Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 7 мая 2014 г. N 54/кс
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок в составе:
Председатель комиссии - |
Широкова О.В., и.о. руководителя управления; |
Члены комиссии: |
Козгова Н.П., начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Шалимова О.Н., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Пошвенчук А.И., специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии со стороны:
1. Государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" (далее - ФГБУ "Государственный природный заповедник "Хакасский"):
- "_"., по доверенности от 06.05.2014 б\н;
- "..", по доверенности от 06.05.2014 б\н;
2. В отсутствие заявителя - Мурманского регионального отделения Общероссийского народного фронта, уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу N 54/КС Мурманского регионального отделения Общероссийского народного фронта на действия комиссии государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля (закупка N 0380100000714000014), и результаты проведения внеплановой проверки действий указанного муниципального заказчика, содержащие признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
на заседании комиссии по рассмотрению жалобы велась аудиозапись,
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 28.04.2014 г. вх. N 2237 поступила жалоба Мурманского регионального отделения Общероссийского народного фронта на действия комиссии государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля (закупка N 0380100000714000014).
В своей жалобе заявитель указывает, что документация электронного аукциона утверждена с нарушениями положений Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно содержит следующие нарушения:
1. В нарушение части нарушение части 1 статьи 14, пункта 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчиком ни в аукционной документации, ни в технической части не указано применение в отношении объекта национального режима.
2. В нарушение части нарушение статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в разделе обосновании начальной (максимальной) цены числовое обозначение цены контракта допущена арифметическая ошибка - вместо 2 996 666,67 рублей заказчик установил начальную (максимальную) цену в размере 2 996 700,00 рублей.
3. В нарушение части нарушение Закона о контрактной системе в сфере закупок и Федерального закона от 26 июля 2006года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в техническом задании заказчик описывают грузопассажирский автомобиль, а именно: автомобиль внедорожник Toyota sequoia.
4. В нарушение части нарушение части 27 статьи 34, статьи 45 Закона о контрактной системе в сфере закупок не разработал документацию об электронном аукционе. На сайте отсутствует.
5. Заказчиком не установлено в контракте обязательное требование о сроках возврата поставщику денежных средств после исполнения контракта, а также нет условий предоставления участником банковской гарантии.
Податель жалобы просит:
1. Приостановить размещение данного заказа;
2. Провести внеплановую проверку;
3. Обязать заказчика устранить нарушения действующего законодательства путем аннулирования торгов, либо внесением изменений в документацию.
05.05.2014 г. в адрес антимонопольного управления поступили письменные пояснения от государственного заказчика, в которых указано следующее.
1. Заказчик не указал применение в отношении объекта закупки национального режима: так как отсутствуют утвержденные, на данный момент в соответствии с законодательством РФ, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, действующий в 2013 г. Приказ Минэкономразвития РФ от 17.04.2013 г. N 211 утратил силу 31.12.2013 г.
2. Расчет начальной (максимальной) цены контракта заказчиком произведен в соответствии с методическими рекомендациями по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 N 567, подробный расчет содержится в приложениях к документации об электронном аукционе.
3. Заказчик выполнил все требования указанных статей закона: описание объекта закупки носит объективный характер, указаны функциональные, технические, эксплуатационные характеристики объекта закупки, указанные характеристики не влекут ограничения количества участников закупки.
4. В связи с техническим сбоем при размещении заказа, произошедший на официальном сайте РФ для размещения информации о размещении заказов, документация об электронном аукционе в виде файла не прикрепилась в разделе "Перечень документов", заказчик внес изменения в извещение и документацию о проведении электронного аукциона от 29.04.2014 г. (Приказ от 28.04.2014. N 58)5).
5. Требование о сроках возврата поставщику денежных средств после исполнения контракта, а также условия предоставления участником банковской гарантии указаны в документации к аукциону, а так же заказчик внес изменения в проект контракта от 29.04.2014 г.
В соответствии с вышесказанным, заказчик полагает, что данная документация не содержит нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации.
