Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 мая 2014 г. N 119
Резолютивная часть решения объявлена 16.05.2014
Полный текст решения изготовлен 19.05.2014
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Забайкальского УФАС России; Макаровой С.П. ведущего специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "СтройИнжиниринг" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами аукционной комиссии заказчика - ФКУ "Управление федеральных автомобильных дорог на территории Забайкальского края Федерального дорожного агентства" при проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительному контролю за реконструкцией мостовых переходов через суходол на км 9+337 и реку Песчанку на км 9+612 автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск-граница с КНР в Забайкальском крае" (реестровый N0391100002014000001),
в присутствии: представителей государственного заказчика Казанцевой М.В. (доверенность от 15.05.2014 N14), Еремеева А.Ю. (доверенность от 13.08.2013 N13), директора ООО "СтройИнжиниринг" Варанкина А.В.,
УСТАНОВИЛА:
08 мая 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "СтройИнжиниринг" на действия членов аукционной комиссии заказчика по отклонению второй части заявки участника закупки при проведении электронного аукциона (реестровый N0391100002014000001).
Заявителем указано следующее.
30 апреля 2014 года заказчиком опубликован протокол подведения итогов электронного аукциона N 0391100002014000001. Как следует из указанного протокола заявка участника с порядковым N6 (ООО "Стройинжиниринг") не соответствует требованиям аукционной документации: "в соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе - непредставление документов и информации, которые предусмотрены частью 5 статьи 66 указанного закона и разделами 1, 3 аукционной документации - (нет аттестата аккредитации и (или) аттестата о подтверждении компетентности в собственной лаборатории и приложений к ним)".
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законом.
Заявителем указано, что "несмотря на незаконные требования заказчика обществом, как участником закупки, во вторых частях заявки была прикреплена копия договора аренды лаборатории и все необходимые аттестаты к данной лаборатории".
Заявитель просит проверить правомерность отклонения заявки и выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Представители государственного заказчика с требованиями заявителя не согласились, пояснив следующее.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе.
Заказчиком в пункте 3.3. раздела 3 "Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к их безопасности, требования к результатам работ и иные показатели" документации об электронном аукционе установлено требование проведения контроля качества работ, изделий, конструкций, конструктивных элементов в аккредитованной на компетентность и (или) аттестованной органом по сертификации (аккредитации) для проведения испытаний лаборатории. Кроме того, установлено требование о предоставлении аттестата аккредитации и (или) аттестата о подтверждении компетентности собственной приобъектной лаборатории со всеми приложениями, свидетельств о поверке, сертификаты о калибровке и аттестации приборов и оборудования.
Согласно статье 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль производится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
В соответствии с ОДМ 218.7.001-2009 "Рекомендации по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах" (введен в действие Распоряжение Федерального дорожного агентства от 23.11.2009 N 485-р, далее - ОДМ 218.7.001-2009) основными задачами при осуществлении строительного контроля за выполнением работ в дорожном хозяйстве являются:
- обеспечение выполнения всех услуг по строительному контролю в объеме и сроки, предусмотренные техническим заданием к договору (контракту);
- анализ соответствия разработанной и утвержденной технической документации на объекты строительства, реконструкции или капитального ремонта (рабочей документации, проектов производства работ, технологических карт, схем и регламентов), утвержденной проектной документации;
- оценка соответствия качества строительства, реконструкции или капитального ремонта проектным требованиям, в том числе проведение контрольных измерений и испытаний готовых конструкций, а также применяемых материалов и изделий;
- осуществление надзора за соблюдением технологических правил производства работ, в том числе проведение инструментального контроля за соблюдением технологических карт, схем и регламентов;
- проведение промежуточной приемки ответственных конструкции и освидетельствование скрытых работ, а также участие в приемке законченных строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов.
При осуществлении строительного контроля выполняются, в том числе, следующие работы:
в) Входной контроль соответствия применяемых материалов, конструкций и изделий требованиям рабочей документации.
г) Контроль качества выполняемых дорожно-строительных работ в объемах, определенных техническим заданием заказчика, в том числе входной и операционный контроль соответствия применяемых в соответствии с утвержденной рабочей документацией дорожно-строительных материалов, изделий и готовых конструкций.
д) Приемочный контроль выполненных работ, освидетельствование скрытых работ, участие в промежуточной приемке ответственных конструкций.
е) Проверка полноты и правильности проведения подрядчиком лабораторного и геодезического контроля качества строительства, реконструкции или капитального ремонта.
К основным функциям организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся в том числе:
а4) Наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности.
