Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2014 г. N 2-57-1949/77-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела контроля за размещением государственного заказа - Мурашова В.О.,
главного специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Н.А. Лысовой,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля за размещением государственного заказа Р.Г. Осипова,
при участии представителей: ГБУ г. Москвы "Мосзеленхоз" - Максимкиной Ю.Д., Прилеповой И.А., Ильиной Е.А., ОАО "АПРЭО" - Хрипунова М.В.,
рассмотрев жалобу ОАО "АПРЭО" на действия государственного заказчика - ГБУ г. Москвы "Мосзеленхоз" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение аварийных работ на объектах озеленения 1-ой категории ГБУ "Мосзеленхоз" в 2014 году (Заказ N0373200619414000025), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ОАО "АПРЭО" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ГБУ г. Москвы "Мосзеленхоз" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение аварийных работ на объектах озеленения 1-ой категории ГБУ "Мосзеленхоз" в 2014 году (Заказ N0373200619414000025).
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения действующего законодательства, а именно:
1) требование п.11, 15 Технического задания аукционной документации о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации (СРО) и свидетельство СРО,
2) отсутствие в составе документации об электронном аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в закупке,
3) включение требований "не должно быть", "могут быть" в графу требуемый параметр, не подлежащую корректировке участником закупки,
4) включение в описание закупки требований к материалам, не относящимся к объекту закупки по предмету контракта,
5) отсутствие в требованиях к техническим и функциональным характеристикам по материалу "грунтовка ГФ 21" требования о соответствии нормативным документам,
6) некорректные требования п.9 Технического задания аукционной документации.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/9845 от 10.04.2014) документы и сведения.
1. Частью 3 ст.64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с и (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.15 Информационной карты аукциона Заказчиком установлено требование соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
В п.11 Технического задания аукционной документации Заказчиком установлено требование: "Подрядчик должен быть членом СРО.
Кроме того, в соответствии с разъяснениями положений документации об электронном аукционе (ответ 9) Заказчик сообщает, что при выполнении работ по предмету контракта необходимо выполнить следующие виды работ: 452013 Устройство оснований и подстилающих слоев; 4520132 Устройство бутобетонных и бетонных фундаментов; 4520107 Монтаж легких трубчатых конструкций покрытий; 4520116 Установка металлических ограждений лестниц; 4540384 Изготовление и установка деревянных перил и ограждений.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень). Частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Вместе с тем, в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона N0373200619414000025 предметом закупки является выполнение аварийных работ на объектах озеленения 1-ой категории ГБУ "Мосзеленхоз" в 2014 году, не относящиеся к капитальному ремонту объектов капитального строительства или капитальному строительству.
Частью 1 ст.31 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к участникам закупки.
В соответствии с ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, требование п.11 Технического задания аукционной документации о наличии у участников закупки членства в саморегулируемой организации (СРО) и свидетельство СРО, что нарушает ч.1, 6 ст.31 Закона о контрактной системе.
Из изложенного следует, что п.11 Технического задания аукционной документации содержит требования не относящимся к объекту данной закупки.
2. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований Закона о контрактной системе, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что документация об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что данная инструкция опубликована Заказчиком в составе Приложения N2 к Технической части аукционной документации "Постановление Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N743-ПП "Об утверждении Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений города Москвы" в виде неотъемлемой части Государственного стандарта "Сталь горячекатаная для армирования железобетонных конструкций" 5781-42 от 01.07.1983 под названием "МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТИСТИЧЕЧСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК МЕХАНИЧЕСКИХ СВОЙСТВ ПРОКАТА ГОРЯЧЕКАТНОГО ДЛЯ АРМИРОВАНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ".
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе размещена Заказчиком в составе аукционной документации нестандартным образом, что затрудняет участникам закупки доступ к ознакомлению с требованиями инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а также препятствует подготовке и формированию аукционной заявки и как следствие может повлечь к ограничению количества участников закупки, что нарушает п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в техническом задании аукционной документации установлены показатели (характеристики) товаров (материалов), используемых при выполнении работ.
Вместе с тем, Комиссией Управления установленно, что при утверждении документации об электронном аукционе Заказчик в Форме 2, в частности, по материалу "грунтовка ГФ 21" (п.4) включил требование к значению "должно быть менее" в графу "Требуемый параметр" по показателю "адгезия пленки", содержащую описание характеристики товара и не подлежащую корректировке участником закупки при заполнении заявки на участие в электронном аукционе.
