Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 марта 2014 г. N 04-07/26-2014
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" (далее ООО "Навигатор-Т", Заявитель) от 21.03.2014 года исх. N 20-01/376 (вх. N 1405 от 21.03.2014 года) на действия Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ефремовского района" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку противогазов-самоспасателей (закупка N 0366200035614000742) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в присутствии:
-
УСТАНОВИЛА:
21.03.2014 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Электронного аукциона.
Заявитель полагает, что Заказчиком в документации об электронном аукционе в нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 и пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона установлены избыточные требования, которые ограничивают круг участников закупки, в том числе право ООО "Навигатор-Т" на участие в данном Электронном аукционе, а именно:
1. В техническом задании документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии самоспасателя требованиям ГОСТ Р 53261-2009, в соответствии с пунктом 4.1.8. которого масса самоспасателя не должна превышать 1 кг, что является стандартным показателем к массе самоспасателя. Однако Заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе установлен нестандартный показатель "не более 0,63 кг" без указания обоснования необходимости его использования.
2. Заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе установлено требование о соответствии самоспасателя требованиям ГОСТ Р 53261-2009 и ГОСТ Р 22.9.09-2005. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 53261-2009, время защитного действия самоспасателя от опасных отравляющих веществ должно составлять не менее 15 минут, а в соответствии с требованиями ГОСТ Р 22.9.09-2005 не менее 30 минут.
Однако установленным в техническом задании документации об электронном аукционе нестандартным показатели к времени защитного действия самоспасателя, не соответствует ни один самоспасатель.
3. В техническом задании документации об электронном аукционе имеется требование о соответствии самоспасателя требованиям ГОСТ 12.4.041-2001, в то время как данный ГОСТ не распространяется на самоспасатели в области пожарной безопасности.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что документация об электронном аукционе полностью соответствует требованиям Закона, представили письменные возражения от 26.03.2014 года исх. N 250, от 26.03.2014 года исх. 01-13/77 на рассматриваемую жалобу.
При этом представитель Заказчика пояснил, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформированы Заказчиком в соответствии с техническими паспортами уже имеющихся у Заказчика противогаза-самоспасателя ФЕНИКС - 2 и Универсального фильтрующего малогабаритного самоспасателя "Шанс" - Е с учетом потребности Заказчика в приобретении наиболее легких противогазов-самоспасателей. При обосновании начальной цены контракта Заказчику поступили предложения от 3-х потенциальных участников определения поставщика (подрядчика, исполнителя), что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников данной закупки.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Уполномоченным учреждением, Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного Электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно разделу 3 Положения о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок", утвержденного постановлением правительства Тульской области от 23.12.2013 года N 788 (далее - Положение), заказчики, в том числе:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки.
Пунктом 2 Положения определено, что уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и иные документы, необходимые для проведения соответствующих процедур;
- на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- осуществляет подготовку и размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупок, документации о закупках и проектов контрактов;
- разрабатывает с привлечением заказчиков разъяснения, изменения положений документации о закупках.
Приказом Уполномоченного учреждения от 15.03.2014 года N 587 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на поставку противогазов - самоспасателей; создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Документация об электронном аукционе на право заключения контракта на поставку противогазов-самоспасателей (закупка N 0366200035614000742) (далее - документация об электронном аукционе) утверждена директором Уполномоченного учреждения 17.03.2014 года.
Извещение и документация об электронном аукционе 17.03.2014 года размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19200, 00 рублей.
Относительно доводов изложенных в жалобе, Комиссией установлено следующее.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
Более того, указание в документации об электронном аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона. При этом для удовлетворения указанных потребностей Заказчика закупаемый товар должен обладать определенными характеристиками.
Необходимо отметить, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, в свою очередь, положения Закона не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации об электронном аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Исходя из потребности Заказчика в приобретении наиболее легких противогазов - самоспасателей Заказчик в подпункте 1.3 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе установил наименование показателя "масса рабочей части противогаза - самоспасателя", кг, не более" и требуемое значение - "не более 0,63".
Комиссией установлено, что исходя из представленных Комиссии документовна рынке существует не менее двух производителей противогазов - самоспасателей, масса рабочей части которых не превышает 0,63 кг. Товар, поставка которого является предметом данного определения поставщика, свободно обращается на рынке и любой хозяйствующий субъект имеет возможность приобрести такой товар и принять участие в данной закупке. Заявителем не представлено объективных доказательств невозможности приобрести требуемый Заказчиком товар и принять участие в Электронном аукционе.
Следовательно довод жалобы о необоснованном установлении Заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе показателя "не более 0,63 кг" на заседании Комиссии не нашел своего подтверждения.
Так же Комиссией установлено, что в подпункте 1.6 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Заказчиком определено, что технические характеристики, качество противогаза - самоспасателя должны отвечать требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности" (ФЗ N123-Ф 2008 г.), ГОСТ Р 53261-2009, ГОСТ Р 22.9.09-2005, ГОСТ 12.4.041-2001.
