Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 апреля 2014 г. N 38/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., и.о. руководителя управления; |
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Шалимова О.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1. Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Строительное проектирование" (далее - ООО "Строительное проектирование"):
- "_" на основании приказа от 27.03.20123 г. N 1;
2. Муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" (далее - МКУ "Архоград"):
- "_" по доверенности от 07.04.2014 N 536;
- "_", по доверенности от 15.01.2014 N 10;
- "_", по доверенности от 15.01.2014 N 11;
3. В отсутствие уполномоченного органа - Комитета муниципальной экономики Администрации города Абакана, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 38/КС ООО "Строительное проектирование" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" при проведении открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта планировки VII жилого района г. Абакана (закупка N 0180300000214000217), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 08.04.2014 г. вх. N 1669 поступила жалоба ООО "Строительное проектирование" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" при проведении открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта планировки VII жилого района г. Абакана (закупка N 0180300000214000217).
В своей жалобе заявитель указывает, что документация открытого конкурса утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно содержит следующие нарушения:
1. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в Разделе 1. Информационной карты. Общие положения документации в пункте 14. "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе" установлен такой критерий оценки заявок как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
2. В нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в пункте 9.1. и пункте 14.1 Информационной карты установлены обеспечение заявки на участие в открытом конкурсе и обеспечение исполнения контракта.
3. В проекте контракта в пункте 3.4. указано, что оплата по настоящему контракту осуществляется денежными средствами на расчетный счет подрядчика в течение 3-х месяцев после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.
Данное положение является нарушением статей 314, 762 Гражданского кодекса РФ.
Податель считает, что необходимо предусмотреть разбивку всего объема закупки на этапы и срок оплаты должен быть установлен в течение 7 дней после подписания Акта сдачи-приемки выполненного этапа работ.
4. В нарушение Градостроительного кодекса РФ в проекте контракта предусмотрено проведение экспертизы и публичных слушаний проекта.
5. В нарушение законодательства в Разделе 5. Обоснование начальной (максимальной) цены контракта предусмотрен понижающий коэффициент в размере 0,5.
Податель жалобы просит признать жалобу обоснованной и наложить административный штраф на должностных лиц, допустивших нарушение законодательства о закупках.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель ООО "Строительное проектирование" подтвердил доводы, изложенные в жалобе.
10.04.2014 г. в адрес антимонопольного управления поступили письменные пояснения от муниципального заказчика, в которых указано следующее.
1. В соответствии с требованиями пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с законом. В пункте 14 раздела 1 конкурсной документации заказчик установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Установленные в конкурсной документации обеспечение заявки в размере 25542,4 руб. - 1% от начальной (максимальной) цены контракта и обеспечение исполнения контракта в размере 127712 руб. - 5% от начальной (максимальной) цены муниципального контракта, соответствуют нормам части 14 статьи 44 и части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок соответственно.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в проект контракта включено условие о порядке и сроках приемки и оплаты выполненной работы.
4. В соответствии с требованиями статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
5. Согласно части 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 октября 2005 г. N 193 утверждено "Положение о публичных слушаниях в городе Абакане", в пункте 1.6 Положения предписывается в обязательном порядке вносить на публичные слушания проекты планировки территорий города.
6. В соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик определил и обосновал начальную (максимальную) цену контракта, применив затратный метод, в соответствии с частью 10 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок. Расчет начальной (максимальной) цены контракта выполнен на основании СБЦП-2001-01. СБЦП 81-2001-01. СБЦП 81-02-01-2001. "Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий" с применением понижающего коэффициента 0,5, согласно приказа ДГАЗ Администрации г.Абакана N 4-пр от 13 января 2014 г. Данный приказ для заказчика является обязательным, в силу того, что в соответствии с Уставом МКУ "Архоград" ДГАЗ Администрации г.Абакана наделен функциями и полномочиями учредителя в отношении заказчика. Эффективность применения понижающего коэффициента при проведении открытых конкурсов на выполнение аналогичных работ подтверждается практикой прошлых лет, когда наряду с применением заказчиком понижающего коэффициента цена контракта по результатам открытого конкурса снижалась еще на 42 - 47%, что позволяло достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.
В соответствии с вышесказанным, МКУ "Архоград" полагает, что данная документация не содержит нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика подтвердил доводы, изложенные в пояснении и просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 38/КС ООО "Строительное проектирование" в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
31.03.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещена информация (извещение, конкурсная документация, обоснование цены, проект контракта) о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг на выполнение работ по разработке проекта планировки VII жилого района г. Абакана (закупка N 0180300000214000217).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 554 240 рублей с учетом НДС.
