Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2017 г. N 44-836/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГКУ "Дирекция заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры" (далее - Заказчик):
ООО "Мегаполис-Консалтинг" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5639/17 от 13.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на выполнение работ по реставрации папертей западного фасада объекта культурного наследия федерального значения "Церковь Святого Преподобного Серафима Саровского подворья Серафимо-Дивеевского монастыря" (Санкт-Петербург, г. Петергоф, Ораниенбаумское шоссе, 11) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.02.2017 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200231717000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 28 935 800,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования законодательства о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик считает жалобу необоснованной.
Заявитель в жалобе указал на установление в документации о закупке порядка оценки конкурсных заявок, который не позволяет произвести объективную оценку конкурсных заявок.
В соответствии с ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных ст. 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 25 постановления Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Например, согласно п. 4.3.1 подраздела 11.2 Тома 2 документации о закупке Заказчиком установлен следующий порядок оценки по показателю "Качество работ": "Под мероприятиями по улучшению контроля качества за выполняемыми работами на объекте, являющимся предметом конкурса, для целей предмета оценки понимается описание участником конкурса в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, мероприятий по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, направленных на улучшение качества работ, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации, включающих следующие мероприятия: 1) по проведению участником конкурса входного контроля применяемых строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - входной контроль материалов и оборудования); 2) по проведению участником конкурса входного контроля проектной и сметной документации (далее - входной контроль проектной документации); 3) по проведению участником конкурса операционного контроля выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ по сохранению объектов культурного наследия для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения указанных работ (далее - операционный контроль); 4) по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - приемочный контроль); 5) по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - инспекционный контроль); 6) по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами).
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения внешнего осмотра поступающих строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, порядка проверки наличия, комплектности и правильности оформления сопроводительных документов поставщика (производителя), подтверждающих качество и комплектность строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, с указанием полного перечня таких документов, предусмотренных действующим законодательством, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль или сведений о строительной лаборатории, осуществляющей входной контроль, порядка документирования результатов входного контроля, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов или брака строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
Мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации должны быть описаны с указанием перечня документов, подлежащих входному контролю проектной документации, функций такого контроля, подразделений и (или) персонала (по должностям) участника конкурса, осуществляющего входной контроль проектной документации, порядка действий подрядчика при обнаружении дефектов проектной и (или) сметной документации.
Мероприятия по проведению участником конкурса операционного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, конкретных мероприятий операционного контроля, включающих описание основных этапов выполнения работ, применяемых основных методов контроля, контрольно-измерительного инструмента, при помощи которого проводят операционный контроль, персонала (по должностям), осуществляющего операционный контроль, по видам работ, предусмотренных таблицей N 3 части 2 конкурсной документации (по каждому виду работ отдельно).
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего приемочного контроля должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний приемочный контроль.
Мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля участника конкурса за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, порядка проведения такого контроля, персонала участника конкурса (по должностям), осуществляющего внутренний инспекционный контроль, и графика (сроков) проведения такого контроля.
Мероприятия по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ должны быть описаны, в том числе с указанием функций такого контроля, персонала участника конкурса, осуществляющего такой контроль (по должностям).
Предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должны подтверждаться представленными в составе заявки копиями следующих действующих документов участника конкурса по улучшению контроля качества за выполняемыми работами: копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля материалов и оборудования (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля материалов и оборудования); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения входного контроля проектной документации (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса входного контроля проектной документации); копия действующего сертификата участника конкурса системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9001 и/или копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения операционного и внутреннего приемочного контроля (в отношении мероприятий по проведению участником конкурса операционного и внутреннего приемочного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения внутреннего инспекционного контроля (в отношении мероприятия по проведению участником конкурса внутреннего инспекционного контроля); копия действующего утвержденного уполномоченным должностным лицом участника конкурса положения (порядка) участника конкурса о порядке проведения контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ (в отношении мероприятия по проведению контроля за устранением недостатков, отмеченных в журналах работ в ходе контроля и надзора за выполнением работ). В случае если указанные положения (порядки) участника конкурса утверждены локальными правовыми актами участника конкурса, то в составе заявки должны быть также представлены копии, соответствующих локальных правовых актов. Копии вышеуказанных документов участника конкурса по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами далее для целей предмета оценки именуются "копии документов по улучшению контроля качества".
Сведения, содержащиеся в предложениях по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, и сведения, содержащиеся в документах по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, должны совпадать.
