Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 мая 2014 г. N 03/вб
Резолютивная часть объявлена 13.05.2014 г. г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.05.2014 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П.- заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Тимиргалиев В.А. - заместитель начальника отдела правовой экспертизы и контроля органов власти Управления;
- Назарова И.П. - Заместитель начальника отдела Управления;
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Жернов С.Н. по доверенности N 28 от 27.01.2014 г.;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2014 г., Козырева И.В. по доверенности от 01.01.2014 г.;
рассмотрев жалобу ООО "АРТ-Групп" от 05.05.2014 г. N826-ж на действия Заказчика - КУ ХМАО-Югры "УКС", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомашины в п. Куть-Ях Нефтеюганского района" (извещение N0187200001714000359).
установила:
Жалоба соответствует положениям статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Далее - Закон о контрактной системе).
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд" Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
Заявитель ссылается на нарушение его прав, в части несоответсвия аукционной документации требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа усматриваются нарушения положений части 3 статьи 66, части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66, пункт 1 части 1 статьи 33, статьи 22, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
В целях рассмотрения жалобы запрошена информация, документы (заверенные копии) и проведена внеплановая камеральная проверка проведения закупки.
В результате проведения камеральной проверки установлено следующее.
По доводу 1.
Требования к содержанию первой части заявки обусловлены ч.3 ст. 66 44-ФЗ.
Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие сведения:
а) согласие, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в локальных сметах части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара,
либо согласие, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара;
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным в локальных сметах части II "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" настоящей документации, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара.
Из вышеуказанных требований следует обязанность участника в зависимости от специфики технического задания исполнить требования закона.
Довод 2.
Довод Заявителя, в части установления требования к участникам закупки о наличии лицензии МЧС, является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок к участникам закупок устанавливаются обязательные требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки по данному аукциону в электронной форме является: выполнение строительно-монтажных работ по объекту.
В состав технического задания входят работы на следующие виды деятельности:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
- Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также положением "О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1225, вышеуказанный перечень работ подлежит лицензированию.
Согласно положениям статьи 31 и статьи 64 Закона о контрактной системе требования к участникам закупок определяются исходя из объекта закупки и устанавливаются в аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о размещении заказов документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частями 1 и 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
Таким образом, в пункте 23 Информационной карты аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС на виды работ, предусмотренные техническим заданием.
Работы по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту первичных средств пожаротушения, в том числе содержатся в техническом задании, например, в Локальном сметном расчете 02-01-03 п.50 Установка кранов пожарных, п. 27 шкаф пожарный навесной для размещения 1 рукава и двух огнетушителей, п. 28 огнетушитель порошковый, п. 29 рукав пожарный латексный и т.д.
Отсюда следует вывод, что жалоба основана на доводах, фактически не отражающих действительность, при не исследовании в полном объеме ООО "АРТ-Групп" аукционной документации.
По доводу 3.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок к участникам закупок устанавливаются обязательные требования о соответствии участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Как следует из части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Частью 4 статьи 55.8 ГрК РФ Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
П. 33.3 указанного выше Перечня выделяется вид: Жилищно-гражданское строительство.
Предметом аукциона в электронной форме является строительно-монтажные работы по объекту: "Пожарное депо на 2 автомашины в п. Куть-Ях Нефтеюганского района".
Таким образом, требования к участникам правомерно установлены в документации.
По доводу 4.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Ограничений о предельном сроке вышеуказанной нормой права не предусмотрено, в том числе, обязанность по обоснованию установления срока действия банковской гарантии отсутствует.
Таким образом, довод жалобы основан на неправильном толковании норм права и субъективной оценки документации.
По доводу 5.
В соответствии с п. 11 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Исходя из ч. 4 ст. 65 44-ФЗ следует то, что запрос подлежит разъяснению при условии, что поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу п. 6 статьи 65 44-ФЗ Заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона (ч.4 ст. 65 44-ФЗ).
Кроме того, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Таким образом, срок определен правомерно. ООО "АРТ-Групп" недостоверно говорит о том, что сокращен срок подачи запросов. Во внесенных изменениях и в самой документации речь идет не "о подаче запроса от участника", а "о сроке окончания предоставления участникам разъяснений".
По доводу 6.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 5 части 5 статьи 66 44-ФЗ Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
Из части 3 статьи 30 44-ФЗ следует, что участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Таким образом, исходя из выше приведенные норм следует, что в любом случае требования о декларировании должны содержаться в документации, поскольку 44-ФЗ не предусматривает их как право по включению, а обязывает их предусмотреть.
Другой момент, при изучении документации следует также обратить внимание на п. 24 информационной карты документации, из которого следует инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, а именно:
Документы, предусмотренные подпунктами 5, 6 и 7 пункта 23 части Ошибка! Источник ссылки не найден. "Ошибка! Источник ссылки не найден." документации об аукционе, предоставляются в составе второй части заявки в случае установления соответствующих преимуществ, условий, запретов и ограничений в пунктах Ошибка! Источник ссылки не найден., 38, 39 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации об аукционе.
