Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 марта 2017 г. N 44-842/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствии представителя:
СПб ГКУ "Жилищное агентство Калининского района Санкт-Петербурга" (далее - Заказчик): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
ООО "Вектор" (далее - Заявитель): надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу заявителя (вх. N 5465/17 от 10.03.2017) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении подрядчика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по сносу "деревьев-угроз" на территории Калининского района Санкт-Петербурга согласно адресной программе для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2017 году (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 22.02.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200138117000005. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 575 500,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в необоснованном отклонении заявки Заявителя по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч.3 ст.67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.03.2017 N0372200138117000005-1 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 6) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям:
"Основание для отклонения: п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ - участником представлена информация не соответствующая требованиям документации, а именно:
Товар N2 Краска
В ТЗ установлено требование к следующим показателям товара: "Массовая доля нелетучих веществ 47-57%, рН краски 7,5-9,5". Согласно инструкции по заполнению заявок при описании требований к значениям показателей товара, используемого при выполнении работ, слова (словосочетания): "-", устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей товара. Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, установленные к максимальным и минимальным значениям, должны содержать два значения.
В заявке указано: "Массовая доля нелетучих веществ 52%. рН краски 9,0".
Требования к товарам, необходимым для выполнения работ, установлены Заказчиком в Приложении N4 к Техническому заданию.
Например, к товару по позиции "Краска" Приложения N 4 к Техническому заданию Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования: "Массовая доля нелетучих веществ 47-57 %. рН краски 7,5-9,5".
Анализ заявки Заявителя с порядковым номером 13 показал, что участником закупки к товару по позиции "Краска" представлены, в том числе, следующие характеристики: "Массовая доля нелетучих веществ 52%. рН краски 9".
Заказчик ссылается в обосновании отклонения заявки Заявителя на положения инструкции по заполнению первой части заявки, в которой указано следующее: "При описании требований к значениям показателей товара, используемого при выполнении работ, слова (словосочетания): "-",устанавливают требования к максимальным и минимальным значениям показателей товара. Участник представляет соответственно равное, большее или меньшее значение (без использования вышеуказанных слов)".
При этом, Заказчик также указывает: "Конкретные показатели товара, используемого при выполнении работ, установленные к максимальным и минимальным значениям, должны содержать два значения", что в свою очередь противоречит вышеуказанному положении инструкции о том, что Участник представляет соответственно равное, большее или меньшее значение (без использования вышеуказанных слов)".
Изучив документацию о закупке, рассмотрев заявку Заявителя, протокол рассмотрения заявок на участие в рассматриваемой закупке, принимая во внимание доводы, изложенные в жалобе, пояснения сторон, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки Заявителя по основаниям, изложенным в протоколе рассмотрения первых частей заявок.
В действиях аукционной комиссии Заказчика усматривается нарушение ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
Жалобу следует признать обоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Инструкция по заполнению заявок должна беспрепятственно позволять определить участникам закупки и аукционной комиссии заказчика определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
В инструкции по заполнению первой части заявки Заказчиком установлен следующие порядок предоставления показателей в составе первой части заявки на участие в аукционе: "Участник закупки в I части заявки на участие в аукционе представляет сведения о конкретных показателях товара, используемого для выполнения работ, соответствующих значениям, установленным в Приложении N4 к Техническому заданию, п. 2.2 Технического задания и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В описании товаров, в соответствии с Приложением N4 к Техническому заданию, содержащем требования к товарам, указаны следующие виды показателей:
1) показатель, для которого установлено максимальное и (или) минимальное значение такого показателя;
2) показатель, значение которого не может изменяться;
3) показатель, для которых указаны варианты значений.
Порядок описания характеристик товара, используемого при выполнении работ, предлагаемого участником закупки:
по первому виду показателей участник закупки указывает конкретные значения показателей, для которых установлены максимальные и (или) минимальные значения;
по второму виду показателей участник закупки указывает значение, установленное заказчиком, которое не может изменяться;
по третьему виду показателей участник закупки выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений".
Вместе с тем, Заказчиком в аукционной документации установлены требования к показателям товара, используемого для выполнения работ, из которых участнику размещения заказа при формировании заявки на участие в аукционе невозможно определить, какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями, диапазоном значений и какие показатели определяются значениями, которые не могут изменяться.
При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе также не установлено, какие из перечисленных характеристик товара необходимо указать в составе первой части заявки на участие в аукционе в качестве диапазонных значений.
В том числе, в инструкции также содержатся противоречивые положения, например: " Участник закупки в I части заявки на участие в аукционе представляет сведения о конкретных показателях товара, используемого для выполнения работ, соответствующих значениям, установленным в Приложении N4 к Техническому заданию, п. 2.2 Технического задания.
В случае установления требования к значению показателя в Приложении N2 к Техническому заданию слов/знаков "или" участник закупки должен указать одно из альтернативных значений показателя. При предоставлении сведений о конкретных показателях товаров, используемых при выполнении работ, не допускается использование слов, которые неоднозначно указывают на наличие у товара характеристик, таких как: "требуется", "должен (-на), (-но), (-ны)", "быть", "допускается (-ются)", "не допускается (-ются)". Во всех иных случаях требования к показателям товаров, установлены в виде значений, которые не могут изменяться, и участник закупки представляет сведения точно соответствующие требованиям Приложения N2 Технического задания".
При этом, в Приложении N2 к Техническому заданию содержится Адресная программа на выполнение работ по сносу "деревьев-угроз" на территории Калининского района Санкт-Петербурга для государственных нужд Санкт-Петербурга в 2017 году.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в действиях Заказчика усматривается нарушение п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащей инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, позволяющей субъективно интерпретировать и толковать требования документации.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 33, 64, 66, 67, 96, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Вектор" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной Комиссии Заказчика нарушении ч.5 ст.67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной площадки не выдавать в связи с его выдачей по делу 44-783/17.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 17 марта 2017 г. N 44-842/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.03.2017