Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 марта 2017 г. N 59с/17
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2017 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2017 года.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе:
заместитель председателя Комиссии: Л.А. Черкашина - заместитель руководителя управления, начальник отдела антимонопольного контроля на товарных и финансовых рынках;
члены Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, О.И. Злобина - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов,
в присутствии представителей:
- заказчика: Государственное (областное) бюджетное учреждение "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области" - Емельянова В.А. (доверенность N17 от 20.03.2017), Селезневой А.А. (доверенность N18 от 20.03.2017),
- уполномоченного органа: Управление по размещению госзаказа Липецкой области - Емцовой Л.В. (доверенность б/н от 20.03.2017),
- заявителя - АО "Промышленная компания Элина" - Григорьева Д.М. (доверенность N22/17 от 17.03.2017),
рассмотрев жалобу АО "Промышленная компания Элина" на положения документации об электронном аукционе на закупку светосигнальных громкоговорящих установок и фонарей проблесковых (реестровый номер 0146200002017000137) (далее- электронный аукцион),
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 14.03.2017 поступила жалоба АО "Промышленная компания Элина" на положения документации об электронном аукционе на закупку светосигнальных громкоговорящих установок и фонарей проблесковых (заказчик - государственное (областное) бюджетное учреждение "Управление государственной противопожарной спасательной службы Липецкой области", уполномоченный орган - управление по размещению госзаказа администрации Липецкой области).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "Жалобы".
На заседании комиссии велась аудиозапись.
Представитель заявителя по доводам жалобы пояснил, что заказчиком в техническом задании документации об электронном аукционе установлены характеристики закупаемого товара, которым соответствует только одно конкретное изделие единственного производителя, а именно, установлены параметры габаритных размеров СГУ и требование к раме светоаккустической панели: "усиленная, изготовлена из оцинкованной стали". Данные действия заказчика нарушают ч.ч.1,2 ст. 8, ч. 3 ст.33 Закона о контрактной системе и приводят к ограничению количества участников закупки.
Представители заказчика не согласились с доводами жалобы заявителя и пояснили, что документация о закупке разработана в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ о контрактной системе и не ограничивает количество участников закупки. Кроме того, требования к характеристикам закупаемого товара установлены заказчиком исходя из его потребности.
Представитель уполномоченного органа поддержал доводы, изложенные представителями заказчика.
Рассмотрев жалобу и приложенные к ней материалы, а также другие документы (копии), представленные сторонами и выслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, Комиссия Липецкого УФАС России установила следующее:
Приказом начальника Управления по размещению госзаказа Липецкой области от 16.01.2017 N18-А принято решение об осуществлении закупки.
Документация об электронном аукционе на закупку светосигнальных громкоговорящих установок и фонарей проблесковых и извещение о проведении электронного аукциона N 0146200002017000137 размещены 06.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта - 186000,00 рублей.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Из части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе следует, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в частности наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из анализа данной нормы Закона следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
Заказчик при осуществлении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных нужд.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в закупочной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работам, услугам может повлечь невозможность принять участие того или иного юридического, физического лица в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики (исполнители) имеют возможность поставить товар, выполнить работу, оказать услугу, соответствующую всем условиям закупочной документации.
Предметом электронного аукциона является поставка светосигнальных громкоговорящих установок, а не их производство.
Пунктом 7.1 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара" документации об электронном аукционе установлено, в том числе, следующее:
Nп/п |
Наименование, требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара |
Единица измерения товара |
Количество товара |
1 |
Светосигнальная громкоговорящая установка В комплект поставки входят: светоаккустическая панель с рупорным громкоговорителем - 1 шт: тип излучения - светодиоды не менее 6 шт.; длина - не менее 1190 мм, но не более 1200 мм; ширина - не менее 260 мм, но не более 280 мм; высота - не менее 115 мм, но не более 135 мм; рама светоаккустической панели усиленная, изготовлена из оцинкованной стали; |
комплект |
5 |
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, из пояснений представителей заказчика, состав комплекта поставки был описан заказчиком в соответствии с его потребностью. А именно: данные светосигнальные громкоговорящие установки закупаются заказчиком взамен тех, которые уже были установлены на пожарных автомобилях (на кузове которых имеются отверстия для их установки), но вышли из строя. Это и обуславливает выбор заказчиком размеров закупаемого товара, указанных в п.7.1 аукционной документации, т.к. закупка товара с другими размерами несет за собой риск установки по новым меткам, что приведет к снижению жесткости конструкции кузова автомобиля. Относительно материала рамы светоакустической панели заказчик пояснил, что, исходя из практики, литая конструкция рамы из оцинкованной стали более прочная, так как выполнена методом штамповки из цельного листа оцинкованной стали, не имеет стычных деталей и прочно удерживает плафоны, не допуская разрушение герметики между секциями.
Таким образом, как установлено, целью рассматриваемой закупки является приобретение светосигнальных громкоговорящих установок, аналогичных по своим размерам с ранее установленными на имеющихся у заказчика пожарных машинах.
В силу части 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с заключением договора, предметом которого является поставка товара, выполнение работы, оказание услуги.
В связи с этим, участником закупки могло выступить любое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель (в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара), готовые поставить товар, отвечающий требованиям закупочной документации.
Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар с указанными в п.7.1 документации об электронном аукционе характеристиками, не может безусловно свидетельствовать о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В свою очередь, Комиссия отмечает, что при рассмотрении жалобы заявителем не были представлены доказательства невозможности приобрести необходимый заказчику товар, а также доказательств, что указанные заказчиком требования не являются объективными.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно вышеуказанной нормы Закона, заявителем в жалобе не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки характеристики закупаемого товара создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников, в т.ч. заявителя, а действия заказчика направлены на ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, жалоба заявителя является необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу АО "Промышленная компания Элина" на положения документации об электронном аукционе на закупку светосигнальных громкоговорящих установок и фонарей проблесковых (реестровый номер 0146200002017000137) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Заместитель председателя Комиссии: ____________ Л.А. Черкашина
Члены Комиссии: ____________ Т.Н. Ролдугина
____________ О.И. Злобина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 20 марта 2017 г. N 59с/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.03.2017