Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 апреля 2014 г. N 150-ж/2014
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Сапрыкиной Н.В. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Воронковой Д.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Субботиной А.С. |
- |
специалиста - эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106, частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "ЮВИН" на действия аукционной комиссии при проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по отлову безнадзорных животных на территории сельских поселений Чебаркульского муниципального района (извещение N 0169300015614000074) (далее - Аукцион), в присутствии:
представителей Администрации Чебаркульского муниципального района, действующих на основании Доверенностей N 660, 658, 659 от 15.04.2014 года;
представителя Управления сельского хозяйства и продовольствия администрации Чебаркульского муниципального района, действующего на основании Доверенности N 1 от 15.01.2014 года;
представителя ООО "ЮВИН" (далее - заявитель), действующего на основании Доверенности от 16.04.2014 года,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 09.04.2014 поступила жалоба на действия аукционной комиссии при проведении рассматриваемого Аукциона, объявленного Заказчиком путем размещения на официальном сайте в сети "Интернет" www. zakupki.gov.ru 28.03.2014 года извещения о проведении Аукциона.
Начальная цена контракта - 99 200, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 07.04.2014 в 17 часов 00 минут.
По состоянию на 16.04.2014 года контракт по предмету рассматриваемой закупки не заключен.
Согласно доводам жалобы, заявитель считает, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку ООО "ЮВИН" на участие в аукционе не соответствующей требованиям пункта 23 аукционной документации.
На заседании Комиссии представитель ООО "ЮВИН" пояснил, что регламент электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" устанавливает порядок обработки и передачи информации о заявках на участие в электронных аукционах. Согласно положениям 13.7, 13.8.1, 13.8.2, 13.9 данного регламента, подавая заявку на участие в электронном аукционе, участник закупки подтверждает свое согласие на оказание услуг в соответствии с требованиями, установленными в аукционной документации и извещении о проведении аукциона. В случае неприкрепления документов, установленных требованиями заказчика, система электронной площадки не позволяет участнику аукциона направить заявку.
В положении 10 указанного регламента перечислены следующие документы, которые должен прикладывать участник аукциона: копии учредительных документов, копии документов, удостоверяющих личность, подтверждающих полномочия на получение аккредитации от имени участника, решение об одобрении или совершении по результатам торгов сделок от имени поставщика - юридического лица - с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.
Тот факт, что заявка была принята оператором электронной площадки, говорит о ее полном соответствии требованиям заказчика, и дополнительного прикрепления документов не требуется.
Представитель заказчика с доводами жалобы Участника закупки не согласился и на заседании Комиссии Челябинского УФАС России пояснил, что в пункте 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктами 1, 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии таких требований), или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Указанные требования Закона о контрактной системе содержатся и в документации об аукционе.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе Комиссия, рассмотрев доводы жалобы ООО "ЮВИН" и проведя внеплановую проверку, пришла к следующим выводам.
Часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе содержит единые требования к участникам закупки. Среди прочих требований указанной статьи, пункты 3-9 части 1 статьи 31 содержат следующие требования к участникам:
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пункт 23 Информационной карты документации об аукционе содержит требование о предоставлении участником аукциона декларации о соответствии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и перечисляет эти требования.
Между тем, в нарушение пункта 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе и требований пункта 23 Информационной карты документации об аукционе участником аукциона ООО "ЮВИН" в составе заявки на участие в аукционе не представлена указанная декларация.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России, рассмотрев положения документации об аукционе, считает, что доводы жалобы ООО "ЮВИН" необоснованны.
В составе второй части заявки на участие в аукционе участник аукциона должен был представить декларацию о соответствии требованиям пунктов 3-9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки рассматриваемой процедуры определения поставщика (исполнителя, подрядчика), проведенной в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Челябинского УФАС России в действиях заказчика выявила следующие нарушения законодательства о контрактной системе.
1. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены, но конкретизированы требования к участникам аукциона в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и единые требования к участникам аукциона.
2. В силу части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК), цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Часть 20 статьи 22 Закона о контрактной системе устанавливает, что методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 2.1. Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" (далее - Методические рекомендации) обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет.
В составе документации о закупке в Таблице расчета начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен содержится обоснование НМЦК.
При этом таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта не содержит реквизитов документов, используемых в качестве обоснования НМЦК, а лишь указывает наименования производителей (поставщиков), от которых исходили ценовые предложения.
