Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 апреля 2014 г. N 111
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "Мегафон" на действия УМВД России по Тюменской области при проведении электронного аукциона N12/14 (реестровый номер закупки 0367100012114000035) на оказание услуг виртуальной частной сети IP-VPN для нужд УМВД России по Тюменской области (далее - электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В Тюменское УФАС России 23.04.2014 г. в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена на официальном сайте РФ размещении заказов www.zakupki.gov.ru, в адрес заказчика и заявителя направлены уведомления о рассмотрении жалобы. Рассмотрение настоящей жалобы заявителя назначено на 29 апреля 2014 года в 10 часов 45 минут.
В этой связи, на основании ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Тюменского УФАС России от 15.04.2014 г. N 207 комиссией Тюменского УФАС России по контролю в сфере закупок проводится внеплановая проверка действий заказчика при проведении электронного аукциона N12/14 (N 0367100012114000035).
Согласно жалобе, положения аукционной документации не соответствуют требованиям законодательства о контрактной системе. Так, заказчик, установив возможность предоставления услуги связи посредством использования только волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) или медно-жильных линий, исключил тем самым использование беспроводных технологий передачи данных, что, по мнению заявителя, направлено на ограничение количества участников закупки, не имеющих технологической возможности использовать способ и технологии предоставлении услуги связи, предусмотренной в аукционной документации.
Как следует из пояснений заказчика, представленных в материалы дела, а также озвученных его представителями в заседании Комиссии, установление конкретных требований к способам предоставления доступа к сети связи продиктовано исключительно потребностью государственного заказчика в реализации специальных задач, возложенных на органы внутренних дел. При этом, заказчик самостоятельно, исходя из своих объективных потребностей, вправе формулировать соответствующие требования к товарам (работам, услугам), являющихся предметом закупки.
В связи с необходимостью исследования представленных в материалы дела документов и пояснений с учетом поступивших возражений на жалобу заявителя, в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 30 апреля 2014 года до 09 часов 30 минут.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 5 статьи 112 Закона о контрактной системе установлено, что до ввода в эксплуатацию указанной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказовwww.zakupki.gov.ru (официальный сайт).
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системы заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 указанного закона.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Как усматривается из материалов дела, УМВД России по Тюменской области выступило организатором проведения электронного аукциона N12/14 на оказание услуг виртуальной частной сети IP-VPN для нужд УМВД России по Тюменской области с начальной (максимальной) ценой контракта 6 465 403, 20 рублей.
Информация об электронном аукционе (с документацией об аукционе) 08.04.2014 г. была размещена на официальном общероссийском сайте размещения заказов в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0367100012114000035.
Согласно раздела 2.1. документации об аукционе N12/14 функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки установлены согласно технического задания (Приложение N1).
В п.2 Технического задания установлены Требования заказчика по организации подключения к узлам сети передачи данных Исполнителя услуги. В частности, в указанном пункте содержится следующее:
"Наличие или организация силами Исполнителя "последней мили" до всех объектов Заказчика в соответствии с Приложением N1 (точка подключения на объекте - оборудование ЛВС здания);
В качестве физической среды передачи "последней мили" использовать: или волоконно-оптические лини связи (ВОЛС), или "медные пары" (не допускается использование беспроводных технологий передачи данных);
Медная пара - телефонный кабель, состоящий из 2-х и более медных проводов.
ВОЛС - основой для построения ВОЛС является волоконно- оптический кабель (оптический кабель, оптоволокно, оптический шнур, оптоволоконный кабель), состоящий из различного количества оптических волокон, позволяющих передавать цифровую информацию в виде пучков модулированного света, посредством полного внутреннего отражения.
Исполнитель устанавливает все необходимое оборудование, для предоставления услуг. Обязательно наличие минимум одного порта 100BASE-T (Fast Ethernet - интерфейс RJ-45), для подключения оборудования локальной вычислительной сети объекта Заказчика.
Организация силами Исполнителя цифровой линии передачи данных IP-VPN ("последней мили") от узла коммутации Исполнителя до точки подключения входит в стоимость предоставления услуг".
