Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2013 г. N 355Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 30 декабря 2013 года Полный текст решения изготовлен 10 января 2014 года |
г. Ярославль |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (Ярославское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя управления Паутова И.Г., членов комиссии: начальника отдела контроля размещения государственного заказа Крюковой Т.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля размещения государственного заказа Разумова И.В.,
при участии:
Заявитель - ООО "Экостандарт "Технические решения" - извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения жалобы на рассмотрение жалобы не явился, представителя не направил, просил рассмотреть жалобу в отсутствии его представителя;
от Заказчика - Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области - директора ИгнатьеваС.И., представителей по доверенности Васильевой В.В., Сорокина Л.Б., Лайтман О.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Экостандарт "Технические решения" на действия заказчика - Департамента природопользования Ярославской области (далее - Департамент, Заказчик) при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по изданию Доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области за 2012 год (номер извещения 0171200000913000018) (далее также - Запрос котировок), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Заказчик не принял и не зарегистрировал его котировочную заявку, в связи с чем котировочная заявка ООО "Экостандарт "Технические решения" не была рассмотрена котировочной комиссией Заказчика.
Заявитель просит Комиссию признать действия котировочной комиссии Заказчика незаконными и выдать предписание об устранении допущенного нарушения.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя, представили письменные пояснения по жалобе, согласно которым на почтовый ящик Заказчика от ООО "Экостандарт "Технические решения" не поступала котировочная заявка Заявителя.
Таким образом, по мнению представителей заказчика, котировочная комиссия Заказчика, не рассмотрев и не оценив заявку Заявителя, действовала в соответствии с положениями Закона о размещении заказов, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей Заказчика, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (Официальный сайт) 10.12.2013 г. размещено извещение о проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по изданию Доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области за 2012 год за номером 0171200000913000018. Начальная (максимальная) цена контракта: 496 000 руб. 00 коп.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
Частями 2, 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ установлен порядок подачи котировочных заявок, а именно: котировочная заявка подается участником размещения заказа заказчику, уполномоченному органу в письменной форме или в форме электронного документа в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок. В случае подачи котировочной заявки в форме электронного документа заказчик, уполномоченный орган в тот же день обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа участнику размещения заказа, подавшему такую заявку, подтверждение получения такой заявки.
Поданная в срок, указанный в извещении о проведении запроса котировок, котировочная заявка регистрируется заказчиком, уполномоченным органом.
На момент рассмотрения жалобы существует два федеральных закона, регулирующих отношения связанные с применением электронного документа:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи";
- Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" (далее также - Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ) под электронным документом понимается документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме.
Частями 1 и 3 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Если в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или обычаем делового оборота документ должен быть заверен печатью, электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью и признаваемый равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, признается равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью и заверенному печатью. Федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия могут быть предусмотрены дополнительные требования к электронному документу в целях признания его равнозначным документу на бумажном носителе, заверенному печатью.
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее также - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ) информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Согласно части 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ электронная цифровая подпись - реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Кроме того, частью 1 статьи 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ предусмотрено, что электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ обладание у лица электронной подписи подтверждается наличием у него сертификата ключа проверки электронной подписи - электронный документ или документ на бумажном носителе, выданные удостоверяющим центром либо доверенным лицом удостоверяющего центра и подтверждающие принадлежность ключа проверки электронной подписи владельцу сертификата ключа проверки электронной подписи.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом, электронный документ обладает признаками документа, подписанного собственноручной подписью, в случае его подписания электронной подписью или не позднее 31.12.2013 - электронной цифровой подписью, ключ проверки которой создается в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданной в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи".
Согласно части 1 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия в течение одного рабочего дня, следующего за днем окончания срока подачи котировочных заявок, рассматривает котировочные заявки на соответствие их требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и оценивает котировочные заявки.
Исходя из части 3 статьи 47 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.
Извещением о проведении запроса котировок за номером 0171200000913000018 от 10.12.2013 г. указаны место и срок подачи котировочных заявок: "Российская Федерация, 150014, Ярославская область, г. Ярославль, ул. Свободы, 62. С 11.12.2013 г. с 09 час 00 мин по 20.12.2013 г. до 16 час 30 мин.".
Кроме того, извещение о проведении запроса котировок за номером 0171200000913000018 от 10.12.2013 г. содержит также указание на адрес электронной почты: fedorovpa@region.adm.yar.ru.
