Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава XII
Борьба за живучесть судна
Борьба экипажа за непотопляемость судна
Основные положения
122. Совокупность действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление плавучести и остойчивости судна, понимается как борьба за его непотопляемость.
Плавучесть - способность судна поддерживать вертикальное равновесие в заданном положении относительно поверхности воды.
Остойчивость - способность судна возвращаться в первоначальное положение после прекращения воздействия на него внешних сил.
123. При затоплении одного или двух смежных отсеков каждое судно должно быть обеспечено информацией по аварийной посадке и остойчивости поврежденного судна.
Командир судна должен уметь, пользоваться информацией, быстро оценивать аварийную обстановку и проводить мероприятия по спрямлению судна.
124. Борьба экипажа за непотопляемость судна должна быть направлена на: обнаружение поступления воды внутрь судна и выявление мест, размеров, характера повреждений конструкции корпуса (водонепроницаемой переборки, второго дна, платформы и палубы);
прекращение или ограничение поступления воды внутрь и распространения ее по судну;
удаление воды из смежных отсеков, а также воды, скопившейся при тушении пожара;
восстановление водонепроницаемости конструкций корпуса судна;
восстановление остойчивости, плавучести и спрямление судна;
обеспечение хода и управляемости аварийного судна.
Борьба с водой
125. По сигналу "Аварийная тревога":
задраивают все водонепроницаемые двери;
производят герметизацию корпуса; задраивают все закрытия, имеющие маркировку "П", "Т" и иллюминаторы;
все стационарные системы живучести приводят в полную готовность к немедленному действию, готовится к использованию АСИ;
по запросу командира АГ с разрешения командира судна отключается электропитание затопленного отсека;
командир АГ производит в районе аварии разведку водотечности корпуса;
по возможности стопорится ход судна.
126. Устанавливаются размеры и характер повреждения корпуса, переборок, палуб, платформ, второго дна, необходимость подкрепления водонепроницаемых переборок, необходимое число людей и количество АСИ для борьбы с водотечностью.
При обследовании отсеков в районе повреждений и смежных с ним помещений категорически запрещается открывать водонепроницаемые закрытия (двери, крышки люков и горловин, иллюминаторы) и ослаблять их задраивание до окончательного установления, что смежное помещение либо полностью сухое, либо затоплено частично и открытие водонепроницаемых закрытий не приведет к распространению воды по судну.
127. Наличие воды в смежном помещении может быть определено по следующим признакам: фильтрация воды из отсека через имеющиеся неплотности в переборках, палубах, платформах, втором дне и в местах прохода через них трубопроводов и кабелей; шум воздуха, выходящего через воздушные и измерительные трубы; глухой звук, издаваемый полотном переборки, палубы, платформы, второго дна при ударе по нему металлическим предметом; отпотевание переборок, палуб, платформ, второго дна.
Количество поступающей забортной воды расчитывается по таблицам 1 и 2, приведенным в приложении N 6 Наставления.
128. Командир АГ:
докладывает на ГКП о результатах разведки и действиях АГ;
концентрирует у места аварии необходимое АСИ и группу для борьбы с водой и определяет их действия;
организовывает, при необходимости, вынос пострадавших из аварийных отсеков;
организовывает осмотр помещений, смежных с аварийным отсеком, и по возможности производит прекращение водотечности.
129. В докладе командира аварийной группы на ГКП должны быть указаны: район, размеры, характер повреждения, состояние водонепроницаемых переборок и закрытий; принятые меры; необходимая помощь в средствах и людях.
130. Потеря плавучести и остойчивости происходит от проникновения воды в корпус судна, при повреждении корпуса или вследствие нарушения экипажем правил содержания наружных или забортных отверстий.
Проникшая внутрь корпуса вода является причиной образования свободной поверхности воды, что ухудшает остойчивость судна, вызывает появление крена, который создает условия для большей заливаемости палубы.
131. Для определения состояния аварийного судна необходимо точно установить причины и район затопления, степень распространения воды по судну, а затем произвести оценку сохранившегося запаса плавучести, изменения остойчивости, а также установить вероятность наличия у судна отрицательной остойчивости, определить посадку судна (осадку, крен, дифферент) и минимальную высоту надводного борта.
132. По своим размерам пробоины корпуса можно разделить на:
малые - 0,05 кв. метра;
средние - 0,2 кв. метра;
большие - до 2 кв. метров;
очень большие - более 2 кв. метров.
