Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2017 г. N 44-864/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия" (далее - Заказчик):
ООО "Штандарт" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 5109/17 от 07.03.2017) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Дом Каменноостровского товарищества для устройства постоянных квартир", расположенного по адресу: ул. Профессора Попова, д. 4, лит. Б, в части ремонта гидроизоляции фундаментов, сноса поздней аварийной пристройки, выполнение отмостки и благоустройства (извещение номер 0372100000917000004) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного конкурса размещено 27.02.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100000917000004. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 113 416,98 рублей.
В жалобе ООО "Штандарт" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении требований к содержанию и составу конкурсных заявок, которые ограничивают количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу ч. 3 ст. 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В случае установления в документации о закупке показателя "деловая репутация участника закупки" критерия "квалификация участников закупки" порядок оценки должен раскрывать содержание, определяющее сопоставимость имеющейся у участников закупки деловой репутации, в том числе, указывает единицу измерения объема.
Согласно положениям конкурсной документации "Предметом оценки по данному показателю является количество копий положительных отзывов о выполненных Участником конкурса работах сопоставимого объема и характера, представленных от заказчиков.
При этом работами сопоставимого объема и характера будут признаны любые работы по сохранению объектов культурного наследия, исполненные без применения к Подрядчику (Участнику конкурса) неустоек (штрафов, пеней) контракты (договора), которые были заключены за последние 3 года до даты подачи Заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием, с ценой контракта (договора) не менее 100 % от начальной (максимальной) цены Контракта.
Предельное необходимое максимальное количество таковых отзывов заказчиков - 5 (пять) отзывов заказчиков".
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 6 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
Заказчиком установлены следующие требования к положительным отзывам о выполненных работах:
"Документы, подтверждающие наличие у Участника конкурса деловой репутации, а именно: копии документов (положительных отзывов, писем, благодарностей заказчиков) по выполненным Участником конкурса работам по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием (далее по тексту Конкурсной документации - "отзывы заказчиков").
Копия каждого отзыва заказчика должна соответствовать одновременно всем ниже следующим требованиям:
(1) Отзыв должен быть оформлен на фирменном бланке заказчика;
(2) Отзыв должен иметь исходящий номер и дату;
(3) Отзыв должен быть подписан руководителем заказчика или иным лицом, исполняющим обязанности руководителя организации, в силу выданной ему доверенности, либо иного документа, составленного в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также специальных Федеральных законов Российской Федерации;
(4) Отзыв должен быть заверен печатью заказчика (при ее наличии);
(5) Отзыв должен содержать:
- номер, дату и предмет договора (контракта);
- общую цену договора (контракта);
- номера и даты всех следующих документов по сдаче-приемке выполненных работ по договору (контракту), а именно: акт приемки объекта в эксплуатацию (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта), акт приемки объекта капитального строительства (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта); акт ввода объекта в эксплуатацию (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта); акт сдачи-приемки результата работ по договору (контракту)
(если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта);
- информацию, что договор (контракт) был исполнен без применения к Подрядчику (Участнику конкурса) неустоек (штрафов, пеней).
(6) к отзыву должен прилагаться один из ниже перечисленных подтверждающих документов:
а) скриншот из Реестра контрактов, заключенных заказчиками, или Реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок, содержащихся в единой информационной системе, подтверждающий информацию, указанную в данном отзыве заказчика,
или
б) копия контракта (договора) на выполнение участником закупки работ сопоставимого объема и характера, включая все упомянутые в тексте договора (контракта) приложения, копии всех следующих документов по сдаче-приемке выполненных работ по договору (контракту), а именно: формы КС-2 (если подписание таковой формы предусмотрено условиями договора (контракта), КС-3 (если подписание таковой формы предусмотрено условиями договора (контракта), акт приемки объекта в эксплуатацию (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта), акт выполненных работ (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта); акт приемки объекта капитального строительства (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта); акт ввода объекта в эксплуатацию (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта); акт сдачи-приемки результата работ по договору (контракту) (если подписание сторонами такового акта предусмотрено условиями договора (контракта), подтверждающих приемку заказчиком работ без применения к участнику штрафных санкций".
При этом согласно положениям конкурсной документации "Не соответствие какого-либо из отзывов заказчиков требованиям к отзывам заказчиков, установленным в пп. 4.1. п. 3.1.2. Конкурсной документации, будет означать, что данный отзыв заказчика Участником конкурса не представлен, т.е. наличие данного отзыва заказчика не подлежит оценке Единой комиссией в составе Заявки на участие в конкурсе".
Таким образом, отсутствие в представленном для оценки положительном отзыве о выполненных участником закупки работах хотя бы одного из указанных Заказчиком пунктов, повлечет невозможность оценки такого документа, что снизит итоговую оценку его конкурсной заявки (величина значимости данного критерия составляет 30 %).
Наличие у участников закупки положительных отзывов, оформленных в соответствии с требованиями Заказчика, не свидетельствует о большем профессионализме лица по сравнению с тем, кто имеет положительные отзывы не соответствующие данной форме (например, при отсутствии хотя бы одного пункта из требований Заказчика), при этом, лицо, выдающее такой положительный отзыв, не обязано указывать все перечисленные Заказчиком сведения и вправе составить его в произвольной форме.
Таким образом, требования к оформлению положительного отзыва, установленные Заказчиком, влекут за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе, в чем усматривается нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 51, 53, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Штандарт" обоснованной.
2. Признать в действия Заказчика нарушение п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 марта 2017 г. N 44-864/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.03.2017