Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2014 г. N 234-ж/14
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста - эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля государственного и муниципального заказов Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "ЭСГ "Охрана труда", в присутствии:
- представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Борец" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, действующего на основании доверенности N 9 от 08.05.2014,
- представителя Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Борец" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу, действующего на основании доверенности N 8 от 08.05.2014,
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭСГ "Охрана труда" (далее - заявитель) на действия котировочной комиссии при проведении запроса котировок N 0369100014614000008 на оказание услуг по специальной оценке условий труда (далее - запрос котировок).
Согласно представленным документам 15.04.2014 Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Борец" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу объявило о проведении запроса котировок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 99 000, 00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в запросе котировок - 21.04.2014 в 17:00.
Состав единой комиссии утвержден и.о. директором Приказом Федерального агентства по государственным резервам по Уральскому федеральному округу N 118 от 09.01.2014.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ЭСГ "Охрана труда" контракт не заключен.
В жалобе ООО "ЭСГ "Охрана труда" указало, что продекларировало свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства в заявке, а также предоставило полный пакет документов, предусмотренный извещением о проведении запроса котировок, что соответствует требованиям части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
Заявка ООО "ЭСГ "Охрана труда" правомерно отклонена от участия в запросе котировок, поскольку в заявке отсутствовали информация и документы, свидетельствующие о наличии у участника закупки испытательной аккредитованной лаборатории с правом проведения исследований (испытаний) измерений вредных опасных факторов, что является основанием для отклонения заявки в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия котировочной комиссии соответствуют требованиям действующего законодательства.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1. Как следует из части 1 статьи 78 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня, следующего после даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок, котировочная комиссия вскрывает конверты с такими заявками и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок, рассматривает такие заявки в части соответствия их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает такие заявки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 22.04.2014 (далее - протокол) заявка ООО "ЭСГ "Охрана труда" не соответствует требованиям извещения о проведении запроса котировок в нарушение части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе в виду отсутствия декларации о принадлежности участников закупки к субъектам малого предпринимательства, а также ввиду непредставления документов сведений, предусмотренных пунктами 2, 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Исходя из совокупного толкования положений пункта 1.9, 1.10 извещения о проведении запроса котировок следует, что участник закупки в составе заявки должен предоставить документы, подтверждающие наличие в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта, в том числе врача по гигиене труда, врача по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, а также наличие испытательной аккредитованной лаборатории с правом проведения исследований (испытаний) измерений вредных опасных факторов.
Однако в котировочной заявке ООО "ЭСГ "Охрана труда" отсутствуют документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, указанным в извещении.
При этом содержащаяся в заявке общества информационная справка о наличии кадровых ресурсов не является документом, подтверждающим наличие трудовых правоотношений с экспертами по охране труда, а также не подтверждает квалификацию указанных экспертов.
Кроме того, в заявке не указана информация о наличии в составе общества в качестве структурного подразделения - испытательной аккредитованной лаборатории с правом проведения исследований (испытаний) измерений вредных опасных факторов.
Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.
Как следует из части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать информацию, необходимую заказчику в соответствии с извещением о проведении запроса котировок, а также информацию, указанную в пунктах 1-4 части 3 статьи 73 Закона.
На основании изложенного, решение котировочной комиссии об отказе в допуске к участию в запросе котировок ООО "ЭСГ "Охрана труда" и соответствует части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе.
При этом антимонопольный орган отмечает, что в протоколе необоснованно указано на отсутствие в составе заявки участника закупки декларации о принадлежности его к субъектам малого предпринимательства, что подтвердили присутствующие на заседании Комиссии члены единой комиссии.
Указанные обстоятельства, в том числе вызваны нарушением части 8 статьи 78 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием при оформлении протокола информации о решении об отклоненных заявках на участие в запросе котировок с обоснованием причин отклонения (в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и положений извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствуют заявки на участие в запросе котировок этих участников, предложений, содержащихся в заявках на участие в запросе котировок, не соответствующих требованиям извещения о проведении запроса котировок, нарушений федеральных законов и иных нормативных правовых актов, послуживших основанием для отклонения заявок на участие в запросе котировок) в отношении каждого участника закупки.
2. Как следует из пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии со статьей 31 настоящего Федерального закона.
Из содержания частей 1, 5 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, информация о которых указывается в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное требование о необходимости установления в документации о закупке (извещении о закупке) условий о соответствии участника закупки требованиям статьи 31 Закона о контрактной системе независимо от способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участника указанным требованиям.
Указанное условие обусловлено обязанностью комиссии по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1, 2 и 6 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 1.10 извещения о проведении запроса котировок установлены следующие требования (в соответствии с пунктами 2, 3 части 1 статьи 19 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"):
- наличие в организации не менее пяти экспертов, имеющих сертификат эксперта, в том числе врача по гигиене труда, врача по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям,
- наличие испытательной аккредитованной лаборатории с правом проведения исследований (испытаний) измерений вредных опасных факторов,
При этом, указанные условия являются требованиями к участнику закупки, предъявляемыми в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а не документами, которые должны предоставляться в составе заявки.
Так, документами, подтверждающими соответствие участника закупки указанным требованиям, являются трудовые договоры, заключенные с указанными экспертами в области охраны труда, сертификаты экспертов, сертификаты аккредитации испытательной лаборатории и т.д.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок отсутствуют сведения о предоставлении конкретных документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 346.11 Налогового кодекса РФ предусмотрено применение хозяйствующими субъектами упрощенной системы налогообложения, которые в данном случае не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения товаров или наименования производителей, а также требования к товарам, их производителям, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, отсутствие в пункте 3.1 проекта контракта условия о возможности проведения расчетов путем применения единого налога (то есть без оплаты НДС), может привести к ограничению количества участников размещения заказа, находящихся на упрощенной системе налогообложения.
Кроме того, отсутствие в проекте контракта возможности проведения расчетов без оплаты НДС, в случае заключения контракта с участником размещения заказов, находящимся на упрощенной системе налогообложения, может привести к заключению контракта не на условиях документации об аукционе, что является нарушением части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, которая предусматривает, что контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
4. В нарушение части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в проекте контракта не указаны сроки осуществления заказчиком приемки поставленного товара, а также сроки оформления результатов такой приемки, что не позволит определить срок оплаты товара, обусловленный подписанием сторонами акта приема-сдачи выполненных работ (пункт 3.4 проекта контракта).
5. Как следует из части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом, порядок расчета пени определен по формуле, установленной Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление), фактически позволяющей рассчитать размер пени в зависимости от цены контракта и стоимости фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, которые в свою очередь не могут быть определены на стадии формирования документации о закупке.
В пункте 6.3 проекта контракта установлен фиксированный размер пени без указания расчета неустойки по формуле, установленной в соответствии с Постановлением.
Кроме того, в соответствии с пунктами 6.2 и 6.4 проекта контракта указан размер штрафа в отношении заказчика и исполнителя не соответствующий процентному выражению неустойки, указанному в соответствии с Постановлением, что противоречит частям 5,8 статьи 34 Закона о контрактной системе.
.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 24 июля 2012 года N 498 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "ЭСГ "Охрана труда"на действия котировочной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 73, части 8 статьи 78, частей 5,7,8,13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А.Ливончик
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 12 мая 2014 г. N 234-ж/14
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014