотность бетона: 2400 кг/м3".
Расчеты показывают, что при плотности бетона 2400 кг/м3 масса стенового кольца не может быть более 966,8 (масса бетона 959,8+масса арматуры по нормам серии 7,02 кг (0,97т)).
С учетом изложенного, в заявке ООО "Гефест" представлены недостоверные сведения о показателе массы стенового кольца, либо о показателе плотности бетона, из которого такое кольцо будет изготовлено.
Допустив ООО "Гефест" (заявка N6) к участию в аукционе, аукционная комиссия нарушила требования п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
В действиях аукционной комиссии содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями ч.22 ст.99, ст.ст.105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Глосна" необоснованной.
2. Признать доводы заинтересованного лица - ООО "Звезда-2", заявленные в ходе проведения внеплановой проверки, необоснованными.
3. Признать аукционную комиссию Заказчика нарушившей требования п.2 ч.4 ст.67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в Арбитражный суд Тамбовской области, находящийся по адресу: 392000 г.Тамбов, ул.Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии |
С.В. Мазаева |
|
|
Члены комиссии |
Н.Н. Колодина |
|
|
|
В.В. Иванов |
|
|
|
К.Г. Харитонова |
|
|
Харитонова К.Г. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 16 мая 2014 г. N РЗ-83/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014