Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2014 г. N 2-57-2262/77-14
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок - Мурашова В.О.,
главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок - Лысовой Н.А.,
специалиста 1-ого разряда отдела обжалования государственных закупок - Селютиной В.Э.,
при участии представителей ФГБУ "Научный центр неврологии" Российской академии медицинских наук - Беловой О.В., Тишина О.И., Гришенко М.И.; ООО "Веста" - Нестерова А.П.,
рассмотрев жалобу ООО "Веста" на действия государственного заказчика - ФГБУ "Научный центр неврологии Российской академии медицинских наук" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку хозяйственной продукции для нужд ФГБУ "НЦН" РАМН (Заказ N0373100078714000047), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 24.07.2012 N498,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба ООО "Веста" (далее - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГБУ "Научный центр неврологии Российской академии медицинских наук" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку хозяйственной продукции для нужд ФГБУ "НЦН" РАМН (Заказ N0373100078714000047).
По мнению Заявителя, требования, установленные Заказчиком в документации об электронном аукционе, нарушают положения законодательства об осуществлении закупок, а именно в части:
1) наличия разночтений в Приложении N2 "Техническое задание" и Приложении N1 с изменениями в отношении требований по эквивалентности необходимых к поставке товаров;
2) требований о соответствии товара "жикое мыло для мытья посуды" требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008;
3) наличие конкретных размеров в характеристиках поставляемых товаров;
4) в обосновании начальной (максимальной) цкены контаркта не раскрыты источники информации.
На заседании Комиссии представителем Заказчика даны устные пояснения, а также представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС NМГ/10892 от 18.04.2014 необходимые документы и сведения.
1. Солгасно доводам Заявителя технические части аукционной документации содержит некорректные требования в части эквивалентности товаров необходимых к поставке по предмету контракта, в числе которых требование Приложения N2 "Техническое задание" к товару "отбеливатель для стрики" (п.3.30) "Персоль-супер для стрики" конкретного производителя ЗАО "Ступинский химический завод".
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе аукционная документация должна содержать описание объекта закупки с указанием функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки. ом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми.
Кроме того, определено, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с требованиями Приложения N2 "Техническое задание" Заказчиком установлены требования к товарам, необходимым к поставке, такие как "густой чистящий гель для сантехники "Доместос", "Моющее средство "Мистер Пропер Лимон", "стиральный порошок "Аист-Лотос" без включения в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
В соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем семь дней.
В ходе рассмотрения представитель Заказчика подтвердил, что указанные нарушения допущены в ходе размещения заказа N0373100078714000047, в результате чего в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе, по решению Заказчика 10.04.2014 в 13:35 внесены изменения в аукционную документацию и нарушения обжалуемые Заявителем, в том числе в отношении товара "отбеливатель для стрики" (п.3.30) устранены самостоятельно.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при подготовке заявки необходимо руководствоваться технической частью аукционной документации с внесенными изменениями в редакции от 10.04.2014, в частности "Приложением N1 с изменениями".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности рассматриваемого довода Заявителя, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
2. Звявитель обжалует требования технической части аукционной документации о соответствии товара "жидкое мыло для мытья посуды" требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что требования к характеристикам по товару "жикое мыло для мытья посуды" технической части аукционной документации (Приложения N1 с изменениями) содержат требования о соответствии ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
При этом данный нормативно-технический документ установлен и действует в отношении стандартиции системы менеждемента качества при выполнении требований потребителей и предъявляется непосредственно в качества требований к производителю товаров, работ, усулг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования о соответствии данного товара ГОСТ Р ИСО 9001-2008 неправомерно и установлено в нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, а также может повлечь к ограничению количества участников закупки, поскольку не имеет отношения к объекту данной закупки, в частности к необходимому к поставке товару "жикое мыло для мытья посуды" и является стандартизированным требованием устанавливаемым к производителю такого товара.
3. Согласно доводам Заявителя техническая часть аукционной документации содержит требования, нарушающие ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
В частности, по мениню Заявителя, в требованиях к характеристикам по поставляемым в рамках закупки товарам указаны требуемые показатели с конкретными требуемыми значениями и размерами товаров без установления максимальных и минимальных значений показателей.
Частью 2 ст.33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п.1 ч.1 ст.64, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе в технической части аукционной документации Заказчиком установлены требования к техническим и функциональным характеристикикам товаров необходимых к посавке, так по товару "перчатки хозяйственные" определены требуемые размеры М-1000, L-1500, XL-500, а также конкретная толщина 0,4 мм., по товару "мешки для мусора" оперделен требуемый объем - 120л., толщина 40мкм.
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы представитель Заказчика пояснил, что установление Заказчиком в аукционной документации требования к выполняемым работам обусловлено потребностью Заказчика, а также не противоречит нормам действующего законодательства о контрактной системе и не нарушает права и законные интересы участников размещения заказа.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования технической части документации о проведении электронного аукциона в отношении оспариваемого довода Заявителя не противоречат ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и данный довод Заявителя является необоснованным.
4. Согласно доводам Заявителя в обосновании начальной (максимальной) цены контаркта Заказчиком не представлены сведения о фирменных наименованиях поставщиков, предоставивших информацию о ценах тваров закупаемых в рамках данной закпки.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.4 ч.9 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения нескольких методов, в числе которых метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что в силу п.1 ч.1 ст.64, п.1 ч.3 ст.18 Закона о контрактной системе аукционная документация содержит обоснование начальной (максимальной) цены контаркта с указанием реквизитов коммерческих предложений от поставщиков, предоставивших информацию о ценах тваров закупаемых по предмету контракта.
В соответствии с разъяснениями ФАС России от 13.02.2012 г. NИА/4177 если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик (уполномоченный орган) указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик (уполномоченный орган) вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает обязанность Заказчика указывать в обосновании начальной (мксимальной) цены контракта информацию о фирменных наименованиях организаций, предоставивших сведения о ценах товаров необходимых к поставке по предмету контракта.
На основании изложенного, в ходе рассмотрения жалобы нарушений в части проядка предоставления сведений о поставщиках, сделаших коммерческие предложения Комиссией Управления не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N498, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Веста" на действия (бездействие) ФГБУ "Научный центр неврологии" Российской академии медицинских наук обоснованной в части неправомерного требования технической части аукционной документации о соответствии товара "жидкое мыло для мытья посуды" требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008.
2. Признать в действиях ФГБУ "Научный центр неврологии" Российской академии медицинских наук нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: В.О. Мурашов
Член комиссии: Н.А. Лысова
В.Э. Селютина
Исп. Лысова Н.А.тел. (495) 784-75-05 (доб. 153)
в том числе в ходе рассмотрения жалобы представителем Заказчика представлены коммерческие предложения
"О применении Федерального закона от 21.01.2005 г N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 23 апреля 2014 г. N 2-57-2262/77-14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.05.2014