Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 марта 2017 г. N 22-03з/2017
Резолютивная часть решения оглашена "16" марта 2017 года. В полном объеме решение изготовлено "17" марта 2017 года.
в присутствии до объявленного перерыва: представителязаказчика -Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации /___./. (доверенность, паспорт),представителя заявителя-ООО "Центр слуха" /___./.(паспорт, доверенность), в присутствии после объявленного перерыва: представителязаказчика - Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации /___./ (доверенность, паспорт), в отсутствии надлежащим образом уведомленного о перерыве в рассмотрении жалобы представителя заявителя - ООО "Центр слуха", рассмотрев жалобу N22-03з/2017ООО "Центр слуха" по существу, установила: |
09.03.2017 г. в адрес Калужского УФАС России поступилажалобаООО "Центр слуха" на положения аукционной документации заказчика - Государственного учреждения - Калужского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерациипри проведении аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте N0237100001417000008), предметом которого является поставка слуховых аппаратов с целью обеспечения инвалидов.
ООО "Центр слуха"полагает, что заказчикнарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) в части установления в аукционной документации требований, приводящих к ограничению количества участников закупки.
Заказчиком - Государственным учреждением - Калужским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерациипредставлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Центр слуха", в которых указанно, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а аукционная документацияоснована на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 20.01.2017 г. (с последующими изменениями от, 27.01.2017 г., 30.01.2017 г., 09.02.2017 г., 22.02.2017 г.) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru; далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0237100001417000008о проведении аукциона в электронной форме, предметом которого является поставка слуховых аппаратов с целью обеспечения инвалидов(далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении аукциона, составляла 6 857 440,00 рублей.
Заказчиком по указанному аукциону выступало -Государственное учреждение Калужское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
Срок окончания приема заявок на участие в аукционе согласно извещению о проведении аукциона -10.03.2017 10:00.
2.В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3.Согласно доводам жалобы ООО "Центр слуха", заказчик в описании функциональных и технических характеристик устанавливает требование о наличии у слуховых аппаратов по пунктам 2-5 такого показателя как "бинауральная координация - наличие" без обоснования необходимости его применения. Заявитель жалобы заявляет, что данное требование является избыточным, так как решение о показаниях к бинауральному слухопротезированию может принять только врач-сурдолог медицинской организации.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что заявителем жалобы в подтверждение своих доводов не представлены какие-либо документальные доказательства, подтверждающие обоснованность доводов, указанных в жалобе.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, требование технического задания, а именно функция "бинауральная координация" является стандартной для современных слуховых аппаратов, оснащенных беспроводными свойствами, поскольку востребована при двустороннем (бинауральном) слухопротезировании, а ее отсутствие ограничивает возможности бинаурального протезирования, а также ограничивает функционал использования слухового аппарата при бинауральномслухопротезировании. На настоящий момент указанная функция является стандартной и повсеместно используемой при бинауральном слухопротезировании.
Большинство инвалидов, как правило, имеют потери слуха на оба уха. В связи с современным взглядом специалистов на способы слухопротезирования, именно 2 аппарата способны обеспечить максимальный реабилитационный эффект.В этой связи, целью закупки является достижение максимального реабилитационного эффекта для инвалидов по результатам протезирования, а функция "бинауральная координация" направлена именно на это и избыточной не является.
Заказчик использовал при составлении описания объекта закупки показатели, условные обозначения, терминологию, касающиеся технических и функциональных характеристик слуховых аппаратов, предусмотренных ГОСТами, например, характеристики и терминологию требуемых максимального ВУЗД90, частотного диапазона, максимального усиления и прочие характеристики, указанные в ГОСТ Р 51024-2012.
ГОСТ Р 51024-2012 не содержит функции, указанной Заявителем, однако, на сегодняшний день указанная функция является стандартной и повсеместно используемой при бинауральном слухопротезировании.
