Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 апреля 2014 г. N 2-57-1684/77-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - старшего государственного инспектора отдела контроля за размещением государственного заказа - Логиновой Т.А;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа - Лысовой Н.А.,
старшего специалиста 1 разряда отдела контроля за размещением государственного заказа - Фирсова Р.А;
при участии представителей ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ"; ООО "Промстройкомплект",
рассмотрев жалобу ООО "Промстройкомплект" на действия государственного заказчика - ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" при проведении электронного аукциона на право заключение контракта на выполнение работ по установке инженерной системы по предупреждению распространения возгораний (автоматической системы пожарной сигнализации) на объекте по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д.14, стр.1. (Заказ N0373100028114000040), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Промстройкомплект" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключение контракта на выполнение работ по установке инженерной системы по предупреждению распространения возгораний (автоматической системы пожарной сигнализации) на объекте по адресу: г. Москва, ул. Красноказарменная, д.14, стр.1. (Заказ N0373100028114000040).
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения законодательства об осуществлении закупок, а именно в части:
1) наличий разночтений в Извещении о проведение проведении электронного аукциона N0373100028114000040 и п.3.1 Раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации, а также преамбуле проекта государственного контракта в части сведений о наименовании организатора торгов (Заказчика);
2) отсутствие описания порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в аукционе;
3) наличия требований о наличии банковской гарантии в реестре банковских гарантий, размещенной в единой информационной системе;
4) отсутствия в аукционной документации сведений, предусмотренных п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе;
5) отсутствия в Разделе III "Проект контракта" указания на то, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения данного контакта;
6) отсутствия в проекте контракта условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта;
7) установления неправомерного требования п.2.2 проекта контракта, согласно которому локальная смета предоставляется Подрядчиком на основании Технического задания;
8) отсутствия в проекте контракта условий об ответственности Заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по предмету контракта;
9) установления неправомерного требования п.1.1 Раздела IV "Техническое задание" к комплексу технических средств на безе единой платформы ESSER Honeywell;
10) неправомерного обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС NМГ/8680 от 01.04.2014 необходимые документы и сведения.
1. Пунктом 1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе информация о наименовании, месте нахождении, почтовом адресе, адресе электронной почты, номере контактного телефона, ответственном должностном лице заказчика, специализированной организации.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления установлено, аукционная документация содержит противоречивые сведения о наименовании Заказчика.
В частности, согласно Извещению о проведение проведении электронного аукциона N0373100028114000040 Заказчиком является ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ". Вместе с тем, в п.3.1 Раздела "Информационная карта аукциона" аукционной документации Заказчик Министерство образования и науки Российской Федерации.
Одновременно, в преамбуле проекта государственного контракта указано следующее наименование Заказчика: "ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ"".
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика согласился с данным доводом Заявителя, а также пояснил, что при формировании и утверждении документации об электронном аукционе допущена техническая ошибка в части сведений о наименовании организации, осуществляющей закупку по предмету контракта.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что документация об электронном аукционе, а именно в Извещении о проведение проведении электронного аукциона N0373100028114000040 и п.3.1 Раздела "Информационная карта ИУЗ" аукционной документации, а также проект государственного контракта содержит некорректные сведения о наименовании Заказчика, что может ввести в заблуждение участников закупки.
Однако, согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, в нарушение п.1 ст.42 Закона о контрактной системе из аукционной документации, а также Извещения о проведении электронного аукциона N0373100028114000040 указанные в Информационной карте аукциона сведения о наименовании Заказчика могут вводить в заблуждение участников закупки.
2. Частью 1 ст. 44 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик обязан установить требование к обеспечению заявок. При этом в конкурсной документации, документации об аукционе заказчиком должны быть указаны размер обеспечения заявок в соответствии с Законом о контрактной системе и условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе). Обеспечение заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе осуществляется участником закупок.
В силу ч.1 ст.44 Закона о контрактной системе в п.6.2 Информационной карты аукциона Заказчиком установлен размер обеспечения заявки на участие в электронном аукционе, а именно: "5% от начальной цены контракта, что составляет 402 655, 15 руб. 15 коп.".
Частью 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе.
Согласно п.7 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с Законом о контрактной системе).
Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.44 Закона о контрактной системе обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что документация об электронном аукционе не содержит требования к порядку внесения денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в данной закупке, что не противоречит положениям ч.1 ст. 64, ч.2 ст.44, п.7 ст.42, ч.2 ст.44 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, нарушений в части описания Заказчиком в аукционной документации порядка внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в электронном аукционе на заседании Комиссии Управления не установлено.
3. В соответствии с п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
В силу п.8 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе в п.22.17 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта в размере 2 415 930 руб. 89 коп., а также установлено обеспечение контракта в виде денежных средств или банковской гарантии.
Кроме того, установлено что банковая гарантия должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Согласно п.1 ч.6 ст.45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является отсутствие информации о банковской гарантии в реестре банковских гарантий.
Частью 9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что требование о наличии банковской гарантии в реестре банковских гарантий, размещенной в единой информационной системе, предусмотренное документацией об электронном аукционе, является неправомерным требованием и может повлечь к ограничению количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода жалобы Заявителя.
4. Согласно п.10 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать информацию информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.3.1 Информационной карте аукциона содержатся сведения о контактном лице Заказчика, а также информация о номере телефона и адресе электронной почты, в частности: "Силаева Нина Геннадьевна , тел: 8-(495) 3627911, 3627939, el.gos.torg@mail.ru.".