133. При получении малой или средней пробоины, когда поступление воды поддается откачке судовыми осушительными насосами, рекомендуется застопорить ход, выровнять крен согласно информации, завести мягкий пластырь (кольчужный, облегченный, шпигованный, парусиновый, пневматический), откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.
При получении больших и очень больших пробоин отсек будет затоплен мгновенно, что практически не представляется возможным завести на пробоину пластырь или использовать судовые осушительные системы. В этом случае рекомендуется вести борьбу с возможной фильтрацией воды по судну, застопорить ход, выровнять крен согласно информации, завести пластырь, откачать воду, заделать пробоину, продолжать движение, вести наблюдение за возможным поступлением воды.
В случае получения пробоины, которая приведет к затоплению по длине, большей расчетной длины затопления, при которой согласно информации судно обречено, необходимо вывести его насколько это возможно на отмель и принять меры к спасению людей.
Борьба с фильтрацией воды через водонепроницаемые переборки ведется с помощью жестких пластырей (деревянный пластырь, деревянный пластырь с мягкими бортами) и аварийных материалов (распор, доски, брусья, клинья, пакля и т.п.).
134. В ходе борьбы за непотопляемость командир судна обязан строго контролировать остойчивость и запас плавучести, для чего должен быть организован учет принятой судном воды, установлено наблюдение за посадкой судна и высотой надводного борта.
При этом командир судна должен руководствоваться следующими основными положениями:
важнейшими мероприятиями при борьбе за непотопляемость судна являются восстановление его остойчивости и уменьшение крена и дифферента до пределов, при которых обеспечивается ход и управляемость судна;
борьба за непотопляемость должна быть направлена в первую очередь на обеспечение судну необходимой остойчивости;
в ходе борьбы за непотопляемость судна следует экономно расходовать запас плавучести;
необходимо систематическое уточнение места, размера и характера повреждения, возможности его заделки и откачки воды из затопленных отсеков;
в случае угрозы опрокидывания судна из-за недостаточной остойчивости или его затопления от израсходованного запаса плавучести принять меры к посадке судна на мель.
135. Борьба с поступлением воды внутрь судна и распространением ее должна вестись с соблюдением следующих основных положений:
ограничение распространения воды по судну является главным в борьбе за его непотопляемость;
борьбу с распространением воды по судну следует начинать от внешних границ затопленных районов, сосредоточивая основные силы и средства на отсеках, имеющих значительные объемы и большие свободные поверхности воды, а также на отсеках, имеющих жизненно важное значение для судна;
при ведении борьбы с поступлением воды внутрь судна в первую очередь необходимо принимать меры по заделке пробоин с помощью аварийного имущества с одновременным включением водоотливных средств, а в случаях тяжелых повреждений должен заводиться пластырь;
после прекращения поступления воды и ее распространения внутри судна должны быть тщательно проверены все установленные заделки пробоин и подкрепления и при необходимости произведено их усиление, а также приняты меры по удалению забортной воды, попавшей внутрь судна при аварии.
При отсутствии в затопленном отсеке осушительных средств или при недостаточной их мощности могут быть использованы переносные водоотливные средства.
136. Если исчерпаны все возможности и отстоять отсек от затопления не удалось, а дальнейшее пребывание в нем грозит гибелью для людей, они могут покинуть отсек с разрешения командира АГ или в случаях, не терпящих отлагательства, с разрешения старшего в отсеке.
После прекращения борьбы с поступлением воды в отсек командир АГ обязан:
доложить обстановку на ГКП;
задраить и при необходимости подкрепить подпорами все водонепроницаемые закрытия, ведущие в отсек;
поставить в известность людей, находящихся в соседних помещениях;
подкрепить при необходимости водонепроницаемые переборки, ограничивающие затопленный отсек, со стороны соседних с ним помещений;
установить наблюдение за затопленными отсеками и смежными с ними помещениями, а в наиболее важных из них при необходимости выставить специальную вахту.
После окончания борьбы с водой все аварийное имущество и стационарные средства свертываются и приводятся в готовность. Использованные, вышедшие из строя и пришедшие в негодность материалы и имущество должны быть пополнены до норм при первой возможности, а неисправное имущество и инвентарь - отремонтированы или заменены.
137. Подкрепление водонепроницаемых переборок и закрытий производится со стороны смежных с затопленным отсеком помещений при:
полном затоплении отсека;
значительных трещинах в стойках переборок;
появлении разошедшихся швов и ослаблении крепежных деталей.
Наиболее важные для обеспечения непотопляемости судна водонепроницаемые закрытия должны, по возможности, иметь заранее подогнанные подпоры или специальные приспособления, пронумерованные и раскрепленные вблизи мест возможного их использования.