После объявленного перерыва в рассмотрении жалобы, Заказчиком были представленыинформация и документы, подтверждающие доводы регионального отделения о наличии по позициям 2,3,4,5 таблицы Технического задания документации об аукционе в электронной форме на поставку слуховых аппаратов с целью обеспечения инвалидов (извещение N 02371000014717000008) слуховых аппаратов, подпадающих под требования документации об аукционе:
1. По поз. 2 и 3 - копия технических характеристик на слуховые аппараты производства компании Phonak, Швейцария - Серия Naida S (Модели V UP, V SP);
2. По поз. 2 - копия технических характеристик на слуховые аппараты производства компании Unitron, Канада (Модель Мах 20 SP);
3. По поз. 4 - копия технических характеристик на слуховые аппараты производства компании Phonak, Швейцария - СерияSolana (Модель microM);
4. По поз. 2-4 - копия ответа ОАО "ИСТОК-АУДИО ИНТЕРНЭШНЛ" от 15.03.2017, а также скриншот с сайта ООО "Исток Аудио Трейдинг"- слуховыеаппараты "Сакура SP", "Сакура P", "Сакура S".
5. По поз. 5 -копия технических характеристик на слуховые аппараты производства компании Unitron, Канада, модель QuantrumPro S; производства компании Phonak, Швейцария - Серия Solana, Модель microР.
Кроме того, на рассмотрение жалобы были также представлены копии выписок из Индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемых Федеральнымигосударственными учреждениями медико-социальной экспертизы, из которых следует, что имеются случаи назначения ФКУ "ГБ МСЭ по Калужской области" Минтруда России слуховых аппаратов в количестве 2 штук (на оба уха), которые должны быть предоставлены инвалиду в соответствии с ИПР инвалида. На основании данных, указанных в ИПР и формируется потребность Заказчика в обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации.
В части 3 "Техническое задание" Документации об аукционе (далее - Техническое задание) заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. При этом указал максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Все характеристики товаров определяются исходя из нужд Заказчика, непосредственно использующего закупаемый товар.
На основании вышеизложенного, в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Кроме того, законом не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Комиссия Калужского УФАС России также отмечает тот факт, что согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок N17аэ/2017 от 13 марта 2017 г. на участие в аукционе поступило 2 заявки, обе заявки были допущены до участия в аукционе. Согласно представленным на рассмотрение жалобы документам, оба участника в первой части заявки по каждому пункту Технического задания предлагают товар различных производителей, что подтверждает то обстоятельство, что слуховые аппараты с функцией "бинауральная координация" могут быть поставлены разными поставщиками и разными производителями.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности вышеуказанного довода жалобы ООО "Центр слуха".
4. Согласно доводам жалобы ООО "Центр слуха",в соответствии с действующим законодательством РФ (Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ) деятельность по поставке слуховых аппаратов не подлежит лицензированию. В Техническом задании заказчиком установлены требования к условиям поставки: в связи с тем, что настройка слуховых аппаратов является медицинской услугой, у поставщика или соисполнителя, в случае его привлечения к исполнению контракта по договору, обязательно наличиедействующей лицензии на осуществление поставщиком или соисполнителем медицинской деятельности по оказанию специализированной медицинской помощи, включающей работы (услуги) по сурдологии-оториноларингологии. В сложившейся ситуации заказчик ограничивает возможность участия в торгах хозяйствующих субъектов, не оказывающих медицинские услуг в рассматриваемой сфере, что может привести к ограничению количества участников размещения заказа.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Предметом рассматриваемого аукциона, согласно извещению о проведении аукциона, является поставка слуховых аппаратов с целью обеспечения инвалидов.
В пункте 13 Информационной карты установлены требования к участникам закупки, в том числе:
- соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: не устанавливается дляпоставки слуховых аппаратов;
Указанное требование устанавливается для настройки слуховых аппаратов. Необходимо наличие копиилицензии на осуществление медицинской деятельности по специальности "сурдология-оториноларингология", предоставленной лицензирующим органом в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности") у Поставщика, а в случае ее отсутствия, Поставщик вправе привлечь Субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию на данный вид деятельности, или приосуществлении поставщиком или соисполнителем, в случае его привлечения к исполнению контракта по договору, деятельности по слухопротезированию в соответствии с профессиональным стандартом "Специалист в области слухопротезирования (сурдоакустик)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.05.2016 N 226н, наличие документа, подтверждающего квалификацию специалиста.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, в соответствии с п.3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Предметом контракта является именно поставка товара, так как данные слуховые аппараты не изготавливаются индивидуально под каждого инвалида, а изготавливаются промышленным образом партиями.
Поставщик (или соисполнитель) осуществляет лишь индивидуальную настройку слухового аппарата в отношении каждого инвалида.
