Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 апреля 2014 г. N 44/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., и.о. руководителя управления; |
|
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Шалимова О.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
|
при участии со стороны:
1. муниципального заказчика - Администрации г. Абазы:
- Трофимова Максима Николаевича, по доверенности от 21.04.2014 г. N 868/03,
2. общества с ограниченной ответственностью НПФ "Дерате" (далее ООО НПФ "Дерате"),
- Бочарова Андрея Петровича, по доверенности от 08.04.2014 г. б/н,
рассмотрев жалобу N 44/КС ООО НПФ "Дерате" на действия государственного заказчика - Администрация города Абазы при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории муниципального образования город Абаза с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, общей площадью 61,3 га (закупка N 0180300003214000021) и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 17.04.2014 г. вх. N 1954 поступила жалоба ООО НПФ "Дерате") на действия государственного заказчика - Администрация города Абазы при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории муниципального образования город Абаза с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, общей площадью 61,3 га (закупка N 0180300003214000021).
В своей жалобе заявитель указывает, что документация электронного аукциона составлена с нарушением требований п. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно - отсутствует обязательное требование в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, а именно - наличие у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии.
Податель жалобы утверждает, что данная деятельность подлежит лицензированию на основании Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 как работы (услуги) по дезинфектологии.
Дезинфектология как лицензируемый вид деятельности включает в себя работы (услуги) по дератизации, дезинсекции, дезинфекции и стерилизации в соответствии с п.п. 1.2, 3.1. СП 3.5.1378-03.
Акарицидные (противоклещевые) обработки - это дезинсекция открытых территорий, что является дезинфекционным мероприятием в соответствии с п. 8.4.1. СП 3.1.3.2352-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила.
Согласно п. 3.8.1. СанПин 3.5.1378-03. "Дезинфектология. Санитарно- эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" дезинсекция включает истребительные мероприятия и защиту от нападения синантропных членистоногих (тараканов, постельных клопов, блох, муравьев, мух, комаров, гамазовых клещей и других), имеющих эпидемиологическое, санитарно-гигиеническое и беспокоящее значение, в населенных пунктах (здания и прилегающая территория) и в открытой природе.
В соответствии с п. 2.1. "СП 3.1.3.2352-08. Профилактика клещевого вирусного энцефалита. Санитарно-эпидемиологические правила" Клещевой вирусный энцефалит (далее - КВЭ) является природно-очаговой острой вирусной инфекционной болезнью с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения.
Согласно п. 2.3.11 акарицидные обработки мест массового отдыха относятся к неспецифической профилактике клещевого вирусного энцефалита.
Уничтожение клещей в природных биотопах с помощью акарицидных средств проводят по эпидемиологическим показаниям на участках высокого риска заражения людей клещевым энцефалитом, (п. 8.4 СанПин).
Мероприятия по уничтожению клещей проводят в соответствии с общими требованиями к проведению дезинсекционных мероприятий, (п. 8.4.1).
Согласно методическим указаниям МУ 3.5.3011-12 мероприятия по борьбе с клещами проводятся организациями (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности), занимающимися дезинфекционной деятельностью в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким организациям.
Согласно методики проведения противоклещевых работ работы проводят дезинструкторы и дезинфекторы (п. 4.3.15 МУ 3.5.3011-12.), то есть медицинские работники, поскольку дезинструктор и медицинский дезинфектор - это специалисты со средним медицинским образованием согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения". Дезинструкторы и дезинфекторы проводят работы под руководством врача-дезинфектолога.
Уничтожение иксодовых клещей (акарицидные обработки) проводятся в соответствии с утвержденными Роспотребнадзором "Руководство по медицинской дезинсекции. Руководство. Р 3.5.2.2487-09".
В соответствии с п. 2 Приложения N 2 к Приказу N 254 "О развитии дезинфекционного дела в стране" дезинсекция клещей является медицинской дезинсекцией.
Таким образом, в данном случае это дезинфекционные работы в очагах инфекционных заболеваний, подлежащие лицензированию.