На основании изложенного, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. В п.2.1 проекта государственного контракта установлено: "Цена контракта составляет _______(_____) рублей, в т.ч. НДС 18% согласно смете".
Согласно ч.2 ст.34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
Согласно ч.2 ст.70 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт.
Частью 4 ст.24 Закона о контрактной системе определено, что под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
В соответствии с ч.4 ст.709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена работы считается твердой.
Согласно ч.5 ст.709 ГК РФ если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном превышении определенной приблизительно цены работы, подрядчик обязан своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы.
На основании изложенного, нарушений в части указания сведений о цене контракта в проекте государственного контракта Комиссией Управления не установлено.
6. Участником закупки может стать любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.
В соответствии с ч.10 ст.69 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона, который предложил наиболее низкую цену контракта и заявка на участие в таком аукционе которого соответствует требованиям, установленным документацией о нем, признается победителем такого аукциона.
Частью 13 ст.34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В ходе рассмотрения установлено, что проект государственного контракта не содержит условие контракта, предусмотренное ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе .
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Таким образом, Комиссией Управления нарушений по данному доводу Заявителя не установлено.
7. В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
В п.2.2. проекта контракта установлено, что "локальная смета предоставляется Подрядчиком на основании Технического задания в течении трех рабочих дней со дня вступления настоящего контракта в силу и становится неотъемлемой частью контракта после подтверждения ее Заказчиком".
Пунктом 1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать первая часть заявки на участие в электронном аукционе.
В том числе, ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в электронном аукционе.
Частью 6 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных и ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Кроме того, в соответствии со ст.60 Закона о контрактной системе установлены особенности документооборота при проведении электронного аукциона.
Вместе с тем, предоставление документов, в частности локальной сметы, установленное в п.2.2. проекта контракта нарушает ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и не предусмотрено ст. 60 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч.6 ст. 66 Закона о контрактной системе.
8. Частью 4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Вместе с тем, в п.9.3 проекта государственного контракта Заказчиком определено: "Меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем контракте, применяются в соответствии с нормами гражданского законодательства Российской Федерации".
Кроме того, определено, что пени начисляются за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после для истечения установленного контрактом/актом срока исполнения обязательства.
Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта установлен порядок ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
9. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.1.1 Раздела IV аукционной документации "Техническое задание" Заказчиком установлено требование: "комплекс технических средств должен иметь модульную адресную структуру построения, на базе единой аппаратной платформы ESSER Honeywell". Кроме того, в Техническом задании есть указание на необходимости совместимости закупаемых для выполнения работ технических средств с уже имеющимся у Заказчика оборудованием.
При этом согласно доводам Заявителя ESSER и Honeywell являются зарегистрированными товарными знаками, принадлежащими единственному правообладателю "Ханивэлл Интернешнл Инк." (США).
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к выполняемым работам обусловлены необходимостью обеспечения оборудованием с уже имеющимися у Заказчика, что не противоречит нормам действующего законодательства.
Частью 9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, жалоба не содержит документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности доводов Заявителя.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя затруднился пояснить каким образом, установленное Заказчиком в аукционной документации требование к выполняемым работам, может повлечь к ограничению количества участников закупки и препятствует подаче заявки на участие в электронном аукционе.
На основании изложенного, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
10. В жалобе Заявитель указывает, что в техническую часть аукционной документации Заказчиком включены материалы, не относящиеся к выполняемым работам согласно проектно-сметной документацией и не включенные в начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.4 ч.9 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения нескольких методов, в числе которых проектно-сметный метод.
Согласно пп.1, 2, ч.9 ст. 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на: 1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации; 2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчик определил начальную максимальную цену контракта по предмету указанного электронного аукциона посредством проектно-сметного метода, которая составила 8 053 102 руб. 95 коп., в том числе в ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика представлены расчеты начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, локальная смета является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта и не содержит максимальные и минимальные значения показателей, и показатели, значения которых не могут изменяться в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, сведения о которых представляет участник закупки в заявке на участие в аукционе.
Частью 9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом в ходе рассмотрения жалобы представителем Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих неправомерность действия Заказчика в части расчета начальной (максимальной) цены контракта, а также жалоба Заявителя не содержит указания какие именно материалы, предусмотренные технической частью не включены в сметный расчет и начальную максимальную цену контракта.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что документация об электронных аукционах содержит обоснования начальных (максимальных) цен контрактов в соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Кроме того в ходе проведения внеплановой проверки, в соответствии Протоком рассмотрения заявок на участие в электронной аукционе NП0373100028114000040-1 от 02.04.2014 на участие в данной закупке подано 10 заявок, что свидетельствует об отсутствии требований, установленных в нарушении Закона о контрактной системе и ограничивающих количество участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Промстройкомплект" на действия (бездействие) ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" обоснованной в части наличия в Извещении о проведение проведении электронного аукциона, аукционной документации, а также преамбуле проекта государственного контракта некорректных сведений о наименовании Заказчика, неправомерных требований п.2.2. проекта государственного контракта о предоставлении Подрядчиком локальной сметы на основании Технического задания на стадии заключения государственного контракта.
2. Признать в действиях ФГОУ ВПО "Национальный исследовательский университет "МЭИ" нарушение п.1 ст.42, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии Т.А. Логинова
Члены комиссии: Н.А. Лысова
Р.А. Фирсов
Исп. Лысова Н.А.тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 3 апреля 2014 г. N 2-57-1684/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2014