Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 января 2014 г. N 339Ж-13
Резолютивная часть решения объявлена 09 января 2014 года г. Ярославль
Решение изготовлено в полном объеме 14 января 2014 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель руководителя управления Паутов И.Г., члены Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Разумов И.В., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Смирнова Н.В.,
с участием:
от Заявителя - СОАО "ВСК" (далее также - Заявитель) - представителя по доверенности Кострова А.И.;
от Заказчика - Филиала ФКУ "Главный центр специальных перевозок МВД РФ "Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге" (далее также - Заказчик, Филиал ФКУ ГЦСП МВД России "ЦСП МВД России на Северной железной дороге") - представителей по доверенности Антипова М.В., Башкирева С.А.,
рассмотрев жалобу СОАО "ВСК" (Ярославский филиал) на действия заказчика - Филиала ФКУ "Главный центр специальных перевозок МВД РФ "Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге" при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение номер 0871100000413000032) (далее также - Запрос котировок) в соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ, Закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498,
установила:
в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Запроса котировок.
В жалобе Заявитель указывает на то, что, по его мнению, Заказчик в нарушение Федерального закона от 25.04.2002 N 40 - ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 N 739 неправильно выбрал способ размещения заказа - запрос котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) вместо конкурса. Просит признать заказчика нарушившим Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Представители Заказчика с доводами жалобы не согласились, и представили письменные пояснения. Просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав представителей сторон, изучив представленные документы и материалы дела, Комиссия приходит к следующим выводам.
Заказчиком - Филиалом ФКУ "Главный центр специальных перевозок МВД РФ "Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге" на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (Официальный сайт) 14.12.2013 г. размещено извещение N 0871100000413000032 о проведении запроса котировок на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО). Начальная (максимальная) цена контракта: 37 192 руб. 54 коп. Победителем в проведении запроса котировок признано ООО "Росгосстрах", предложившее цену контракта - 37 192 руб. 54 коп.
Исходя из части 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ решение о способе размещения заказа принимается заказчиком в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта.
В силу части 2 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ Заказчик вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа и для которых есть функционирующий рынок, с учетом положений части 3 настоящей статьи в случаях, если цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи и главой 5 настоящего Федерального закона.
Формулировка "не по конкретным заявкам заказчика", содержащаяся в части 2 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ означает, что осуществление запроса котировок возможно только в случае, когда по планируемым к закупкам товарам (работам, услугам) существует функционирующий рынок и данные товары (работы, услуги) могут быть поставлены (выполнены, оказаны) любому лицу.
Сведения, которые должны быть указаны в запросе котировок, перечислены в статье 43 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
При этом часть 2 статьи 47 данного Закона предусматривает, что победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, подавший котировочную заявку, которая отвечает всем требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, и в которой указана наиболее низкая цена товаров, работ, услуг. При предложении наиболее низкой цены товаров, работ, услуг несколькими участниками размещения заказа победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, котировочная заявка которого поступила ранее котировочных заявок других участников размещения заказа.
Соответственно, даже при наличии нескольких котировочных заявок с одинаковой (наиболее низкой) ценой товаров, работ, услуг, Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ предусмотрен механизм выявления победителя в проведении запроса котировок.
На основании статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее также Федеральный закон от 25.04.2002 года N 40-ФЗ) договор ОСАГО - договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить по терпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы). Договор обязательного страхования заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом N 40-ФЗ, и является публичным.
Исходя из статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
В соответствии с пунктом 14 Правил ОСАГО владелец транспортного средства имеет право на свободный выбор страховщика, осуществляющего обязательное страхование. Страховщик не вправе отказать в заключении договора обязательного страхования владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования и представившему документы в соответствии с настоящими Правилами.
Таким образом, любой владелец транспортного средства может обратиться в выбранную им страховую компанию с целью заключения публичного договора ОСАГО, то есть по таким услугам, с учетом наличия различных страховых компаний, есть функционирующий рынок.
Следовательно, заключение договора ОСАГО путем запроса котировок соответствует нормам Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Согласно извещению о проведении запроса котировок N 0871100000413000032 от 14.12.2013 начальная (максимальная) цена контракта составила 37 192 руб. 54 коп., что не превышает пятьсот тысяч рублей, что соответствует требованию части 2 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
Таким образом, при размещении Заказчиком заказа на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) путем проведения запроса котировок соблюдены требования части 3 статьи 10, части 2 статьи 42 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 г. N 498, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю в сфере закупок
решила:
признать жалобу СОАО "ВСК" (Ярославский филиал) на действия заказчика - Филиала ФКУ "Главный центр специальных перевозок МВД РФ "Центр специальных перевозок МВД России на Северной железной дороге" при проведении запроса котировок на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца автотранспортных средств (ОСАГО) (извещение номер 0871100000413000032) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.Г. Паутов
Члены Комиссии И.В. Разумов
Н.В. Смирнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 9 января 2014 г. N 339Ж-13
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.04.2014