Министерством здравоохранения РФ, письмом от 18.06.2013 г. разъяснено, что деятельность по уничтожению организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний человека или являющихся возбудителями данных заболеваний, связанная с оказанием медицинской помощи либо проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, является медицинской деятельностью и подлежит лицензированию.
В соответствии с разъяснениями Министерства здравоохранения Красноярского края от 17.01.2014 г. лицензированию подлежат работы по дезинфекции, дезинсекции, дератизации с целью предупреждения и предотвращения возникновения заболеваний, связанная с уничтожением организмов, принимающих участие в распространении инфекционных заболеваний, или являющихся возбудителями этих заболеваний.
Таким образом, мероприятия по уничтожению организмов - переносчиков инфекций и возбудителей инфекционных заболеваний, проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является медицинской деятельностью по дезинфектологии и, следовательно, акарицидные обработки подлежат лицензированию, поскольку клещи являются переносчиками и возбудителями особо опасных инфекций в соответствии с п. 2.1- 2.2 СП 3.1.3.2352-08:
2.1. Клещевой вирусный энцефалит (далее - КВЭ) является природно-очаговой острой вирусной инфекционной болезнью с трансмиссивным механизмом передачи возбудителя. Характеризуется преимущественным поражением центральной нервной системы, отличается полиморфизмом клинических проявлений и тяжестью течения. Последствия заболевания разнообразны - от полного выздоровления до нарушений здоровья, приводящих к инвалидности и смерти.
2.2. Очаги КВЭ широко распространены в умеренной климатической зоне Евразии, от Дальнего Востока до Западной Европы, и ареал вируса клещевого энцефалита совпадает с ареалом переносчиков инфекции - иксодовых клещей (Ixodes persulcatus, Ixodes ricinus), обитающих в лесных и лесостепных биотопах.
Клещи заражают человека во время присасывания или их раздавливания в местах поврежденной кожи человека. Резервуаром вируса КВЭ являются иксодовые клещи и грызуны.
Акарицидным обработкам подлежат территории, эндемичные по инфекциям, передаваемым клещами (клещевой вирусный энцефалит, иксодовый клещевой бореллиоз, клещевой рикетсиоз, эрлихиозы, анаплазмозы).
Дератизационные работы (уничтожение грызунов), запрашиваемые Заказчиком, также на основании вышеизложенного являются мероприятиями по уничтожению возбудителей и переносчиков особо опасных инфекций, поскольку грызуны в соответствии с п. 2.2 СП 3.1.3.2352-08 также являются переносчиками особо опасных инфекций, в данном случае это клещевой вирусный энцефалит (КВЭ), в соответствии с п. 8.1-8.2 Неспецифическая профилактика КВЭ направлена на предотвращение присасывания клещей-переносчиков к людям. Мероприятиями по неспецифической профилактике КВЭ являются:
- истребление мышевидных грызунов (дератизационные мероприятия).
Документацией электронного аукциона предусмотрено, что работы проводятся с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, то есть - являются санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями и подлежат лицензированию.
Податель жалобы просит обязать Заказчика устранить нарушения Закона о размещении заказов путем внесения в документацию электронного аукциона N 0180300003214000021 требования о наличии у участника закупки лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291
22.04.2014 г. в адрес управления поступили пояснения муниципального заказчика по жалобе, из которых следует.
Администрация города Абазы не согласна с требованиями заявителя, изложенными в жалобе, считает, что требования не законны, не обоснованы и как следствие не подлежащие удовлетворению по следующим основаниям:
1. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 г. N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")" предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно Положению, являющееся приложением к постановлению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно- курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации (п. 3 Положения).
Так Министерством здравоохранения РФ 11.03.2013 г. за N 121н утверждены требования к организации и выполнению работ (услуг) которые осуществляются и подлежат лицензированию в рамках: первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. В указанном перечне отсутствую работы (услуги) по дезинфектологии, которые не относятся к медицинской деятельности.
2. Письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 24 мая 2013 г. N 16и-521 /13 "О лицензировании дезинфектологии" установлено, что Понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N291), применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи. Таким образом, в случае, если организация выполняет указанную деятельность, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным.
3. Основным нормативным документом, регулирующим оказание услуги по дезинфектологии территорий является Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 9 июня 2003 г. N 131 "О введении в действие санитарно - эпидемиологических правил СП 3.5.1378-03".
В соответствии с п.2.20 вышеназванных Правил, лица, занимающиеся дезинфекционной деятельностью, проходят - профессиональную подготовку и аттестацию, включая вопросы безопасного осуществления работ, оказания первой доврачебной помощи при отравлении дезинфекционными средствами.
Таким образом, документом, подтверждающим право на оказание такого рода услуг является сертификат, подтверждающий квалификацию лица, осуществляющего дезинфекционную деятельность.
Администрация города Абазы полагает, что указание в аукционной документации требования о наличии лицензии будет являться ограничением для других организаций, которые могут оказывать услуги по дезинфекции не в рамках медицинской деятельности. Существующая редакция аукционной документации позволяет принять участие в закупке всем субъектам, которые имеют право оказывать услугу по дезинфектологии.
Представитель администрации подтвердил доводы, изложенные в пояснениях и попросил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у уполномоченного органа и заказчика документы и информация о размещении вышеуказанного заказа представлены на рассмотрение жалобы N 44/КС ООО НПФ "Дерате" в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
09.04.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru и на Электронной торговой площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ" размещена информация (извещение, аукционная документация, обоснование цены, проект документации) о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории муниципального образования г. Абаза с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, общей площадью 61,3 га.
(закупка N 0180300003214000021).
Начальная (максимальная) цена контракта 299 136,38 рублей.
Документация об аукционе N 0180300003214000021 утверждена главой города Абазы Байбородовым Н.И. 08.04.2014 г.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию, в том числе документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Предмет закупки проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории муниципального образования г. Абаза с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, общей площадью 61,3 га.
Податель жалобы считает, что заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок не установил требование о предоставление во второй части заявки лицензии на медицинскую деятельность по дезинфектологии.
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее по тексту - "Положение N 291"), предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Как разъяснила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в письме от 24.05.2013 N 16и-521/13, понятие дезинфектологии, указанное в Перечне работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению N 291), применяется к организациям, проводящим санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории, не направлено на поддержание и (или) восстановление здоровья, а представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание территории в состоянии, соответствующем установленным требованиям санитарных норм. (данная позиция отражена и в Постановление пятого Арбитражного апелляционного суда от 14.10.2013 г. N 05АП-10099/2013).
Таким образом, доводы изложенные в жалобе ООО НПФ "Дерате" не нашли свое подтверждение, что дает основание признать жалобу необоснованной.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки определения поставщика выявлены следующие нарушения.
1.В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком в извещении об аукционе и документации об аукционе не установлены конкретные требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 и частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно:
- документ, подтверждающий правомочность участника закупки заключать контракт.
2. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик в документации не указал информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель такого аукциона или иной участник, с которым заключается контракт при уклонении победителя такого аукциона от заключения контракта, должен подписать контракт.
Согласно пункт 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения жалобы принимается единое решение.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пунктами 1, 2 части 1 статьи 31, пунктов 2, 10 части 1, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 5 статьи 66, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю в сфере размещения заказов,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 44/КС ООО НПФ "Дерате" на действия государственного заказчика - Администрация города Абазы при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на проведение противоклещевой акарицидной (дезинсекционной) и дератизационной обработки территории муниципального образования город Абаза с целью профилактики природно-очаговых особо опасных заболеваний, общей площадью 61,3 га (закупка N 0180300003214000021) необоснованной.
2. Признать муниципального заказчики -Администрацию г. Абазы нарушившим пункт 2 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 10 части 1, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать муниципальному заказчику-Администрации г. Абаза предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова |
|
О.Н. Шалимова А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 24 апреля 2014 г. N 44/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.04.2014