Присутствующий на рассмотрении жалобы представитель заказчика подтвердил доводы, изложенные в пояснении и просил признать жалобу необоснованной.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия установила, что все истребованные у государственного заказчика документы и информация о размещении вышеуказанной закупки представлены на рассмотрение жалобы N 54/КС Мурманского регионального отделения Общероссийского народного фронта в полном объеме. В результате анализа и оценки информации и документов в рамках рассмотрения жалобы по существу, комиссия пришла к следующим выводам.
25.04.2014 года на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов http://zakupki.gov.ru размещена информация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля (закупка N 0380100000714000014).
Начальная (максимальная) цена контракта 2 996 700 рублей.
Заказчиком открытого конкурса является ФГБУ "Государственный природный заповедник "Хакасский".
29.04.2014 года в извещение, аукционную документацию, проект контракта внесены изменения.
1) По доводу жалобы, о не указании в документации применения в отношении объекта национального режима, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 настоящей статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.
В настоящее время отсутствуют утвержденные, на данный момент в соответствии с законодательством РФ, условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств.
Таким образом, заказчик вправе в аукционной документации не устанавливать требования о применении национального режима при осуществлении закупок.
2) По доводу жалобы, об ошибке расчета обоснования начальной (максимальной) цены, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
В соответствии с частями 19, 20 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Для обоснования начальной (максимальной) цены был применен метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Расчет начальной (максимальной) цены контракта заказчиком произведен в соответствии с методическими рекомендациями по применению методов определения начальной максимальной цены контракта, утвержденными Приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 N 567, на основании трех коммерческих предложений потенциальных поставщиков.
Среднее значение начальной (максимальной) цены контракта составило 2 996 666,6 рублей, путем арифметического округления начальная (максимальная) цена контракта составила 2 966 700 рублей.
Таким образом, заказчик правомерно установил размер начальной (максимальной) цены контракта.
3) По доводу жалобы, об описании характеристик грузопассажирского автомобиля под конкретный автомобиль: внедорожник Toyota sequoia, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В Техническом задании аукционной документации установлено следующее:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. изм. |
Кол-во |
Наименование показателя |
Характеристика показателя |
1 |
Грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости |
шт. |
1 |
Год выпуска |
Не ранее 2011 года |
Расположение руля |
Слева |
||||
Тип кузова |
Универсал |
||||
Габаритные размеры |
Длина, не менее 5210 Ширина, не менее 2025 Высота, не менее 1895 |
||||
Пробег |
Не более 30 т.км. Без эксплуатационного пробега по РФ |
||||
Тип топлива |
Бензин |
||||
Количество мест |
Не менее 8 |
||||
Цвет кузова |
Предпочтительно черный или черный металлик |
||||
Объем, см.куб. |
не более 5700 |
||||
Мощность двигателя, л.с. |
Не менее 381 |
||||
Коробка передач |
Автоматическая (АКПП) не менее 6 ступеней |
||||
Тип привода |
Полный |
||||
Тормоза передние |
Вентилируемые дисковые |
||||
Тормоза задние |
Вентилируемые дисковые |
||||
Топливный бак (объем) |
не менее 100 литров |
||||
Тип колесных дисков |
Легкосплавные, не менее R16 |
||||
Полная масса (кг) |
Не менее 3450 |
||||
Литые диски |
Наличие |
||||
2. |
Комплектация |
|
|
Экстерьер должен иметь: передние противотуманные фары - в наличии; омыватели передних фар - в наличии; галогенные фары - в наличии; электропривод боковых зеркал - в наличии; регулируемый люк - в наличии; рейлинги - в наличии. Интерьер: кожаная оплетка рулевого колеса; телескопическая регулировка руля; вертикальная регулировка руля; управление аудиосистемой на руле;, тахометр; датчик наружной температуры; тканевая или кожаная обивка салона; разделительный подлокотник спереди и сзади; карманы на спинках передних сидений; второй ряд сидений должен складываться в следующей пропорции 40/20/40, третий ряд сидений - в пропорции 60/40, электрические стеклоподъемники передние - в наличии; электрические стеклоподъемники задние - в наличии; электропривод водительского сиденья - должен быть в наличии; электропривод передних сидений - в наличии; подушка безопасности водительская- в наличии; подушка безопасности переднего пассажира - в наличии; подушка безопасности боковая - в наличии; подушка безопасности для коленей водителя - в наличии; подушка безопасности для коленей пассажира - в наличии; подушки безопасности типа шторки - в наличии; кондиционер - в наличии; климат -контроль - в наличии; радио - в наличии; CD-плейер - в наличии; встроенный монитор для пассажиров - в наличии; дополнительное оборудование аудиосистемы - 8 динамиков, регулятор громкости в зависимости от скорости движения, - должны быть в наличии. |
Обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено на основании трех коммерческих предложений одной и той же марки автомобиля, а именно Toyota sequoia.