Заказчиком открытого конкурса является МКУ "Архоград".
1) По доводу жалобы, о включении в конкурсную документацию в качестве критерия оценки заявок - квалификации участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня, квалификации, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
9) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В пункте 14 информационной карты документации открытого конкурса указаны критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величина значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок, а именно:
1. Цена контракта - значимость 60%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - 40%.
При этом рейтинг по второму критерию определяется по следующим показателям:
- опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема;
- квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ.
Таким образом, заказчик вправе в документации открытого конкурса уставить такой критерий оценки заявок как квалификации участников закупки.
2) По доводу жалобы, о включении в конкурсную документацию обеспечения заявки в размере 1% от начально (максимальной) цены контракта и обеспечения исполнения контракта в размере 5 % от начальной (максимальной) цены контракта, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе:
10) размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);
11) размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 настоящего Федерального закона;
Согласно части 14 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для оценки заявок, размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе в сфере закупок, размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Таким образом, заказчик правомерно установил в документации открытого конкурса размеры обеспечения заявки и исполнения контракта.
3) По доводу жалобы, о порядке оплаты выполненной работы в семидневный срок после подписания Акта сдачи-приемки работ, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно части 1 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
В пункте 3.4 проекта контракта заказчик установил, что оплата по настоящему контракту осуществляется денежными средствами на расчетный счет Подрядчика в течение 3-х месяцев после подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ.
Таким образом, заказчик правомерно установил в документации открытого конкурса срок исполнения своих обязательств по оплате выполненной работы в течение трех месяцев.
4) По доводу жалобы, о включении в проект контракта положений о проведении экспертизы результатов выполненных работ, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе в сфере закупок, для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В пункте 4.6 проекта контракта заказчик установил, что заказчик обеспечивает проведение экспертизы результатов выполненной работы в части соответствия их условиям настоящего контракта с оформлением заключения по результатам экспертизы.
Таким образом, заказчиком вышеуказанное условие установлено в проекте контракта правомерно.
5) По доводу жалобы, о включении в конкурсную документацию положения о проведении публичных слушаний проекта планировки, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
Согласно пункту 1.6 Положения о публичных слушаниях в городе Абакане, утвержденного Решением Абаканского городского Совета депутатов от 26 октября 2005 г. N 193 "Об утверждении Положения о публичных слушаниях в городе Абакане", на публичные слушания в обязательном порядке должны вноситься, в том числе:
- проекты планов и программ развития города Абакана, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.
В техническом задании конкурсной документации заказчика в пункте 2. Сроки выполнения работ, установлено "Срок сдачи работ для проведения публичных слушаний - 01 сентября 2014 г."
Таким образом, заказчиком правомерно установлено вышеуказанное положение.
6) По доводу жалобы, о применении понижающего коэффициента 0,5 при расчете начально (максимальной) цены контракта, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частями 19, 20, 20.1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
Для обоснования начальной (максимальной) цены был применен затратный метод.
Расчет начальной (максимальной) цены контракта заказчиком выполнен на основании СБЦП-2001-01. СБЦП 81-2001-01. СБЦП 81-02-01-2001. "Государственные сметные нормативы Российской Федерации. Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве. Территориальное планирование и планировка территорий" с применением понижающего коэффициента 0,5, согласно Приказа Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана N 4-пр от 13 января 2014 г.
Таким образом, заказчик при расчете начальной (максимальной) цены контракта в нарушение пункта 1 части 1 статьи 50, частей 1, 19, 20, 20.1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, применил Приказ Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана N 4-пр от 13 января 2014 г и установил понижающий коэффициент в размере 0,5.
На основании вышеизложенных фактов, доводы заявителя жалобы подтвердились только в части незаконного применения понижающего коэффициента 0,5 при расчете начальной (максимальной) цены контракта, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки иных нарушений не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 50, частей 1, 19, 20, 20.1 статьи 22, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 38/КС ООО "Строительное проектирование" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения города Абакана "Архитектура и градостроительство" при проведении открытого конкурса на право заключить муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проекта планировки VII жилого района г. Абакана (закупка N 0180300000214000217) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Муниципальное казенное учреждение города Абакана "Архитектура и градостроительство" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 50, частей 1, 19, 20, 20.1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать государственному заказчику - Муниципальному казенному учреждению города Абакана "Архитектура и градостроительство" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова |
|
О.Н. Шалимова А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 15 апреля 2014 г. N 38/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2014