Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 мая 2014 г. N 120
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Спецтехстрой" на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области в связи с отказом в заключении в заявителем муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300012514000002) на выполнение работ по ремонту улиц в Исетском районе (ул.Мичурина, ул.Ленина, ул.Весенняя, ул.Горская в с.Исетское; ул.Лермонтова в п.Коммунар; ул.Калинина в с.Шорохово; ул.Исаковых в с.Рафайлово) на поставку хозяйственных товаров для нужд УМВД России по Тюменской области (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 30.04.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес уполномоченного органа, заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, приказа Тюменского УФАС России от 05.05.2014 г. N 231 комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N 0167300012514000002.
Согласно жалобе, заявитель считает неправомерным отказ заказчика от заключения муниципального контракта по причине несоответствия банковской гарантии представленной в качестве обеспечения исполнения контракта требованиям части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Присутствовавшие в заседании Комиссии представители заказчика на доводы, изложенные в жалобе заявителя, представили в материалы дела письменные возражения (исх.N 1211 от 08.05.2014 г.), с приложением соответствующих документов. Согласно указанным пояснениям, отказ заказчика от заключения контракта является правомерным, поскольку представленная Обществом банковская гарантия не соответствовала требованиям части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе, поскольку в указанном документе отсутствовало обязательное условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, в случае неисполнения последним требования заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки помимо прочего должна содержаться следующая информация: размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе должен быть указан размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 3 указанной статьи установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
При этом, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.4 статьи 96 Закона о контрактной системе).
Статьей 45 Закона о контрактной системе установлены требования к банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Так, частью 3 указанной статьи установлено, что в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Таким образом, в случае установления заказчиком условия (требования) банковской гарантии в соответствии с частью 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, участником закупки с которым заключается контракт, должна быть представлена банковская гарантия (в случае выбора указанного способа обеспечения) соответствующая указанному условию.
Как усматривается из материалов дела, администрация Исетского муниципального района Тюменской области выступила организатором проведения электронного аукциона N 2-2014-ЭА на выполнение работ по ремонту улиц в Исетском районе (ул.Мичурина, ул.Ленина, ул.Весенняя, ул.Горская в с.Исетское; ул.Лермонтова в п.Коммунар; ул.Калинина в с.Шорохово; ул.Исаковых в с.Рафайлово) с начальной (максимальной) ценой контракта 52 796 688, 00 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 18.03.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300012514000002.
В п.20 извещения о проведении электронного аукциона, в разделе 12 документации об электронном аукционе N 2-2014-ЭА заказчиком во исполнение требований законодательства о контрактной системе установлено требование обеспечения исполнения контракта в размере 15 839 006, 49 рублей (30 % о начальной (максимальной) цены контракта). Обеспечение контракта может обеспечиваться предоставлением безотзывной банковской гарантией, выданной банком или внесением денежных средств на счета заказчика.
В разделе 2.7. аукционной документации установлен порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта, где в п. 2.7. указано, что в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, что соответствует положению ч.3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Аналогичное положение также закреплено в п.11.13 проекта муниципального контракта, являющегося приложением N 2 к документации об электронном аукционе.
Согласно протокола от 09.04.2014 г. подведения итогов электронного аукциона N 0167300012514000002 победителем был признан участник закупки - ООО "Спецтехстрой", сделавший наименьшее ценовое предложение при проведении аукциона и заявка которого была признана соответствующей требованиям аукционной документации.
Как следует из представленных документов, обязанность по подписанию муниципального контракта была исполнена ООО "Спецтехстрой" в установленный оператором электронной площадки срок (25.04.2014 г.), что не оспаривается сторонами по делу.
При этом, заявителем в качестве обеспечения исполнения контракта была представлена безотзывная банковская гарантия N 0002917 от 23.04.2014 г. выданная ОАО "Объединенный Кредитный банк" (Московский филиал ОАО "О.К. Банк") и включенная в реестр банковских гарантий за номером N 0002917.
29.04.2014 г. заказчиком на сайте электронной площадки, обеспечивающего проведение аукциона, а также на официальном сайте опубликован протокол отказа от заключения контракта при этом в качестве оснований для принятия такого решения указал на то обстоятельство, что в представленной заявителем банковской гарантии в нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе отсутствует условие, предусматривающее право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
Помимо этого, письмом от 29.04.2014 г. N 1140 заказчик проинформировал Общество об отказе в заключении с ним муниципального контракта по указанному выше основанию
Комиссия, проанализировав положения банковской гарантии и требования аукционной документации, считает отказ заказчика в заключении с заявителем муниципального контракта обоснованным, поскольку означенный документ в нарушение части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе раздела 2.7., 12 аукционной документации, п.11.13 проекта муниципального контракта не содержал условия, предусматривающего право заказчика, в случае не исполнения его требования гарантом об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии, осуществить бесспорное списание денежных средств со счета гаранта
При этом, Комиссия считает ошибочным довод заявителя о том, что требование, указанное в части 3 статьи 45 Закона о контрактной следует толковать применительно к случаям заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем), поскольку из буквального и смыслового толкования указанной правовой нормы, следует, что возможность установления данного условия банковской гарантии относится в том числе и к конкурентным способам определения поставщика, в том случае, если соответствующее условие предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке.
Таким образом, в вышеуказанных действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателя жалобы как участника закупки.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Спецтехстрой" на действия администрации Исетского муниципального района Тюменской области в связи с отказом в заключении в заявителем муниципального контракта по результатам проведения электронного аукциона (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru 0167300012514000002) необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 8 мая 2014 г. N 120
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2014