Таким образом, при описании характеристик объекта закупки заказчик в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок, установил требования к товару влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
4) По доводу жалобы, о не размещении на официальном сайте аукционной документации, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
Заказчик 29.04.2014 г. внес изменения в извещение и документацию о проведении электронного аукциона. Документация была размещена на официальном сайте.
Таким образом, доводы подателя жалобы на момент рассмотрения жалобы не подтвердились.
5) По доводу жалобы, о не включении в документацию требований о сроках возврата поставщику денежных средств после исполнения контракта, а также условий предоставления участником банковской гарантии, комиссия антимонопольного органа установила следующее.
Требования о сроках возврата поставщику денежных средств после исполнения контракта, а также условия предоставления участником банковской гарантии указаны в разделе IV. Размер и порядок внесения денежных средств, в качестве обеспечения заявок на участие в закупке и обеспечения контракта аукционной документации, а так же заказчиком внес изменения в проект контракта от 29.04.2014 г.
Таким образом, доводы подателя жалобы на момент рассмотрения жалобы не подтвердились.
На основании вышеизложенных фактов, доводы заявителя жалобы подтвердились только в части установления требований к товару влекущих за собой ограничение количества участников закупки, что дает основание признать жалобу частично обоснованной.
Согласно части 15 статьи 99 Закон о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям - получение обращения участника закупки либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего. Рассмотрение такой жалобы осуществляется в порядке, установленном главой 6 настоящего Федерального закона. В случае, если внеплановая проверка проводится на основании жалобы участника закупки, по результатам проведения указанной проверки и рассмотрения такой жалобы принимается единое решение.
В результате проведения внеплановой проверки размещения закупки установлены следующие нарушения:
1. В нарушение пункта 10 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в документации электронного аукциона (заказ N0380100000714000014) государственный заказчик не указал информацию об ответственном лице за заключение контракта.
2. В нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственным заказчиком в извещении об аукционе (заказ N 0380100000714000014) не установлены документы, подтверждающие правомочность участника закупки заключать контракт.
3. В нарушение пункта 12 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, государственный заказчик в извещении об аукционе (заказ N 0380100000714000014) не указал в документацию информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона.
4. В нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик не установил конкретных требований к содержанию первой части заявок. Так как рассматриваемая документация об аукционе заказчика содержит вариативность поведения участника размещения заказа (отсутствует конкретизация содержания заявки).
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями пункта 1 части 1 статьи 33, части 2 статьи 8, пунктов 2,10, 12 части 1 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 3 статьи 66. части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу N 54/КС Мурманского регионального отделения Общероссийского народного фронта на действия комиссии государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку автомобиля (закупка N 0380100000714000014) частично обоснованной.
2. Признать государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Государственный природный заповедник "Хакасский" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 8, пункты 2,10, 12 части 1 статьи 64, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать государственному заказчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Государственный природный заповедник "Хакасский" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Примечание: решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Хакасия в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
О.В. Широкова |
Члены комиссии: |
Н.П. Козгова |
|
О.Н. Шалимова А.И. Пошвенчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 7 мая 2014 г. N 54/кс
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2014