Из пункта 38,39 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" следует, что преимуществ для СМП, СОНкО не предоставляются.
Таким образом, довод N6 ООО "АРТ-Групп" не обоснован и указан при неполном исследовании аукционной документации.
По доводу 7.
В целях реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 октября 2013 года N 101-оз "О регулировании отношений, направленных на функционирование контрактной системы в сфере закупок в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры утвердило Порядок взаимодействия органов государственной власти, государственных казенных учреждений, бюджетных учреждений, автономных учреждений, государственных унитарных предприятий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и иных юридических лиц при предоставлении последним бюджетных инвестиций за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с уполномоченным органом по определению для них поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в условиях централизованных закупок (далее - Порядок взаимодействия) (утв. Постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06.12.2013 N 530-П).
В соответствии с п. 9 Порядка взаимодействия Заказчики автономного округа осуществляют планирование и обоснование закупки, разрабатывают и утверждают техническое задание, проект контракта, определяют его условия, в том числе его начальную (максимальную) цену, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и условия его осуществления.
Пунктом 30 указанного порядка всю полноту ответственности за допущенные нарушения требований законодательства по вопросам, указанным в пунктах 9-17,24-27 несут должностные лица заказчика автономного округа, в интересах которого проводится процедура определения поставщика.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе (п.1 ч.1 ст. 64 ФЗ N44).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Положения 44-ФЗ не содержат требований о размещении именно проектной документации в составе аукционной документации.
Согласно п.1 ст.740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену. Проектная документация состоит из текстовой и графической частей. Текстовая часть содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения. Графическая часть отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме (п.3 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87).
Исходя из совокупного толкования положений ст. 33 Закона о контрактной системе, п. 3 Положения от 16.02.2008 N87, п. 1 ст. 740 ГК РФ следует, что проектная документация не является составной частью аукционной документации.
Требования к качеству, техническим характеристикам работ, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика отражены в документации об аукционе в электронной форме - техническом задании, которое представлено Локальными сметными расчётами; проектом контракта. Никаким нормативным документом не дается понятие Технического задания.
Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты не определяют также в каком виде должно быть описание объекта.
Техническое задание содержит перечень работ подлежащих выполнению (содержание и наименование работ), их объем и другие, предъявляемые к работам требования.
Следовательно, техническое задание, являясь описательным аналогом технической документации, совместно с остальной частью документации об аукционе, размещенной на официальном сайте, позволяет определить соответствие выполняемых работ потребностям заказчика.
Данный вопрос неоднократно рассматривался в судебном порядке: постановление от 18.12.2012 NА40-93076/12, постановление от 19.10.2012 NА40-62196/12, постановление от 22.10.2012 по делу N А40-9651/12, постановление от 23.10.2012 по делу N А40-53467/12, постановление 16ААС от 28.01.2013 по делу N А63-11874/2012 и мн. др. и судьи единогласно пришли к следующему мнению.
Таким образом, проектная документация не подлежит размещению на официальном сайте в составе аукционной документации, положением 44-ФЗ данного требования не предусмотрено. Сама по себе проектная документация не является составной частью технического задания и документации в целом (постановление ФАС ЗСО А75-2239/2012).
По доводу 8.
Как пояснил Заказчика, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана по уровню цен 2 квартала 2013 г. на основании заключения УА ХМАО - Югры "Управления государственной экспертизы проектной документации и ценообразования в строительстве" N 86-1-6-0125-13 от 03.07.2013 г. и дополнения к заключению (исх. N 376 от 24.03.2014 г.). К расчету применены прогрозные дефляторы (Постановление Правительства ХМАо - Югры N 135-п от 18.04.2014 г. "О методических рекомендациях по применению методов определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта", Приказ Департамента государственного заказа ХМАО - Югры N 71 от 22.11.2013 г. "Об утверждении методики оформления расчета начальной (максимальной) цены контракта".
По доводу 9.
ООО "АРТ-Групп" не исследована документация. Проект государственного контракта размещен на официальном сайте в архивном файле 10 СМР Куть-Ях том N6.
Довод опровергается фактическими обстоятельствами.
На основании вышеизложенного, в действиях Заказчика и Уполномоченного органа отсутствуют нарушения положений части 3 статьи 66, части 6 статьи 66, части 4 статьи 65, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 66, пункт 1 части 1 статьи 33, статьи 22, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
Признать жалобу ООО "АРТ-Групп" от 05.05.2014 г. N826-ж на действия Заказчика - КУ ХМАО-Югры "УКС", Уполномоченного органа - Департамент государственного заказа ХМАО-Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомашины в п. Куть-Ях Нефтеюганского района" (извещение N0187200001714000359) необоснованной.
Примечание: Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Тимиргалиев В.А.
Назарова И.П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 13 мая 2014 г. N 03/вб
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.05.2014