Участник размещения заказа на основании части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, реализуя свое право на подачу котировочной заявки в форме электронного документа, обязан обеспечить выполнение требований, предъявляемых к такому документу.
В своей жалобе ООО "Экостандарт "Технические решения" указало на то, что 19.12.2013 в 17:29 (местное время) обществом была оформлена котировочная заявка и подана в форме электронного документа с электронного адреса kr@ecostandard.ru на электронный адрес Заказчика - fedorovpa@region.adm.yar.ru.
Согласно представленному Департаментом на заседание Комиссии журналу регистрации поступления котировочных заявок (приложение N 1 к Протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от 23.12.2013 N 0171200000913000018-П) Заказчику ни в письменной форме, ни в форме электронного документа от ООО "Экостандарт "Технические решения" котировочных заявок не поступало.
Согласно требованию о приостановлении размещения заказа, направленного Ярославским УФАС России в адрес Департамента (от 25.12.2013 N 12721/05-02), запрашивалась информация с сервера электронной почты fedorovpa@region.adm.yar.ru о поступлении/непоступлении котировочной заявки ООО "Экостандарт "Технические решения".
На рассмотрение жалобы Заказчиком была представлена копия котировочной заявки ООО "Экостандарт "Технические решения" и скриншот с электронного почтового ящика Заказчика с информацией о том, что котировочная заявка ООО "Экостандарт "Технические решения" находится на сервере почтовой системы с доменом "region.adm.yar.ru", принадлежащем не Заказчику, а вышестоящей организации - Правительства Ярославской области, помещена в раздел "Карантин" на сервере.
Согласно письменным пояснениям Заказчика почтовый ящик работает посредством сервиса установленного не у Заказчика. Департамент не мог повлиять на получение отправлений электронной почты, так как сервер почтовой системы находится в вышестоящей организации - Правительстве Ярославской области, которая обеспечивает обмен почтовыми сообщениями между всеми органами исполнительной власти области и внешними почтовыми адресатами. Почтовый домен "region.adm.yar.ru" является доменом Правительства области. В связи с данным обстоятельством Заказчик не наделен правом контроля за работой почтового сервера с доменом "region.adm.yar.ru", и не может нести ответственность за его работу.
На заседании Комиссии установлено, что 19.12.2013 в 17:29 (местное время) ООО "Экостандарт "Технические решения", в данном случае реализуя свое право на основании части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ, направило на адрес электронной почты Заказчика - fedorovpa@region.adm.yar.ru свою котировочную заявку в форме электронного документа, оформленную в формате Microsoft Word (doc) и подписанную электронной цифровой подписью Серова М.А., который является генеральным директором общества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.
Согласно части 2 статьи 19 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ электронный документ, подписанный электронной подписью, ключ проверки которой содержится в сертификате ключа проверки электронной подписи, выданном в соответствии с порядком, ранее установленным Федеральным законом от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи", в течение срока действия указанного сертификата, но не позднее 31 декабря 2013 года признается электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В этой связи заверение электронного документа электронной подписью обусловлено необходимостью удостоверить заявленные сведения (волю и волеизъявление конкретного лица) и подтвердить юридическую силу документа.
На электронном почтовом ящике Заказчика ( fedorovpa@region.adm.yar.ru) в разделе "Карантин" имеется котировочная заявка ООО "Экостандарт "Технические решения". Данный документ открывается в формате Microsoft Word (doc) с указанием на "Защищенный просмотр" и предлагается функция "Разрешить редактирование". После выбора данной функции, появляется окно "Подписи", в котором отображается информация о наличии электронной цифровой подписи. В данном случае - об электронной цифровой подписи Серова М.А. То есть, котировочная заявка ООО "Экостандарт "Технические решения", поданная в форме электронного документа, подписана в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, Заказчиком нарушены положения частей 2, 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Экостандарт "Технические решения" на действия заказчика - Департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области при проведении запроса котировок на право заключения договора на выполнение работ по изданию Доклада о состоянии и охране окружающей среды Ярославской области за 2012 год (номер извещения 0171200000913000018) обоснованной.
2. Признать заказчика - Департамент охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области нарушившим части 2, 3 статьи 46 Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ.
3. Выдать заказчику - Департаменту охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области предписание об устранении выявленных нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: |
И.Г. Паутов |
Члены Комиссии: |
Т.В. Крюкова
И.В. Разумов
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 30 декабря 2013 г. N 355Ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2014