Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2014 г. N 2-57-2801/77-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместитель председателя Комиссии - заместитель начальника отдела обжалования государственных закупок Мурашова В.О.;
Членов Комиссии:
Фирсова Р.А. - старшего специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок ;
Лысовой Н.А. - главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок ,
при участии представителей: Департамента строительства города Москвы - Грибановой И.С., Филатова И.Л.; Департамента города Москвы по конкурентной политике - Кораблева В.С.; ООО "Промдизайн" - Чугунова М.Ю., Болотиной Е.Л.,
рассмотрев жалобу ООО "Промдизайн" на действия государственного заказчика - Департамента строительства города Москвы при проведении открытого конкурса на поставку нестандартного оборудования (Заказ N0173200001413001539), (далее - Аукцион), в соответствии с ч.5 ст.17 Федерального закона от 21.07.2005 N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Промдизайн" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - Департамента строительства города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на поставку нестандартного оборудования (Заказ N0173200001413001539).
Заявитель обжалует действие (бездействие) Заказчика в части:
1) неправомерное обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
2) отсутствие порядка оценки заявок в отношении критерия критерия "функциональные характеристики или качественные характеристики товара";
3) требование конкурсной документации об указании в заявке на участие в открытом конкурсе сведений о марке изготовителя предлагаемого для поставки товара.
Согласно ст. 113 Закона о контрактной системе Закон о размещении заказов признан утратившим силу с 1 января 2014 года. Частью 1 ст. 112 Закона о контрактной системе установлено, что настоящий закон применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с положениями Закона о размещении заказов определение поставщиков в целях заключения с ними государственных и муниципальных контрактов, а так же гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных документацией о торгах, извещением о запросе котировок и завершается заключением контракта либо заключением гражданско-правового договора.
На основании изложенного, размещение заказов, извещения об осуществлении которых размещены на официальном сайте либо приглашения принять участие в которых направлены до 1 января 2014 года, осуществляется в соответствии с Законом о размещении заказов, указанная позиция так же изложена в совместном письме ФАС России и Министерства экономического развития Российской Федерации исх. NАД/53811/13 от 30.12.2013, исх. N29401-ЕС/Д28 от 27.12.2013.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС от 08.05.2014 NМГ/12855 необходимые документы и сведения.
1. Согласно доводам Заявителя начальная (максимальная) цена контракта определена Заказчиком с нарушением законодательства о размещении заказов.
В соответствии с п.4.1 ч.4 ст.34 Закона о размещении заказов документация об аукционе помимо сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4, 4.2 - 5, 6, 7, 8.4 и 10 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов, должна содержать сведения с указанием начальной (максимальная) цены контракта.
Пунктом 6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов определено, что документация об аукционе должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в соответствии с положениями статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что документация об аукционе в электронной форме не содержит обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает п. 6.1 ч. 3 ст. 41.6 Закона о размещении заказов.
На основании ч.4 ст.19.1 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе в документацию об открытом аукционе в электронной форме), в извещение о проведении запроса котировок, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N881 "О порядке формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования". Выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется Заказчиком, Уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям Заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. Заказчик, Уполномоченный орган выбирают не менее пяти производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее пяти, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Согласно п. 6; 7 Постановления Правительства N881 Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, и направляют запросы производителям сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
На заседании Комиссии Управления, представителем Заказчика даны устные пояснения относительно доводов жалобы согласно которым Заказчиком направлены запросы официальным дистрибьюторам, а именно: ООО "БиоВитрум", ООО "Адвенсум", ООО "Медика Продукт", ООО "ЭРБЭ Электромедицин", ООО "Стартек".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не подтверждено, что данные коммерческие организации являются производителями аналогичного оборудования в отношении необходимого к поставке оборудования в рамках данного электронного аукциона.
На основании п.9 Постановления Правительства N881 в случаях если заказчиком, уполномоченным органом не получены от производителей и (или) уполномоченных представителей предложения о ценах на медицинское оборудование или получено одно предложение о цене на медицинское оборудование, в том числе при направлении запросов о цене нескольким производителям и (или) уполномоченным представителям, заказчик, уполномоченный орган используют содержащуюся в реестре контрактов информацию о ценах контрактов на поставку медицинского оборудования, удовлетворяющего потребностям заказчика, исполненных в текущем и предшествующем годах.
Вместе с тем, установлено, что при расчете начальной (максимальной) цены контракта Заказчик не руководствовался информацией, содержащейся в реестре контрактов о ценах контрактов на поставку оборудования аналогичного закупаемому при проведении электронного аукциона N0173200001413001539.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что при определении начальной (максимальной) цены контракта Заказчик не применен порядок формирования начальных (максимальных) цен контрактов, установленный п.6, 7, 9 Постановления Правительства N881.
Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта на поставку нестандартного оборудования сформирована Заказчиком неправомерно.
2. Заявитель обжалует положения конкурсной документации в части отсутствия порядка оценки заявок по установленному Заказчиком критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара".
В частности согласно доводам Заявителя конкурсная документация не содержит методику для определения наилучшей заявки по открытому конкурсу в отношении подлежащих оценки показателей "качество товара" и "потребительские свойства".
В соответствии с п.14, 15 ч.4 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с Закона о размещении заказов, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
На основании ч.7 ст.28 Закона о размещении заказов п оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В соответствии с п.21 Постановления Правительства "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный и муниципальный контракт" N722-ПП от 10.09.2009 г. (далее - Постановление Правительства N722-ПП от 10.09.2009 г.) для определения рейтинга заявки по критерию "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" в конкурсной документации устанавливаются: предмет оценки, исчерпывающий перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара по указанному критерию либо одна такая характеристика (потребительское свойство); максимальное значение в баллах для каждой характеристики (потребительского свойства), установленных в конкурсной документации, - в случае применения нескольких функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара, при этом сумма максимальных значений всех установленных характеристик (потребительских свойств) должна составлять 100 баллов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен критерий "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" с величиной значимости "20%", а также установлен показатель по данному критерию "Качество товара, экологичность (безопасность), потребительские свойства товара".
Кроме того, установлено что в силу ч.7 ст.28 и п.21 Постановления Правительства N722-ПП от 10.09.2009 г. конкурсная документация содержит следующий порядок оценки заявок по данному критерию: "оценке подлежит: качество товара, его экологичность и потребительские свойства. За лучшее документально подтвержденное предложение участника размещения заказа по качеству товаров, экологичности, присваивается большее количество баллов. По показателю "Эргономичность товара" оценке подлежит степень удобства конструкций, предложенных участником размещения заказа для поставки. За лучшее предложение по данному показателю, подтвержденное эскизами, рисунками, фотографиями, иным изображением и/или описанием товара, присваивается большее количество баллов",
Одновременно Заказчиком определена величина значимости показателя "качество товара, экологичность", составляющее "80 баллов", а также определено максимальное значение показателя "Эргономичность товара" с величиной значимости "20 баллов".
На основании изложенного, нарушений в части установленного Заказчиком в конкурсной документации порядка оценки заявок на участие в открытом конкурсе N0173200001413001539 в отношении критерия "функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара" Комиссией Управления не установлено.
3. Согласно доводам Заявителя требование Приложения N2 к заявке на участие в открытом конкурсе ("Форма 4 "Предложение о функциональных характеристиках или качественных характеристиках предлагаемых товаров") об указании в заявке на участие в открытом конкурсе сведений о марке изготовителя предлагаемого для поставки товара неправомерно.
Частью 2 ст.22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
На основании ч. 3 ст. 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Конкурсная документация может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставка которых не является предметом контракта. В случае, если в конкурсной документации содержится указание на товарные знаки в отношении товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в конкурсной документации также должно содержаться указание на товарный знак в отношении товара российского происхождения (при наличии информации о товаре российского происхождения, являющемся эквивалентом товара, происходящего из иностранного государства или группы иностранных государств). При указании в конкурсной документации на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев размещения заказов на поставки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Эквивалентность товаров определяется в соответствии с требованиями и показателями, устанавливаемыми в соответствии с частью 2 Закона о размещении заказов.
В Приложении N2 к заявке на участие в открытом конкурсе ("Форма 4 "Предложение о функциональных характеристиках или качественных характеристиках предлагаемых товаров") Заказчиком установлена графа "марка, изготовитель", а также требование указать марку (при наличии) и изготовителя товара.
Таким образом, требование о предоставлении в конкурсной заявке данных сведений установлено в отношении товаров, имеющих в наличии марку изготовителя товара, при этом не заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что не предоставление указанных сведений не будет являться основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе.
На основании изложенного, нарушений в отношении требований к участникам размещения заказа о предоставлении в конкурсных заявках сведений о марках изготовителей предлагаемых к поставе товаров по предмету контракта Комиссией Управления не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, ч. 6 ст. 60 Закона о размещении заказов, ст.112 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Промдизайн" на действия (бездействие) Департамента строительства города Москвы обоснованной в части неправомерное обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Департамента строительства города Москвы нарушение п.6.1 ч.3 ст.41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать государственному заказчику Департаменту строительства города Москвы обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместителя Председателя Комиссии: В.О. Мурашов
Члены Комиссии Р.А.Фирсов
Н.А. Лысова
Исп. Лысова Н.А.тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)\
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2014 г. N 2-57-2801/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2014