Участник конкурса вправе представить предложения по проведению одного или более мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами или не представлять предложения по проведению мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами. Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами считается представленным участником конкурса только в том случае, если участником конкурса представлена в составе заявки копия соответствующего предусмотренного конкурсной документацией действующего соответствующего требованиям конкурсной документации документа участника конкурса по улучшению контроля качества. Каждое предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должно содержать все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и Санкт-Петербурга и требованиям конкурсной документации. Предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, которое не содержит все сведения, предусмотренные конкурсной документацией для данного предложения, и (или) не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, и (или) законодательства Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации, и (или) не соответствует представленным копиям документов по улучшению контроля качества, не засчитывается как предложение по проведению мероприятия по улучшению контроля качества за выполняемыми работами.
Порядок определения баллов по показателю "качество работ":
100 баллов - участником конкурса представлены предложения по всем мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
75 баллов - участником конкурса представлены предложения по пяти любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
60 баллов - участником конкурса представлены предложения по четырем любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
45 баллов - участником конкурса представлены предложения по трем любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
30 баллов - участником конкурса представлены предложения по двум любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
15 баллов - участником конкурса представлены предложения по одному любому мероприятию по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки;
0 баллов - участником конкурса представлено не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга, и (или) требованиям конкурсной документации предложение по одному и более любым мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, указанным в предмете оценки, и (или) участником конкурса вообще не представлены предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами.
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению).
Инструкция по заполнению заявки в части представления предложения участника конкурса по показателю "качество работ":
1) предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами представляются по желанию участника конкурса, отсутствие данных предложений в составе заявки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации; отсутствие копий документов по улучшению контроля качества в составе заявки не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям конкурсной документации; представление участником конкурса в составе заявки копий документов по улучшению контроля качества не освобождает участника конкурса от указания соответствующих предложений по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами в составе заявки в порядке, установленном конкурсной документацией;
2) предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами представляются участником конкурса на бумажном носителе как приложение N 1 "Предложение участника конкурса по показателю "качество работ" к форме "Конкурсное предложение"; данное приложение должно иметь только указанную нумерацию и наименование; предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами должны быть структурированы как отдельные разделы приложения N 1 "Предложение участника конкурса по показателю "качество работ" к форме "Конкурсное предложение" и должны иметь только наименования, соответствующие наименованиям мероприятий по улучшению контроля качества за выполняемыми работами, предусмотренным в конкурсной документации;
3) копии документов по улучшению контроля качества представляются участником конкурса в составе заявки как приложения к приложению N 1 "Предложение участника конкурса по показателю "качество работ" к форме "Конкурсное предложение";
4) в случае если участником конкурса представлены предложения по мероприятиям по улучшению контроля качества за выполняемыми работами с нарушением инструкции по заполнению заявки в части представления предложения участника конкурса по показателю "качество работ", то заявке участника конкурса по показателю присваивается 0 баллов.".
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Таким образом, порядок оценки конкурсных заявок должен обеспечивать возможность объективного определения лучшего условия исполнения контракта на основании критериев, установленных в документации о закупке.
Согласно порядку оценки по показателю "Качество работ" участник закупки в конкурсной заявке для получения максимального количества баллов по показателю должен представить описание мероприятий по организации системы по контролю за качеством выполняемых работ по сохранению объекта культурного наследия, являющихся предметом конкурса, направленных на улучшение качества работ, предусмотренных техническим заданием конкурсной документации. Порядок оценки также содержит перечень мероприятий, в отношении которых участник закупки должен представить описание.
Вместе с тем, согласно порядку оценки конкурсная комиссия Заказчика оценивает факт наличия или отсутствия в конкурсной заявке описания в отношении указанных в документации мероприятий, а также присваивает количество баллов в зависимости от наличия описания по всем или не по всем мероприятиям.
Комиссия УФАС установила, что согласно порядку оценки конкурсных заявок конкурсная комиссия Заказчика оценивает исключительно факт наличия или отсутствия описания. Следовательно, например, в случае предоставления в конкурсной заявке участником закупки краткого описания в отношении всех мероприятий, конкурсная комиссия Заказчика обязана присвоить такой заявке по показателю максимальный балл, при этом в случае наличия в конкурсной заявке подробного описания в отношении не всех мероприятий, такой заявке будет присвоено меньшее количество баллов. Таким образом, порядок оценки конкурных заявок не позволяет конкурсной комиссии Заказчика производить рассмотрение заявок в части содержания описания.
В действиях Заказчика выявлено нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе в части установления в документации о закупке порядка оценки, который не позволяет объективно оценить конкурсные заявки.
Таким образом, жалоба признана обоснованной.
Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с ранее выданным предписанием в отношении рассматриваемой закупки по делу N 44-775/17 от 15.03.2017.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 32, 50, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Мегаполис-Консалтинг" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 20 марта 2017 г. N 44-836/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017