При подкреплении водонепроницаемых переборок и закрытий следует руководствоваться следующими основными положениями:
для предупреждения выпучивания или разрушения подкрепленных переборок и закрытий опорные места для подпор должны выбираться на их наборе;
для исключения возможности нарушения водонепроницаемости или ослабления прочности запрещается выправлять с помощью упоров или домкратов остаточные деформации, полученные водонепроницаемыми переборками и закрытиями;
за подкрепленными водонепроницаемыми переборками и закрытиями должно быть установлено наблюдение, особенно при плавании судна в штормовых условиях.
Восстановление остойчивости и спрямление аварийного судна
138. При принятии решения по восстановлению остойчивости и спрямлению поврежденного судна командиром должны быть установлены допустимые пределы снижения запаса плавучести (допустимая высота надводного борта), исключая отсеки, которые затоплены из-за наличия пробоины в борту.
Запрещается проводить мероприятия по спрямлению аварийного судна, если они приводят к снижению высоты надводного борта до недопустимых пределов.
139. Восстановление остойчивости и спрямление поврежденного судна производятся одновременно на основании информации.
140. В общем случае рекомендуется следующая последовательность действий:
откачать воду из помещений, расположенных выше ватерлинии;
откачать воду из отсеков с большими свободными поверхностями;
устранить возможность опасного перетекания воды из помещений одного борта в помещения другого;
спустить воду из затопленных помещений в помещения, расположенные ниже и не сообщающиеся с забортной водой;
откачать воду из отсеков, в которых заделаны пробоины.
141. При проведении мероприятий по восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна запрещается:
проводить какие-либо мероприятия до выяснения фактической остойчивости судна;
удалять за борт жидкие грузы из низкорасположенных и междудонных отсеков;
спускать воду из помещений, ширина которых больше ширины затопленных отсеков;
спускать воду из помещений, сообщающихся с забортной водой;
спрямлять судно, имеющее очень малую или отрицательную начальную остойчивость, до проведения таких мероприятий, как: удаление забортной воды с палуб и платформ, откачивание фильтрационной забортной воды из отсеков и помещений, заполнение пустых днищевых отсеков забортной водой, прекращение перетекания жидкостей, скалывание льда с палуб и т.п.
142. При невозможности определить фактическую величину начальной остойчивости аварийного судна расчетным путем до проведения мероприятий по восстановлению его остойчивости и спрямлению остойчивость судна следует считать опасной (очень малой и отрицательной), если:
судно на ходу переваливается с борта на борт при перекладке руля на борт и не спрямляется при переводе руля в положение "прямо руль";
частично затоплены большие и широкие помещения, расположенные на палубах, платформах и втором дне;
имеется большое количество фильтрационной воды в отсеках судна при пустых днищевых отсеках (цистернах);
судно, имевшее постоянный крен на один борт, внезапно перевалилось и получило постоянный крен на другой борт;
крен аварийного судна превышает 5 градусов при симметричном, относительно диаметральной плоскости, затоплении отсеков.
143. На судне, находящемся в плавании, в случае ухудшения его остойчивости следует, прежде всего, выяснить причину ухудшения остойчивости, а затем принимать меры по ее устранению, выяснить причины, вызвавшие крен, а потом уже его ликвидировать.
144. С выходом в море необходимо незамедлительно проконтролировать расчетную метацентрическую высоту по периоду бортовой качки.
Оперативный план по борьбе с водой, восстановлению остойчивости и спрямлению аварийного судна
145. Оперативный план по борьбе с водой должен определять наиболее эффективный состав и порядок действий ходовых вахт, должностных лиц и командиров АГ в условиях ограниченного времени и конкретной аварийной ситуации. План составляется заблаговременно и уточняется перед выходом на службу.
146. Оперативный план должен обеспечивать заблаговременную оценку непотопляемости судна при возможных повреждениях и затоплении каждого из отсеков (смежных групп отсеков) и содержать регламентацию срочных действий ходовых вахт и должностных лиц в первые важнейшие минуты после объявления аварийной тревоги до поступления специальных указаний с ГКП.
Борьба экипажа с пожарами
Основные положения
147. Под борьбой с пожарами подразумевается комплекс технических и организационных мер, проводимых с целью предупреждения пожара, ограничения распространения огня и создания условий для безопасной эвакуации людей.
Инструкция по организации спасения людей из помещений и отсеков судна при пожаре приведена в приложении N 7 Наставления.
