Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 апреля 2014 г. N 94-616/14
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция транспортного строительства" (далее - заказчик),
Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - уполномоченный орган),
ООО "РСК "Розенталь" (далее - заявитель),
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 6295 от 02.04.2014) на действия заказчика при размещении заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по ремонту дорог Красногвардейского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании ч. 5 ст. 17, ст. 60 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498 (далее - Административный регламент), совместного письма Министерства экономического развития Российской Федерации от 27.12.2013 N 29401-ЕЕ/Д28 и Федеральной антимонопольной службы от 30.12.2013 N АД/53811/13,
УСТАНОВИЛА:
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) указанный Федеральный закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу указанного Федерального закона.
Частью 1 ст. 114 Закона о закупках установлено, что указанный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме было размещено в сети "Интернет" на сайте www.zakupki.gov.ru 30.12.2013, то есть до даты вступления в силу Закона о контрактной системе, номер извещения 0172200002513000106. Начальная (максимальная) цена контракта - 167 177 901,69 руб.
В данном случае рассмотрение жалобы осуществляется на предмет соответствия действий аукционной комиссии заказчика требованиям Закона о размещении заказов - нормативного акта, действующего на момент размещения рассматриваемого заказа.
Заявитель обжалует положения аукционной документации в части установления требований о соответствии товаров, используемых при выполнении работ, недействующему ГОСТ, а также в части установленной заказчиком возможности изменять объемы работ и цену контракта.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Рассмотрев жалобу, Комиссия УФАС пришла к следующим выводам.
1. По мнению заявителя, документация об аукционе содержит указание на ГОСТ 26645, который является недействующим, что ограничивает возможность участников размещения заказа подать заявку на участие в аукционе.
Согласно п. 1 ч. 4 ст. 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, а именно требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В п. 34.10, п. 44.7 и п. 44.8 приложения N 8 технического задания документации об аукционе установлено, что по позициям "тяжелый люк" и "легкий малогабаритный люк" участник размещения заказа должен представить конкретные показатели данных товаров в соответствии с ГОСТ 26645.
На заседании Комиссии УФАС представитель заказчика пояснил, что в аукционной документации указаны параметры товаров, предлагаемых к использованию при выполнении работ, соответствующие как действующему ГОСТ 53464-2009, так и прекратившему свое действие ГОСТ 26645.
Анализ указанных ГОСТ показал, что параметры товаров в ГОСТ 26645 соответствуют параметрам товаров в ГОСТ 53464-2009.
Таким образом, довод заявителя об ограничении возможности участников размещения заказа подать заявку на участие в аукционе в связи с указанием в документации об аукционе недействующего ГОСТ не нашел своего подтверждения.
Следовательно, данный довод жалобы является необоснованным.
2. В соответствии с ч. 5 ст. 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, а именно сроков и объемов выполнения работ, а также цены контракта по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
В п. 3.2.1 проекта контракта аукционной документации установлено: "В случае выявления потребности в дополнительных работах, не предусмотренных Контрактом, но связанных с работами, выполняемыми по Контракту, или при изменении потребности в предусмотренных Контрактом работах, Заказчик вправе по согласованию с Подрядчиком изменить объем предусмотренных Контрактом работ, но не более чем на 10% от общего объема Контракта. При этом по согласованию с Подрядчиком Заказчик вправе изменить первоначальную цену Контракта пропорционально дополнительному объему работы исходя из установленной в Контракте цены единицы работы, но не более чем на 10% цены Контракта, а при сокращении потребности в выполнении предусмотренных Контрактом объема работы Заказчик обязан уменьшить цену Контракта исходя из единицы работы".
В ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов установлено, что в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, на выполнение аварийно-спасательных работ, реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, на оказание медицинских, аудиторских услуг вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем таких работ, услуг при изменении потребности в таких работах, услугах, на выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с такими работами, услугами, предусмотренными контрактом. В случае если это предусмотрено документацией об аукционе, конкурсной документацией, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт. При поставке дополнительного количества таких товаров, выполнении дополнительного объема таких работ, оказании дополнительного объема таких услуг заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально количеству таких товаров, объему таких работ, услуг, но не более чем на десять процентов такой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в поставке таких товаров, выполнении таких работ, оказании таких услуг заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом. Цена единицы дополнительно поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара должны определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара.
При этом, согласно ч. 10 ст. 65 Закона о размещении заказов до 1 января 2010 года в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией или документацией об аукционе, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта на выполнение работ, в том числе работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренный контрактом объем работ при изменении потребности в работах, на выполнение которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, предусмотренными контрактом. При выполнении дополнительного объема таких работ заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) вправе изменить первоначальную цену контракта пропорционально объему таких работ, но не более чем на десять процентов этой цены контракта, а при внесении соответствующих изменений в контракт в связи с сокращением потребности в выполнении таких работ заказчик обязан изменить цену контракта указанным образом.
Анализ предмета аукциона (контракта) и перечня работ, подлежащих выполнению, показал, что они не входят в перечень работ, услуг, установленный в ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов.
Аукционная документация утверждена 30.12.2014.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 5 и ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов, установив возможность изменения объемов выполнения работ, а также цены контракта, в случае, не предусмотренном законодательством о размещении заказов.
Следовательно, в данной части жалоба является обоснованной.
При таких обстоятельствах установленное в действиях заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 9, 17, 41.6, 60, 65 Закона о размещении заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РСК "Розенталь" частично обоснованной в части доводов об установлении заказчиком условия исполнения контракта (возможности изменять объемы работ и цену контракта), не предусмотренным законодательством о размещении заказов.
2. Признать в действиях заказчика нарушение ч. 5 и ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, их аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы жалобы и внеплановой проверки размещения заказа уполномоченному должностному лицу Санкт-Петербургского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 апреля 2014 г. N 94-616/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.04.2014