В пункте 6 "Назначение товара и цели его использования" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, Заказчиком определено, что противогаз-самоспасатель предназначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения взрослых и детей старше 12 лет от токсичных продуктов горения (в том числе оксида углерода), от паров, газов и аэрозолей опасных химических веществ при эвакуации из задымленных помещений во время пожара, в случае техногенных аварий и террористических актов. Как пояснил представитель Заказчика, требование о соответствии закупаемого товара ГОСТ 12.4.041-2001 установлено в соответствии с паспортами уже имеющихся у Заказчика противогаза-самоспасателя ФЕНИКС - 2 и Универсального фильтрующего малогабаритного самоспасателя "Шанс" - Е с учетом возможности использования такого товара не только в случае пожара, что прямо предусмотрено в документации об электронном аукционе.
Из раздела 1 "Область применения" ГОСТ 12.4.041-2001, следует, что настоящий стандарт распространяется на фильтрующие средства индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД), предназначенные для защиты от вредных для здоровья аэрозолей, газов и паров и их сочетаний в окружающем воздухе при условии содержания в нем кислорода не менее 17% об. Стандарт устанавливает общие технические требования к фильтрующим СИЗОД и их частям.
Учитывая, что данный ГОСТ распространяет свое действие на СИЗОД, предназначенные для защиты от вредных для здоровья аэрозолей, газов и паров, и приобретаемый в рамках данного Электронного аукциона товар должен обеспечивать защиту не только в случае пожара, то требование подпункта 1.6 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе о соответствии технических характеристик, качества противогаза-самоспасателя, в том числе ГОСТ 12.4.041-2001 установлено обоснованно.
В подпункте 1.1 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком установлено наименование показателя "Время защитного действия фильтрующего абсорбирующего элемента при воздействии на него (мин)" с указанием требуемых значений (диапазон значений показателей).
Учитывая пояснения Заказчика, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам поставляемого товара были сформированы Заказчиком в соответствии с техническими паспортами уже имеющихся у Заказчика противогаза-самоспасателя ФЕНИКС - 2 и Универсального фильтрующего малогабаритного самоспасателя "Шанс" - Е, потребность в приобретении которых и была у Заказчика, Комиссией были изучены представленные Заказчиком паспорта противогаза-самоспасателя ФЕНИКС - 2 и Универсального фильтрующего малогабаритного самоспасателя "Шанс" - Е.
Комиссия установила, что в указанных паспортах время защитного действия мин. составляет:
Противогаз-самоспасатель ФЕНИКС - 2 |
Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель "Шанс" - Е |
- |
монооксид углерода - 30 |
сероводород - 60 |
сероводород - 70 |
- |
цианводород - 40 |
диоксид серы - 60 |
диоксид серы - 60 |
- |
окислы азота - 20 |
При этом Комиссия установила, что время защитного действия мин., а именно : монооксид углерода - 30, в техническом задании наименование показателя -"монооксид углерода" требуемое значение - "не более 30"; сероводород - 60, 70, в техническом задании наименование показателя - "сероводород" требуемое значение - "не более 70"; цианводород - 40, в техническом задании наименование показателя - "цианводорода" требуемое значение - "не более 40"; диоксид серы - 60, в техническом задании наименование показателя - "диоксид серы" требуемое значение - "не более 60"; окислы азота - 20, в техническом задании наименование показателя -"окислы азота" требуемое значение - "не более 20".
Следовательно, установленные в подпункте 1.1 пункта 7 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе значения показателей (ряд вышеперечисленных значений показателей) не позволяют определить соответствие закупаемых товаров потребности Заказчика, в связи с чем, Заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона.
Соответственно довод жалобы о том, что установленным в части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе характеристикам товара не соответствует, в том числе противогаз-самоспасатель ФЕНИКС - 2 и Универсальный фильтрующий малогабаритный самоспасатель "Шанс" - Е подтвержден.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Навигатор-Т" от 21.03.2014 года исх. N 20-01/376 (вх. N 1405 от 21.03.2014 года) на действия Государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ефремовского района" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукциона в электронной форме на право заключить контракт на поставку противогазов-самоспасателей (закупка N 0366200035614000742) частично обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки электронного аукциона признать Государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ефремовского района" нарушившим часть 2 статьи 33 Закона.
3. На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона выдать Государственному учреждению социального обслуживания населения Тульской области "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Ефремовского района", Государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений части 2 статьи 33 Закона путем внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона и документацию об электронном аукционе (закупка N 0366200035614000742) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями Закона. При этом, в соответствии с частью 6 статьи 63, частью 6 статьи 65 Закона срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона и в документацию об электронном аукционе, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 марта 2014 г. N 04-07/26-2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2014