148. Борьба экипажа с пожаром на судне возглавляется командиром с ГКП и должна быть направлена на:
обнаружение и выявление места, размеров, характера пожара;
установление наличия и возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром;
эвакуацию людей;
ограничение распространения пожара по судну;
предупреждение возможных взрывов при пожаре;
борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.
Первый обнаруживший пожар (возгорание) или его признаки обязан сообщить об этом вахтенной службе и приступить к ликвидации пожара (возгорания) подручными средствами до прибытия АГ.
149. По аварийной тревоге необходимо:
остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть его так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;
задраить все двери (противопожарные) и заслонки;
выключить вентиляцию;
герметизировать корпус судна, задраить водогазонепроницаемые закрытия, имеющие маркировку "Т" и "П", иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции и имеющие маркировку "Т" (после эвакуации людей из аварийного отсека);
привести в готовность к немедленному действию все стационарные системы пожаротушения и противопожарное имущество;
отключить электроэнергию в районе пожара с разрешения командира судна;
направить личный состав группы на разведку места пожара по распоряжению командира АГ;
приспустить или спустить на воду плавсредства, оказавшиеся под угрозой огня.
150. При обследовании районов пожара должно быть установлено:
место и размеры очагов пожара;
тип горящих материалов;
количество пострадавших и отрезанных огнем людей в помещениях и пути их эвакуации;
масштаб пожара и пути его распространения по судну; опасность пожара для смежных помещений и людей; условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.
151. Получив доклад из района пожара, командир АГ:
докладывает на ГКП о результатах разведки пожара и предполагаемых действиях АГ;
организовывает вынос потерпевших из охваченных огнем помещений и задымленных районов;
выделяет необходимое количество людей и средств для тушения пожара, и определяет их действия;
организует осмотр смежных помещений и при необходимости дает указание по охлаждению водой переборок и палуб для предупреждения возникновения пожара в этих помещениях.
Токсичность продуктов горения в дымовых газах, интенсивность подачи воды на охлаждение переборок, время тушения пожаров герметизацией и расчет экипажа для обеспечения работы судовых средств пожаротушения рассчитываются по таблицам 3 - 6 приложения N 6 Наставления.
При вскрытии задраенных на время тушения пожара закрытий для вентилирования помещений принимаются меры, исключающие попадание продуктов горения в другие помещения. После ликвидации пожара и вентилирования помещений необходимо тщательно осмотреть их, а также смежные с ними помещения.
Способы тушения пожаров и выбор огнегасительных средств
152. Способы тушения пожаров (поверхностный и объемный) основаны на изоляции очага пожара от доступа воздуха.
При поверхностном способе тушение пожара происходит за счет нанесения огнегасительных средств на всю свободную поверхность. В качестве огнегасительного средства используют, как правило, воздушно-механическую пену низкой и средней кратности, изолирующую зону горения от поступления в нее кислорода из окружающей атмосферы.
При способе объемного тушения ликвидация пожара происходит от прекращения доступа воздуха в помещение и введения в него веществ (углекислота, инертные газы или пары легкоиспаряющихся жидкостей), не поддерживающих или прекращающих горение.
153. Способы ликвидации пожаров принято классифицировать следующим образом:
охлаждение зоны горения или реагирующих веществ, в результате чего понижается энергия активизации молекул горючего вещества и окислителя до величины, при которой реакция горения прерывается; для этой цели используют воду, реже пену и твердую углекислоту;
изоляция реагирующего вещества от зоны горения, в результате которой прекращается диффузия молекул окислителя или горючего вещества в зоне горения; наиболее распространенным средством изоляции является пена, экранирующая поверхность горящей жидкости или твердого материала от поступления паров или продуктов термического разложения в зону горения;
использование воздействия порошковых составов, предназначенных для тушения горящих металлов, газов, жидких и твердых горючих веществ;
затопление трюмов;
разбавление реагирующих веществ новым, не поддерживающим горение веществом. С этой целью в зону горения подают углекислый газ, азот, водяной пар или мелко распыленную воду. При тушении пожаров водорастворимых жидкостей в качестве средства разбавления используют воду;
химическое торможение реакции горения с помощью ингибиторов (легкоиспаряющихся жидкостей или порошков), вступающих во взаимодействие при горении, в результате чего скорость горения падает до критической - горение прекращается.
Выбор огнегасительных средств и способов тушения пожара указан в приложении N 8 Наставления.