Требование о наличии лицензии внесено в документацию в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается следующим.
Классификатор технических средств реабилитации, утвержденный приказом Минтруда России от 24.05.2013 N 214н, предусматривает такое техническое средство реабилитации, как слуховой аппарат, в том числе с ушными вкладышами индивидуального изготовления, как единое целое в полной комплектности, а не по отдельности. В перечне отсутствуют отдельные услуги по настройке слуховых аппаратов.
При этом, конечным итогом обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе слуховыми аппаратами, является их полная реабилитация, т.е. восстановление тех или иных функций организма. В данном, рассматриваемом случае, восстановление слуха.
Следовательно, предоставление слухового аппарата (только поставка) без его индивидуальной настройки для каждого конкретного инвалида, не возможна, так как противоречит требованию об обеспечении инвалидов средствами реабилитации, более того, слуховой аппарат без его настройки опасен для здоровья самого инвалида.
В связи с этим, все слуховые аппараты в независимости от способа обработки сигнала, сложности и мощности, подлежат обязательной настройке под индивидуальную потерю слуха каждого инвалида и только специально обученным врачом-специалистом в рамках медицинского учреждения, имеющего соответствующую лицензию.
В силу п.46 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"медицинская деятельность подлежитлицензированию.
В соответствии с Перечнем работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291), работы (услуги), выполняемые при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико- санитарной помощи), включают работы (услуги), в том числе по сурдологии- оториноларингологии.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н утверждена номенклатура медицинских услуг, в соответствии с которой медицинские услуги по сурдологии-оториноларингологии отнесены к медицинским услугам класса "В", представляющим собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Настройку слуховых аппаратов в соответствии с аукционной документацией, исходя из требований действующего законодательства, должен оказывать врач сурдолог-оториноларинголог, специалист, соответствующий квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, утвержденным приказом Минздрава России от 08.10.2015 N 707н, по специальности "сурдология-оториноларингология" и который имеет право, в том числе самостоятельно определять тактику ведения больного в соответствии с установленными правилами и стандартами; проводить диагностические, реабилитационные и профилактические процедуры с использованием разрешенных методов диагностики и лечения; осуществлять подбор слуховых аппаратов.
Комиссия Калужского УФАС России обращает внимание на то обстоятельство, что Заказчиком, с целью недопущения ограничения конкуренции при осуществлении рассматриваемой закупки, в Документации (п. 13 Информационной карты), предусмотрено право исполнителя привлечь Субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
Таким образом, любой поставщик слуховых аппаратов может участвовать в аукционе с последующим привлечением соисполнителя, обладающего соответствующей лицензией для оказания лицензируемых видов услуг.
Указанной позиции придерживается Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Так, в своём Письме N АД/66737/15 от 25.11.2015 ФАС России, основываясь на анализе действующего законодательства, указала, что в целях обеспечения соблюдения законодательства в сфере закупок, антимонопольного законодательства, региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации вправе проводить закупку слуховых аппаратов для обеспечения инвалидов, включая поставку слуховых аппаратов, индивидуальных ушных вкладышей и настройку слуховых аппаратов, в случае установления в документации возможности привлечения исполнителем субподрядчиков, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика не содержат нарушений Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводам жалобы ООО "Центр слуха",заказчик, указав дату окончания срока предоставления участникам разъяснений положенийдокументации "до 06 марта 2017 г.", нарушил ч. 4 ст. 65 Закона.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе порядок, даты начала и окончания срока, предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗв течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещаетв единой информационной системеразъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В пункте 28 Информационной карты установлены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: Заявки на участие в электронном аукционе подаются с момента размещения в Единой информационной системе на сайте www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона до "10" марта 2017 г. до 10.00 часов (время московское).
В пункте 24 Информационной карты установлены порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам разъяснений положений документации: С момента опубликования до "06" марта 2017 года. Определен пунктом 6 Общей части документации об электронном аукционе.
Таким образом, последним днем подачи участниками запроса на разъяснение является 06 марта 2017 г. (за 3 дня до 10 марта 2017 г.)., что не противоречит части 4 статьи 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Центр слуха"необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
/___./ |
|
/___./ |
/___./ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 17 марта 2017 г. N 22-03з/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017