Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 апреля 2014 г. N 82
Резолютивная часть решения объявлена 18.04.2014
Полный текст решения изготовлен 22.04.2014 г. Чита, ул. Лермонтова,14
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В., членов комиссии: Терешиной Л.В. главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Осиповой А.О. главного специалиста этого же отдела, рассмотрев жалобу ООО "Торговый дом "Здоровье" на нарушение требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком - ГУЗ "Шилкинская ЦРБ", уполномоченным органом - Департаментом государственных закупок Забайкальского края при проведении аукциона в электронной форме на поставку продуктов питания для беременных женщин и детей до трех лет (реестровый N0191200000614000968)
в присутствии представителей уполномоченного органа: Мусихина И.В. (доверенность от 21.10.2013 N 14), представителя заказчика Казанова Д.Е. (доверенность от 26.04.2014 ), представителя заявителя Медведевой Н.А. (доверенность 18.04.2014), директора ООО "Торговый дом "Здоровье" Зродниковой В.В.,
УСТАНОВИЛА:
11 апреля 2014 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "Здоровье" на положения аукционной документации. По мнению заявителя, требование заказчиком документов, перечисленных в подпунктах 3-6 раздела "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" пункта 12 Документации, не обосновано, т.к. объектом закупки является поставка продуктов питания, а не их производство. Включение этих документов в конкурсную документацию, без учета особенностей конкретной закупки, является избыточным требованием и приводит к необоснованному ограничению числа участников. Пройти предквалификационный отбор в конкурсе может только производитель.
Кроме, того, в техническом задании по позициям 1,4 полностью соответствует описанию только смесь Малютка, но данная смесь представлена на рынке только в упаковке 350 грамм. Заказчик установил требование к упаковке "не менее 400 грамм". Такая фасовка выпускается только производителем эксклюзивно, для бесплатной раздачи в рамках государственной программы и в свободной продаже отсутствует.
Заявитель просит отменить проведение данной закупки, поскольку данные действия заказчика нарушают требования статьи 8 Закона о контрактной системе.
Представитель уполномоченного органа пояснил, что участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 4 статьи 3 Закона о контрактной системе)
В соответствии с частью 5 статьи 24 Федерального закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Федерального закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Необоснованным сокращением числа участников закупки являются действия заказчика, искусственно ограничивающие правоспособность участников закупки, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Ограничения доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений могут устанавливаться только федеральными законами или иными нормативными правовыми актами (статья 1 7 Федерального закона "О защите конкуренции").
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона.
Как следует из содержания статьи 56 Закона о контрактной системе конкурс с ограниченным участием является самостоятельным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который применяется исключительно при совместном наличии обязательных условий и требований, установление которых отнесено к полномочиям Правительства РФ.
Правительство РФ постановлением от 28 ноября 2013 года N 1089 установило условия проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которым утвержден перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые но причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Установленные Правительством РФ дополнительные требования заказчики обязаны устанавливать при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупки (часть 4, 7 статьи 31 Закона о контрактной системе).
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям, установлен в развитие правовой регламентации дополнительных требований, является неотъемлемой (составной) частью реализации этих требований, и не подлежит не сужающему, не расширительному толкованиям.
Исходя из изложенного, положения пунктов 3-6 раздела "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" пункта 12 Документации установлены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и не могут быть установлены частично и оцениваться как ограничение числа участников закупки.
Представитель заказчика с доводами заявителя не согласился по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Следовательно, государственный Заказчик вправе включить в документацию такие требования к характеристикам, размерам, упаковке товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, а также обязанность заказчика обосновать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Исходя из анализа положений Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
При этом заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые бы удовлетворяли всех возможных участников размещения заказа.
Доводы заявителя о том, что требования технического задания в п.п 1,4 не подразумевают поставки эквивалентной продукции других производителей являются не состоятельными, т.к. требованиям к качественным и функциональным характеристикам товара, установленным в диапазонных значениях, отвечают товары разных производителей, что исключает факт ограничения конкуренции.
Существуют как минимум два вида детского питания, известных заказчику, чьи качественные характеристики попадают в диапазоны, указанные Заказчиком в ассортиментном перечне технического задания:
-по пункту 1 Адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с рождения до 6 месяцев с пребиотиками "Малютка 1" и "Фрисолак GOLD 1";
-по пункту 4 Последующая адаптированная сухая молочная смесь для смешанного и искусственного вскармливания здоровых детей с 6 месяцев с пребиотиками "Малютка 2" и "Фрисолак GOLD 2".
Эти продукты являются эквивалентами, т.к. по возрастному критерию применяются для питания детей с рождения до 6 месяцев и с шести месяцев до одного года, по составу (пищевой ценности) наиболее приближены друг к другу и составу грудного молока, и могут быть взаимозаменяемы. У заказчика был положительный опыт использования данных продуктов, и не имел отрицательных реакций.
Проведено изучение рынка продуктов детского питания, в части расфасовки товара и установлено, что на рынке РФ зарегистрировано множество смесей с расфасовкой 400 грамм. Заказчиком получено три коммерческих предложения с ассортиментом и ценой на продукцию с расфасовкой 400 грамм.
Настоящая закупка проводится не среди производителей, а среди неограниченного круга участников. Документация не содержит упоминания производителя или чрезмерного перечисления конкретных характеристик конкретной смеси. ООО "Торговый дом "Здоровье" не приводит аргументов в пользу того, что его кто-то ограничивает в возможности закупить и поставить смеси соответствующие требованиям Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка размещения указанного заказа. В ходе проверки установлено следующее.
26 марта 2014 уполномоченный орган разместил на официальном сайте извещение о проведении указанного аукциона, одновременно размещена документация об аукционе
В пункте 12 документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки :
1.Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта, договора на поставку товаров,, выполнение работ, оказание услуг (далее - договор), указанных в перечне случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г. N 1089, в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс с ограниченным участием.
2.Наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Также установлен перечень документов подтверждающих соответствие участников закупки установленным требованиям.
Описание объекта закупки установлено в пункте 29 документации об аукционе. В соответствии с установленными требованиями, по позиции 1,4 при поставке молочной смеси, упаковка: картонная пачка, не менее 400 грамм.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснение сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1089 "Об условиях проведения процедуру конкурса с ограниченным участием _" утверждены условия проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определен перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также установлены дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, и перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
В силу требований части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе, в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, установление дополнительных требований к участникам закупки и предоставление документов, которые подтверждают соответствия участников закупки дополнительным требованиям, является обязанностью заказчика и не зависит от специфики закупки.
Поскольку объектом закупки является поставка продуктов питания, которая входит в перечень случаев, к которым предъявляются дополнительные требования, Комиссия считает установленные заказчиком требования к участникам закупки и перечень предоставляемых документов, указанных в пункте 12 документации об аукционе правомерным.
Комиссии находит довод заявителя, что поставка смесей (в упаковке "не менее 400 грамм") отсутствует в свободной продаже, необоснованным, поскольку исходя из коммерческих предложений, полученных заказчиком в ходе установления начальной цены контракта, заявленную молочную смесь имеют возможность поставить ООО "Прок-Сервис" и ООО "Юнилос-Восточная Сибирь", которые являются потенциальными участниками закупки.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти_", части 8 статьи 106, пункта 1 части 15 статьи 99, пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "Здоровье" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Л.В. Терешина
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 18 апреля 2014 г. N 82
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2014