154. К огнегасительным средствам, используемым для тушения судовых пожаров, относятся:
В - водотушение: В-1 - вода компактная и В-2 - вода распыленная, применяются для тушения твердых горючих веществ и материалов, тяжелых нефтепродуктов для создания водяных завес и охлаждения объектов, находящихся вблизи очагов пожара, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей; В-3 - водяной пар (сухой) применяется для тушения пожаров в помещениях;
П - пенотушение: П-1 - химическая пена и П-2 - воздушно-механическая пена (низкой, средней и высокой кратности) рекомендуются в качестве основного средства тушения пожаров нефтепродуктов;
Г - газотушение: Г-1 - углекислый газ применяется в различных огнетушителях и стационарных установках, Г-2 - азот и другие инертные газы применяются для заполнения свободного пространства цистерн, резервуаров и трюмов, снижая концентрацию кислорода в очаге горения; Г-3 - галоидированные углеводороды, действие которых основано на торможении химической реакции горения;
С - специальные огнегасительные средства: С-1 - порошковый состав ПСБ предназначен для тушения металлов, газов и нефтепродуктов; С-2 - водные растворы аммонийно-фосфатных солей; С-3 - смесь хлоридов щелочных металлов или аммония с добавками формиатов, оксалатов и функционатов щелочных металлов; С-4 - комбинированные составы СИ-1, СИ-2, СИ-ВК применяются для тушения ряда пирофорных веществ и большинства жидких и твердых (кроме металлов) горючих веществ.
155. Первичные огнегасительные средства:
О - огнетушители: О-1 - пенные; О-2 - углекислотные; О-3 - порошковые; О-4 - бромэтиловые;
И - изолирующие подсобные средства: И-1 - песок, сода, мел, тальк, графит; И-2 - кошма, асбестовые одеяла, брезент.
Выбор огнегасительных средств зависит от вида горящего материала и места возникновения пожара.
Для ликвидации загораний на судах применяют в первую очередь первичные средства (огнетушители различных типов) и изолирующие подсобные средства (И-1, И-2).
156. В связи с электропроводностью воды, до начала водотушения следует обязательно обесточить электроустановки и электросети в аварийной зоне или принять специальные меры предосторожности во избежание поражения людей электрическим током.
157. Системы объемного пожаротушения предназначены для защиты таких помещений, в которых возникновение пожара возможно в любой точке объема. Огнегасительный состав либо полностью заполняет весь объем помещения, либо создает во всем объеме защищаемого помещения среду, не поддерживающую горение (углекислота, пары легкоиспаряющихся жидкостей и т.п.).
158. Для предотвращения возможности повторного возгорания после применения средств объемного пожаротушения необходимо следить за понижением температуры в аварийном помещении.
При понижении температуры в аварийном помещении производится выпуск огнегасительного состава. Вентилирование помещения рекомендуется проводить спустя не менее 30 мин. До окончания вентилирования входить в помещение запрещается. После вентилирования помещения, где проводилось тушение пожара средствами объемного пожаротушения, в исключительных случаях разрешается входить в изолирующих дыхательных аппаратах, в полном снаряжении пожарных со спасательным тросом, соблюдая меры безопасности, предварительно убедившись в том, что температура в помещении не выше 60 градусов.
Тушение пожаров в помещениях машинных отделений
159. Помещения МО являются наиболее пожароопасными судовыми помещениями.
Основными причинами пожаров в помещениях МО являются: воспламенение топлива или масла от нагретых поверхностей или открытого огня, неисправность электросети и перегрузка фидеров в главных распределительных щитах (ГРЩ), неисправность котлов и выхлопных трактов двигателей, нарушение правил технической эксплуатации энергетических установок, огневые работы (сварка, резка).
160. Успех тушения пожара во многом зависит от своевременного обнаружения пожара и от выбора способа его тушения.
Возгорания топлива в первый момент должны тушиться первичными огнегасительными средствами.
АГ и вахта МО в случае возникновения пожара должны провести следующие первоочередные действия: приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами, остановить главный двигатель, выключить вентиляцию, запустить пожарный насос, частично загерметизировать помещение, обеспечив выход дыма в атмосферу (полная герметизация допустима после эвакуации людей и перед пуском объемной системы пожаротушения), в районе пожара выключить электропитание, независимо от размеров пожара подготовить к действию основные средства пожаротушения.
161. Пожар под настилом помещения МО следует тушить распыленной водой или пеной, используя для этого имеющиеся стационарные или переносные системы пожаротушения.
Одновременное использование водотушения и пенотушения не допускается, так как вода будет разрушать и разбивать пену и тушение пожара не даст результатов.
Для предупреждения распространения огня необходимо охлаждать водой воздушные баллоны, металлические конструкции, топливные и масляные цистерны.
П
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.