а5) Выполнение необходимых контрольных измерений и лабораторных испытаний в объемах, предусмотренных техническим задание Заказчика, с оценкой соответствия результатов требованиям проекта и оценкой достоверности контроля качества со стороны подрядчика. (Разделы 3,4,6 ОДМ 218.7.001-2009)
В соответствии с пунктом 2 "Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 468 (далее - Положение), предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
Строительный контроль проводится:
- лицом, осуществляющим строительство (далее - подрядчик);
- застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (пункт 3 Положения).
Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил (пункты 6, 7 Положения).
Согласно пунктам 9, 11 "Положения по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства" СДОС-03-2009, утвержденного Решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.07.2009 N 30-БНС, далее - Положение 2), строительный контроль состоит из строительного контроля застройщика (заказчика), лабораторного контроля, геодезического контроля, производственного контроля, авторского надзора, контроля по вопросам инженерных изысканий.
Лабораторный контроль выполняют испытательные (строительные) лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо испытательные (строительные) лаборатории подрядных организаций. Испытательные (строительные) лаборатории аккредитовываются в Единой Системе Оценки Соответствия.
На испытательные (строительные) лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо испытательные (строительные) лаборатории подрядных организаций возлагается контроль за соблюдением технологических перерывов и температурно-влажностных режимов при производстве строительно-монтажных работ; за соответствием выполнения строительных и монтажных работ проекту и техническим регламентам в порядке, установленном схемами операционного контроля; проверка соответствия стандартам, техническим условиям, паспортам и сертификатам поступающих на объекты капитального строительства материалов, конструкций и изделий; контроль за дозировкой составляющих и приготовлением бетонов, растворов, мастик и других материалов; определение набора прочности бетона, контроль испытания сварных соединений, контроль состояния грунтов в основаниях фундаментов.
Испытательные лаборатории лиц, осуществляющих строительство, либо испытательные лаборатории подрядных организаций обязаны вести журналы регистрации осуществленного контроля и испытаний, подбора различных составов, растворов и смесей, подготавливать акты о соответствии (несоответствии) строительных материалов, поступающих на объект капитального строительства, требованиям проекта, стандартам и техническим условиям.
Таким образом, неотъемлемой частью строительного контроля является лабораторный контроль, для проведения которого необходимо наличие испытательной лаборатории, аккредитованной в Единой Системе Оценки Соответствия (подтверждение компетенции в проведении испытаний в заявленной области деятельности).
Следовательно, требования Заказчика о предоставлении во второй части заявки аттестата аккредитации и (или) аттестата о подтверждении компетентности в собственной приобъектной лаборатории со всеми приложениями, свидетельств о поверке, сертификатов о калибровке и аттестации приборов и оборудования в рамках требования о предоставлении копий документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункта 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе).
Во второй части заявки ООО "Стройинжиниринг" не представлен договор аренды лаборатории (представлен договор на оказание услуг по проведению лабораторных испытаний) и аттестат аккредитации и (или) аттестат о подтверждении компетентности лаборатории с соответствующими приложениями к ним. В связи с указанным вторая часть заявки общества признана несоответствующей требованиям аукционной документации.
На основании изложенного представители государственного заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
28 марта 2014 года заказчиком размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительному контролю за реконструкцией мостовых переходов через суходол на км 9+337 и реку Песчанку на км 9+612 автомобильной дороги А-350 Чита-Забайкальск-граница с КНР в Забайкальском крае" (реестровый N0391100002014000001). Начальная (максимальная) цена контракта - 5328390,00 рублей.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 22.04.2014 поступило восемь заявок, все допущены к участию в аукционе. Все приняли участие в аукционе.
Участник N6 сделал минимальное предложение цены исполнения контракта 2585074,15 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона одна заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации (ОАО "Дорожный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт "Иркутскгипродорнии"), аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 указанного закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Поскольку в составе второй части заявки ООО "Стройинжиниринг" отсутствует аттестат аккредитации и (или) аттестат о подтверждении компетентности в собственной лаборатории, требование к наличию которого содержит аукционная документация, действия членов комиссии заказчика по отклонению такой заявки являются правомерными, соответствующими частям 6, 7 статьи 69 Закона о контрактной системе.
Комиссией не рассматривается довод заявителя о неправомерности установления в аукционной документации требования к наличию в составе заявки аттестата аккредитации и (или) аттестата о подтверждении компетентности в собственной лаборатории, поскольку жалоба на положения документации об аукционе согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. По истечении указанного срока обжалование данных действий заказчика, осуществляется только в судебном порядке.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Стройинжиниринг" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
С.П. Макарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 16 мая 2014 г. N 119
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2014