Как указал заявитель, запрет заказчика на использование беспроводных технологий передачи данных при оказании услуг, предусмотренных контрактом, является необоснованным и создающим условия для ограничения количества потенциальных участников закупки в выборе способа и технологии передачи данных. При этом, по мнению заявителя, организация "последней мили" может быть осуществлена оператором связи иными способами предоставления и оказания услуг связи, помимо тех, которые предусмотрены в п.2 технического задания аукционной документации.
Кроме того, заявитель в жалобе ссылается на то обстоятельство, что заказчиком в разъяснениях положений аукционной документации по данному вопросу были установлены дополнительные требования к услуге связи, являющейся предметом аукциона (контракта), которые ранее не были указаны в аукционной документации.
В частности в указанных разъяснениях было указано следующее:
"Требования п. 2 технического задания не считаем ограничением круга участников закупки, т.к. они обусловлены требованиями информационной защищенности каналов связи и снижения негативного воздействия различных факторов. Магистральные системы транспортной сети Исполнителя (магистральные линии связи) должны быть выполнены способом, исключающим влияние на работоспособность и надёжность сети связи погодно-климатических факторов, сезонных факторов и природных явлений, наземного и воздушного транспорта, специальной подъёмно-погрузочной техники, источников электромагнитных излучений, линий электропередач и иных коммуникаций".
Комиссия, исходя из представленных в материалы документов и пояснений сторон по обстоятельствам дела, не усматривает в действиях заказчика при формулировании в аукционной документации требований к способам предоставления доступа к сети связи, нарушения действующего законодательства о контрактной системе и антимонопольного законодательства в части нарушения запретов, касающихся ограничения (устранения) конкуренции при проведении торгов.
При этом, указание заказчиком в аукционной документации требований к способу оказания (в том числе способу предоставления доступа к сети связи) услуги связи не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем не могло ограничить количество участников закупки (операторов связи) и препятствовать неограниченному кругу лиц участвовать в указанном аукционе.
То обстоятельство, что в аукционной документации предоставление услуги связи поставлено в зависимость от использования только волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) или медно-жильных линий, не может свидетельствовать об ограничении заказчиком конкуренции, так как заказчик сформулировал свою потребность в определенных услугах, исходя из своих полномочий, что соответствует целям закупки, определенных в статье 13 Закона о контрактной системе, в частности, выполнение функций и полномочий государственных органов Российской Федерации.
В свою очередь, заявителем в обоснование своих доводов не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии у ОАО "Мегафон" непреодолимых препятствий в возможности участия в электронном аукционе N12/14 (0367100012114000035) в связи с указанными требованиями заказчика. Кроме того, Комиссией установлено, что заявителем была подана заявка на участие в данном электронном аукционе, из чего следует, что Общество согласилось со всеми условиями аукционной документации.
Также Комиссия не может согласиться с доводом заявителя относительно нарушения заказчиком статьи 50 Закона о контрактной системе, в части установления в разъяснениях на положения аукционной документации дополнительных требований к услуге, являющейся предметом закупки, поскольку их содержания указанных разъяснений такой вывод никак не следует.
Так, в данных разъяснениях заказчик только констатирует, что требования, содержащиеся в п.2 технического задания обусловлены требованиями информационной защищенности каналов связи и снижения негативного воздействия различных факторов. Далее указывается, что линии связи исполнителя услуги "должны быть выполнены способом, исключающим влияние на работоспособность и надёжность сети связи погодно-климатических факторов, сезонных факторов и природных явлений, наземного и воздушного транспорта, специальной подъёмно-погрузочной техники, источников электромагнитных излучений, линий электропередач и иных коммуникаций"". При этом, никаких новых требований, помимо тех, которые содержатся в техническом задании, в указанных разъяснениях заказчиком не установлено.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, документация электронного аукциона N 12/14 противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения конкуренции со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
В связи с изложенным, руководствуясь п.2 части 22 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ОАО "Мегафон" на действия УМВД России по Тюменской области при проведении электронного аукциона N12/14 (3 0367100012114000035) на оказание услуг виртуальной частной сети IP-VPN для нужд УМВД России по Тюменской области необоснованной.
В соответствии с ч.9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 30 апреля 2014 г. N 111
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2014