Вместе с тем, указание источников информации о ценах товаров, работ, услуг необходимо для обеспечения возможности проверки соблюдения предусмотренного Законом о контрактной системе порядка установления начальной (максимальной) цены контракта путем обращения к соответствующим источникам информации.
Таким образом, заказчиком при обосновании начальной (максимальной) цены контракта не учтены положения Методических рекомендаций.
3. Часть 4 статьи 34 Закона о контрактной системе указывает, что в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно части 5 той же статьи, в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения заказчиком таких обязательств, поставщик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе предусматривает особый порядок расчета пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.
Данный порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".
Согласно пункту 6 указанного Постановления Правительства, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С.
Согласно пункту 4 указанного Постановления Правительства, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Пункт 5 данного Постановления Правительства предусматривает, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В нарушение частей 4, 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе в пункте 7.3 заказчик предусмотрел пеню, уплачиваемую исполнителем, в размере 1/300 ставки рефинансирования банка России от стоимости неисполненных обязательств за каждый день просрочки, но не более 10 % от стоимости контракта, а также не включил в проект контракта условие об ответственности заказчика и исполнителя в виде уплаты штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
4. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.
В нарушение данной нормы Закона о контрактной системе в Проекте контракта не указаны сроки оплаты услуг.
5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.
Согласно техническому заданию, содержащемуся в составе документации об аукционе, отлов безнадзорных животных включает в себя проведение обследования территории населенных пунктов, согласно списку, предложенному заказчиком. При этом данный список не представлен в составе документации об аукционе, и в проекте контракта не содержится упоминания о данном списке при описании предмета контракта.
В пункте 6.1.5 проекта контракта указано, что исполнитель обязуется осуществлять эвтаназию с помощью средств временной иммобилизации. Между тем, в документации об аукционе не содержится информации как об эвтаназии, так и о средствах, с помощью которых должен осуществлять свою деятельность исполнитель.
Пункт 2.1 проекта контракта указывает, что оплата за оказание услуг производится по тарифам, утвержденным исполнителем на момент заключения контракта.
Поскольку цена контракта в документации об аукционе рассчитана не за единицу услуги, а за услугу в целом, у заказчика нет фактической возможности рассчитать сумму, подлежащую оплате по контракту, применяя тариф на оказание услуг.
Таким образом, заказчиком нарушено требование части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой заключение контракта не на условиях документации.
6. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В пункте 3.2 технического задания заказчик требует отлова безнадзорных животных в соответствии с санитарными правилами, методами, не запрещенными законом, но не указывает на реквизиты документов, которыми установлены данные правила и методы.
Пункт 3.5 технического задания предполагает транспортировку и передачу отловленных животных в специализированные ветеринарные лаборатории, аккредитованные в установленном порядке, в соответствии с аттестованными методиками. Вместе с тем, из документации об аукционе невозможно сделать вывод о том, что понимается под специализированными ветеринарными лабораториями. Кроме того, не определены цели передачи животных в указанные лаборатории.
Таким образом, заказчиком нарушено требование пункта 1 части 1 статьи 33, поскольку из описания объекта закупки, содержащегося в документации об аукционе, нельзя сделать вывод о соответствии параметров услуг, предложенных участником закупки, потребностям заказчика.
7. Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.
Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 4.1 проекта контракта, контракт прекращает свое действие 31.10.2014 года, а в части расчетов действует до полного исполнения сторонами своих обязательств. Таким образом, срок действия контракта в части расчетов не определен, что не дает возможности определить и требования к сроку банковской гарантии в этом случае и не соответствует требованиям части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что аукцион на оказание услуг по отлову безнадзорных животных на территории сельских поселений Чебаркульского муниципального района (извещение N 0169300015614000074) признан несостоявшимся в связи с тем, что была отклонена заявка единственного участника аукциона, по причине чего заказчиком принято решение об отмене данного и проведении повторного аукциона.
Исходя из изложенного, информации, представленной ООО "ЮВИН", Управлением сельского хозяйства и продовольствия администрации Чебаркульского муниципального района, Администрацией Чебаркульского муниципального района, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "ЮВИН" на действия аукционной комиссии необоснованной;
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 6 части 5 статьи 63, части 5статьи 31, частей 1, 4, 5, 7, 8, 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе;
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать;
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Председатель Комиссии Н.В. Сапрыкина
Члены Комиссии Д.А. Воронкова
А.С. Субботина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 апреля 2014 г. N 150-ж/2014
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2014