Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2014 г. N 142-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе:
Председателя Комиссии:
|
Сапрыкиной Н.В.
|
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных им муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Гареевой Д.Ф. |
- |
специалиста 1 разряда отдела контроля закупок для государственных им муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Сфера" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание юридических услуг в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права (извещение N 0369200036014000018) в присутствии:
- представителя ООО "Сфера", действующего на основании доверенности от 21.03.2014 N 04;
- представителя Областного государственного казенного учреждения "Аппарат уполномоченного по правам человека в Челябинской области", действующего на основании удостоверения N 1491;
- представителя Областного государственного казенного учреждения "Аппарат уполномоченного по правам человека в Челябинской области", действующего на основании доверенности от 10.04.2014 N 3,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 04.04.2014 поступила жалоба ООО "Сфера" на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок на оказание юридических услуг в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права (извещение N 0369200036014000018) (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам Областное государственное казенное учреждение "Аппарат уполномоченного по правам человека в Челябинской области" (далее - заказчик) объявило о проведении запроса котировок 20.03.2014 путем опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 130 800, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок - 31.03.2014 в 09 часов 00 минут.
На дату рассмотрения жалобы государственный контракт на оказание юридических услуг в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Извещением N 0369200036014000018 от 20.03.2014, опубликованном на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, объявлен запрос котировок на оказание юридических услуг в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права для Уполномоченного по правам человека в Челябинской области.
Заявителем 28 марта 2014 года на электронный адрес заказчика направлена заявка на участие в запросе котировок, подписанная электронной цифровой подписью.
01 апреля 2014 года котировочной комиссией заявка заявителя отклонена, как несоответствующая требованиям части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, что повлекло за собой невозможность участия заявителя в запросе котировок.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласился и пояснил следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Заявителем представлена котировочная заявка в виде электронного документа 30 марта 2014 года. Основываясь на положениях части 2 статьи 77 Закона о контрактной системе, форма заявки не должна позволять просматривать содержание такой заявки до вскрытия конвертов и/или открытия доступа к заявкам, поданным в форме электронного документа. Заявителем данное требование выполнено не было.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам
1. В соответствии с частью 2 статьи 77 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок подается заказчику в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация о форме заявки на участие в запросе котировок.
Так, пункт 17 извещения о проведении запроса котировок заявки на участие в электронном документе подаются в письменной форме в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание такой заявки до вскрытия конверта, или форме электронного документа, подписанного усиленной электронной подписью, с использованием единой информационной системы.
Исходя из материалов, представленных на заседание Комиссии, следует, что заявителем заявка на участие в запросе котировок в электронной форме направлена заказчику посредством электронной почты, что не соответствует требованиям извещения, а также положениям статьи 5 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия котировочной комиссии, в части отклонения котировочной заявки ООО "Сфера" на участие в запросе котировок, являются правомерными, так как соответствуют части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении жалобы, Комиссией проведена внеплановая проверка документации о закупки и извещения о закупки, в ходе которой установлено следующие
1. В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных заказчиком единых требованиях и дополнительных требованиях в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок указываются предъявляемые участникам такого запроса котировок требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса котировок в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Так, пункт 12 извещения о проведении запроса котировок содержит перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок, а именно: наличие у участника трудовых ресурсов, в том числе квалификация работников участника - количество сотрудников, находящихся в трудовых отношениях с участником конкурса на момент подачи заявки на участие в запросе котировок, имеющих ученые степени, с опытом работы в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Однако пунктом 12 извещения о проведении запроса котировок установлены требования к участникам закупки, которые противоречат требованиям части 1, 2 статьи 31, части 5 статьи 31, части 3 статьи 33, части 6 статьи 31, пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в документации должно носить объективный характер.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Вместе с тем, техническое задание (Приложение N 1 к извещению о проведении запроса котировок) в нарушение части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не содержит объемов оказания услуг в области уголовного, гражданского, процессуального, трудового, административного, земельного, семейного, жилищного, градостроительного права.
3. Согласно части 20 статьи 22 Закона о контрактной системе методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию.
В составе извещения о проведении запроса котировок содержится обоснование НМЦК, согласно которому заказчик в качестве способа определения НМЦК использовал метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
При этом таблица расчета НМЦК содержит наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию (Приложение N 2 к извещению о проведении запроса котировок).
Таким образом, заказчиком при обосновании НМЦК не учтены положения Методических рекомендаций.
4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться форма заявки на участие в запросе котировок.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, или копии таких документов
В нарушение пункта 3 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заказчик в заявке на участие в запросе котировок не указал перечень документов, подтверждающих право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе, или копии таких документов
5. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта отсутствуют сведения о порядке и сроках оплаты услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки оказанной услуги в части соответствия требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Кроме того, как следует из частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта должен быть предусмотрен размер штрафа, как для заказчика, так и для поставщика (подрядчика, исполнителя), который начисляется за ненадлежащее исполнение заказчиком (поставщиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
Однако в пункте 5 проекта контракта заказчик не установил указанные меры ответственности в отношении заказчика и поставщика в нарушение частей 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Помимо этого, часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Таким образом, заказчик в нарушение требований части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе не предусмотрел в проекте контракта необходимые в силу законодательства о контрактной системе сведения, что может повлечь за собой заключение контракта, не соответствующего требованиям законодательства о контрактной системе.
Помимо этого, согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчик в нарушение части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе не включил в проект контракта (Приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок) обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
6. В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении закупки должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 Закона о контрактной системе), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 Закона о контрактной системе.
Так, пункт 20 извещения о проведении запроса котировок содержит информацию об обеспечении исполнения контракта в размере 13 000, 00 рублей, что составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, согласно подпункту 5.6. проекта контракта источником покрытия расходов исполнителя в связи с затратами по пунктам 5.4. и 5.5. контракта служит обеспечение исполнения контракта в объеме 1 600 000 (один миллион шестьсот тысяч) рублей.
Учитывая вышеизложенное, извещение о проведении запроса котировок содержит неоднозначную информацию в части размера обеспечения исполнения контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе.
7. В соответствии с частью 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
В силу части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок оформляются протоколом, в котором содержатся информация о заказчике, о существенных условиях контракта, о всех участниках, подавших заявки на участие в запросе котировок, об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок), предложение о наиболее низкой цене товара, работы или услуги, информация о победителе запроса котировок, об участнике запроса котировок, предложившем в заявке на участие в запросе котировок цену контракта такую же, как и победитель запроса котировок, или об участнике запроса котировок, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после предложенных победителем запроса котировок условий.
Таким образом, при составлении протокола рассмотрения котировочных заявок N 0369200036014000018 от 01.04.2014 котировочной комиссией нарушены требования части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе, а именно: не указаны положения извещения, которым не соответствуют заявки участников, не допущенных на участие в запросе котировок.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Сфера" на действия котировочной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать нарушения:
- в действиях заказчика - частей 1, 5, 6 статьи 31, частей 2, 3 статьи 33, части 20 статьи 22, частей 5, 7, 8, 13, 27 статьи 34, пункт 8 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, пункта 3 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
- в действиях котировочной комиссии - частей 1, 7, 8 статьи 78 Закона о контрактной системе.
3 Выдать заказчику, котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены комиссии И.О. Кокшарова
Д.Ф. Гареева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 апреля 2014 г. N 142-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2014