Кроме того, аналогичное нарушение допущено Заказчиком в отношении требований к характеристикам по материалу "смеси бетонные" (п.5). В частности по показателю "по скорости твердения общестроительные цементы" данного товара в графу "Требуемый параметр" включено требование "могут быть".
Одновременно, такие нарушения допущены Заказчиком по позициям 1 "профиль стальной", п.2 "полоска стальная", п.8 "электроды", п.12 "скипидар", п.14 "ксилол".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования к техническим и функциональным характеристикам по материалам необходимым к использованию при выполнении работ установленные Заказчика в аукционной документации, в нарушение п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе не носят объективный характер составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки, а также препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться при формировании заявки на участие в торгах, и в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе может повлечь к ограничению количества участников закупки.
4.Согласно доводам жалобы в Форму 2 аукционной документации включено оборудование, использование которого не предусмотрено сметной документацией при выполнении работ, в частности "сольвент", "скипидар", "уайт-спирит", "ксилол", "электроды", "смеси бетонные", "земля растительная" и не являются объектом закупки, по мнению Заявителя.
Вместе с тем, в соответствии с п.6 Технического задания аукционной документации при выполнении работ по предмету контракта необходимо осуществлять: ремонт и восстановление металлических ограждений, санитарную обрезку деревьев (в том числе в зоне линии контактных сетей), вырубку деревьев, мелкий и средний ремонт.
Частью 9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, жалоба Заявителя не содержит документов и сведений, свидетельствующих, что в Форме 2 аукционной документации Заказчиком установлены требования к материалам не относящимся к объекту закупки по предмету электронного аукциона N0373200619414000025.
На основании изложенного, довод Заявителя в части установления требований к вышеуказанным товарам "сольвент", "скипидар", "уайт-спирит", "ксилол", "электроды", "смеси бетонные", "земля растительная"является не обоснованным.
5. Согласно доводам Заявителя документация об аукционе не содержит требование о соответствии ГОСТ по используемому при выполнении работ материалу "грунтовка ГФ 21".
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к техническим и функциональным характеристикам по материалу "грунтовка ГФ 21", в частности: условная вязкость при (20,00,5)°С по вискозиметру В3-4 - =>45с, степень разбавления грунтовки растворителем - до 20%, массовая доля нелетучих веществ - 54-60%, степень перетира - <40мкм. и др.
Частью 1 ст.64 установлен исчерпывающий перечень информации, которую должна содержать документация об электронном аукционе.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе определен перечень требований к описанию объекта закупки в составе аукционной документации.
На основании изложенного, нарушений в части требований по материалу "грунтовка ГФ 21", установленных в документации об электронном аукционе Комиссией Управления не установлено.
6. Заявитель указывает на наличие противоречий в п.9 технического задания аукционной документации и Форме2 в части требований к материалам необходимым к использованию при выполнении работ.
Частью 9 ст.105 Закона о контрактной системе установлено, что жалоба на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки должна содержать документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
При этом, в ходе рассмотрения жалобы представителем Заявителя не представлено сведений, подтверждающих наличие в технической части аукционной документации, а также Форме 2 аукционной документации разночтений в отношении требований к материалам используемым при выполнении работ.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к материалам обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречит нормам действующего законодательства об осуществлении закупок и не нарушает права и законные интересы участников электронного аукциона.
На основании изложенного, на заседании Комиссии Управления данный довод Заявителя н нашел своего подтверждения.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "АПРЭО" на действия (бездействие) аукционной комиссии ГБУ г. Москвы "Мосзеленхоз" обоснованной в части неправомерного требования п.11 Технического задания аукционной документации, некорректного размещения в составе аукционной документации инструкции по заполнению заявки на участие в закупке, неправомерное включение требований "не должно быть", "могут быть" в графу требуемый параметр, не подлежащую корректировке участником закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, пп.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Государственному Заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание не выдавать, так как Предписание выдано ранее в ходе рассмотрения жалобы ООО "Праймсервис" по делу N2-57-1977/77-14 от 14.04.2014.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя комиссии В.О. Мурашов
Члены комиссии: Н.А. Лысова
Р.Г. Осипов
Исп. Лысова Н.А.тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 апреля 2014 г. N 2-57-1949/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2014